Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 1998 г. N 58-Г98-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 24 ноября 1998 г. по кассационной жалобе В.Н.И. на решение Хабаровского краевого суда от 17 сентября 1998 г. дело по заявлению В.Н.И., Г.Н.Т. и К.Ю.Ф. о признании недействительным постановления Главы Администрации Хабаровского края от 22 июля 1998 г. N 287 "О вопросах применения контрольно-кассовых машин".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.Л.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 22 июля 1998 г. N 287 "О вопросах применения контрольно-кассовых машин" было введено обязательное применение контрольно-кассовых машин для юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг на рынках, ярмарках, выставочных комплексах, на автостоянках, станциях технического обслуживания автомобилей, автомойках, шиномонтажных мастерских и других территориях, отведённых для осуществления торговли, в киосках, ларьках, павильонах, помещениях контейнерного типа, автофургонах и других, аналогично обустроенных и приспособленных местах (открытых прилавков); при торговле сельскохозяйственной продукцией, продовольственными и непродовольственными товарами, а также при осуществлении мелкооптовой торговли на оптовых рынках, базах.
В.Н.И., Г.Н.Т. и К.Ю.Ф. обратились в суд с заявлением о признании недействительным постановления Главы Администрации Хабаровского края от 22 июля 1998 г. N 287 "О вопросах применения контрольно-кассовых машин", ссылаясь на то, что оно противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и подзаконным нормативным актам федеральных органов исполнительной власти, поскольку нарушает единство экономического пространства Российской Федерации, создаёт неблагоприятные условия для отдельных субъектов предпринимательской деятельности и принято с превышением полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Хабаровского краевого суда от 17 сентября 1998 г. требования заявителей были оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения не усматривает.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Таким образом, Федеральным законом установлен общий принцип о необходимости применения контрольно-кассовых машин всеми субъектами предпринимательской деятельности, за исключением отдельных случаев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Совет Министров - Правительство Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень).
Статья 3 этого Закона устанавливает, что требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждаемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 23.10.95 N 1028, от 06.01.97 N 11, от 19.12.97 N 1607, от 07.08.98 N 904) были утверждены согласованные с Верховным Советом Российской Федерации "Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и "Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин".
В этом же Постановлении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было разрешено принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.97 N 1607).
Таким образом, Правительство Российской Федерации в установленном порядке предоставило право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать решения об ограничении действия указанного перечня на их территории. При этом термин "ограничение действия" не может пониматься иначе, как отмена разрешения на осуществление предпринимательской деятельности без применения контрольно-кассовых машин для отдельных хозяйствующих субъектов, которым такое право ранее было предоставлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.
При таких условиях довод заявителей о том, что Администрация Хабаровского края приняла решение об ограничении действия указанного перечня на территории Хабаровского края с превышением своих полномочий, суд правильно оценил как необоснованный. Оценка соответствия Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.97 N 1607 Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу, в связи с чем доводы заявителей о том, что Правительство Российской Федерации не имело права передавать субъектам Российской Федерации полномочий по ограничению перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, при рассмотрении настоящего дела учтены быть не могут.
В тексте оспариваемого заявителями постановления нет норм, устанавливающих обязанность предпринимателей приобретать контрольно-кассовые машины у конкретных производителей этой техники. В связи с этим суд правильно оценил как неубедительные ссылки заявителей на техническое несовершенство некоторых отечественных контрольно-кассовых машин, тем более, что достоверными сведениями о том, что ККМ "Меркурий-115Ф", производящаяся на ДОАО "Дальэлектрон", не соответствует требованиям, предъявляемым к аппаратуре, применяемой на открытом воздухе в дальневосточных условиях, суд не располагал, а сам этот вопрос носит технический характер и существенного значения для правильного разрешения данного дела не имел.
Необоснованными являются и доводы заявителей о противоречии обжалуемого постановления Закону Российской Федерации от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Никаких благоприятствующих условий для одних предпринимателей в ущерб интересам других хозяйствующих субъектов обжалуемое постановление не вводит. При наличии одинакового принципа осуществления предпринимательской деятельности с использованием контрольно-кассовых машин, установленного Федеральным законом для всех хозяйствующих субъектов, осуществление торговли различными предпринимателями в разных местах и в разных условиях не может рассматриваться как объективное условие, ограничивающее право субъектов Российской Федерации на ограничению перечня отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Доводы заявителей относительно неправомерности постановления в части, касающейся мелкооптовой торговли между предпринимателями, являются неубедительными потому, что в п. 1 обжалуемого постановления вводятся правила, касающиеся расчётов наличными деньгами в сфере торговли. При такой форме расчётов мелкооптовые продавцы и покупатели ничем не отличаются от физических лиц, приобретающих или продающих товары личного пользования, в связи с чем оснований для освобождения их от обязанности производить расчёты по таким сделкам с использованием контрольно-кассовых машин лишь по тем основаниям, что Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением" не относится к расчётам предпринимателей между собой, в данном случае нет.
С учётом изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Хабаровского краевого суда от 17 сентября 1998 г. оставить без изменения, кассационную жалобу В.Н.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 1998 г. N 58-Г98-10
Текст определения официально опубликован не был