Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 января 1999 г. N 58-Г98-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Рассмотрела в судебном заседании 29 января 1999 года гражданское дело по заявлению администрации Хабаровского края о признании недействительными п. 1 ст. 4 Закона Хабаровского края "О регулировании земельных отношений на территории Хабаровского края" по кассационной жалобе представителя Администрации Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 25 ноября 1998 года, которым в удовлетворении заявления Администрации Хабаровского края отказано.
Заслушав доклад судьи А.Д.П., объяснения представителя Администрации Хабаровского края по доверенности М.С.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 февраля 1997 года Хабаровская краевая Дума приняла Закон "О регулировании земельных отношений на территории Хабаровского края".
П. 1 ст. 3 данного Закона к объектам права краевой государственной собственности на землю отнесены все земли края, за исключением земель, находящихся в федеральной, муниципальной и частной собственности.
П. 1 ст. 4 этого же Закона к муниципальным землям отнесены все земли в границах административных районов, населенных пунктов, за исключением земель, переданных в установленном порядке в федеральную, краевую государственную и частную собственность.
Считая положения п. 1 ст. 4 указанного выше Закона неправильными, Глава Администрации Хабаровского края обратился в суд о признании данного положения недействительным, в обоснование которого сослался на то, что Дума Хабаровского края превысила свои полномочия, приняв такой закон, поскольку Федеральные законы "О государственных и муниципальных землях", "О реализации конституционного права муниципальной собственности на землю в Российской Федерации", определяющие правовые основы, принципы и порядок передачи земельных участков из государственной собственности в муниципальную собственность, до настоящего времени не приняты.
Представитель Хабаровской краевой Думы, возражая против удовлетворения заявления Администрации, указал на то, что при отсутствии Федерального закона по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, представительный орган вправе принять закон по такому вопросу.
Хабаровский краевой суд, приняв дело к своему производству по первой инстанции, вынес указанное выше решение, которое обжалует Администрация Хабаровского края.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявления Администрации Хабаровского края, в обоснование которой указаны те же доводы, на которые ссылался представитель Администрации при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72 "к" Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 ч. 2 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Администрацией Хабаровского края о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Хабаровского края от 24 июля 1996 года определено, что земли в пределах территории Хабаровского края могут находиться в федеральной, краевой, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
В соответствии со ст. 12 ч. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятого Государственной Думой 12 августа 1995 года (с изменениями, внесенными Федеральными законами N 38-ФЗ от 22 апреля 1996 года, N 141-ФЗ от 26 ноября 1996 года и N 55-ФЗ от 17 марта 1997 года) территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Положения Закона Хабаровского края, изложенные в п. 1 ст. 4, не противоречат приведенным выше Федеральному закону и Соглашению, ст. 6 которого установлено, что оно действует до принятия Федерального закона о государственных и муниципальных землях.
Данный специальный Федеральный закон, как указывалось выше, не принят.
При таком положении представительный орган субъекта Российской Федерации (Хабаровского края) был вправе принять закон о муниципальных землях Хабаровского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 305 п. 1, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 25 ноября 1998 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Хабаровского края оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 января 1999 г. N 58-Г98-12
Текст определения официально опубликован не был