Учётная политика "упрощенца"
Организации, зарегистрированные в текущем году и пожелавшие с начала своей предпринимательской деятельности использовать упрощённую систему налогообложения, как и все остальные организации, уже применяющие этот специальный налоговый режим, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" обязаны вести бухгалтерский учёт в полном объёме. До вступления же в силу закона N 402-ФЗ "упрощенцы" обязаны были вести бухгалтерский учёт только основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте").
Причина такого исключения заключалась в том, что согласно статье 346.12 НК РФ не вправе были применять упрощённую систему налогообложения организации, у которых, в частности, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учёте, превышает 100 000 000 руб.
Если до 1 января текущего года "упрощенцы" ещё задавали вопрос о необходимости составления учётной политики, то теперь все сомнения на этот счёт отпали.
Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта составляет его учётную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учётную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 1 и 2 закона N 402-ФЗ).
Основы формирования учётной политики для целей бухгалтерского учёта содержатся в Положении по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08 N 106н). В ПБУ 1/2008 дано более расширенное определение учётной политики организации. Под таковой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2).
Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учёта конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учёта и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов и составляют учётную политику организации.
Так как для расчёта налога, уплачиваемого при использовании УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", часто используются нормы главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которые, в свою очередь, тоже предусматривают варианты учёта, то и налоговая учётная политика "упрощенцам" с указанным объектом также необходима.
Чаще всего упрощённую систему налогообложения применяют организации с небольшим штатом бухгалтерии (в основном только главный бухгалтер), поэтому у этих организаций возникает естественное желание максимально упростить и сблизить бухгалтерский и налоговый учёты. К сожалению, это не всегда возможно. Хотя для субъектов малого предпринимательства, в том числе и "упрощенцев", возможностей больше, так как они могут не применять ряд положений по бухгалтерскому учёту, а также для них предусмотрены особенности применения некоторых норм из отдельных ПБУ, которые позволяют сблизить бухгалтерский и налоговый учёты. (Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".)
Поэтому учётную политику "упрощенца" следует начать с перечня нормативных актов, на основе которых он будет вести свой учёт. В него следует включить кроме упомянутого закона N 402-ФЗ следующие нормативные акты:
- Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н);
- План счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);
- перечень ПБУ, которые будут применяться в учёте;
- информацию Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощённой системе бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности для субъектов малого предпринимательства";
- методические указания и рекомендации, выпущенные Минфином России и другими министерствами и ведомствами, необходимые в работе организации (данную фразу можно просто перенести в учётную политику, не перечисляя указания и рекомендации).
Естественно, если в одном приказе объединены и бухгалтерская, и налоговая учётная политика, то следует указать и главный налоговый документ - Налоговый кодекс РФ.
Также в учётной политике указываются ответственные лица за организацию и ведение бухгалтерского учёта. Таковыми являются:
- руководитель - за организацию бухгалтерского учёта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учёта (ст. 7 закона N 402-ФЗ);
- главный бухгалтер - за ведение бухгалтерского учёта (ст. 7 закона N 402-ФЗ) и формирование учётной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).
Напоминаем, что согласно пункту 3 статьи 7 закона N 402-ФЗ на ведение бухгалтерского учёта может быть заключён договор с организацией или специалистом, а на малых и средних предприятиях руководитель может вести учёт самостоятельно. Это следует учесть при распределении ответственности.
Пунктом 4 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что вместе с выбранными методами учёта утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;
- формы первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта, а также документов для внутренней бухгалтерской отчётности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учётной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.
В учётной политике следует утвердить все используемые организацией первичные документы (п. 4 ст. 9 закона N 402-ФЗ). Это относится как к унифицированным формам первичных документов, утверждённым постановлениями Госкомстата России, так и к самостоятельно разработанным. Ведь унифицированные формы первичных документов теперь не являются обязательными для применения.
"Упрощенец" также должен в учётной политике закрепить выбор варианта форм бухгалтерской отчётности, ведь приказом Минфина России от 02.07.10 N 66н для субъектов малого предпринимательства предусмотрено право выбора между:
- общими формами отчётности;
- упрощёнными общими формами;
- формами, предназначенными только для малых предприятий.
С нашей точки зрения, для "упрощенцев", имеющих небольшой объём учёта, предпочтительней применять формы, предназначенные для малых предприятий.
Ещё одним обязательным элементом учётной политики является закрепление выбранного объекта налогообложения - "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов".
В следующем разделе учётной политики "Методика ведения бухгалтерского и налогового учётов" следует перечислить элементы учёта, которые будет применять "упрощенец".
Регистры учёта
С 2013 года формы регистров бухгалтерского учёта утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта (п. 5 ст. 10 402-ФЗ).
Регистры выбираются в соответствии с выбранной формой ведения бухгалтерского учёта:
- если учёт ведётся с помощью компьютерной программы, то применяются регистры, предусмотренные в этой программе (самый распространённый вариант);
- при журнально-ордерной системе учёта применяются журналы-ордера;
- при мемориальной системе применяются мемориальные ордера;
- при упрощённой системе учёта для малых предприятий - книга хозяйственных операций без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учёта имущества (приведены в приложениях N 1-11 к Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина России от 21.12.98 N 64н).
Статьёй 346.24 НК РФ предусмотрен только один вариант регистра налогового учёта - это Книга доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения (утв. приказом Минфина России от 22.10.12 N 135н). При этом пунктом 1.4 порядка заполнения книги учёта доходов предусмотрена возможность её ведения как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Именно этот выбор и следует закрепить в учётной политике.
Методы учёта доходов и расходов
Большинство организаций учитывают в бухгалтерском учёте доходы и расходы методом начисления (разделы IV положений по бухгалтерскому учёту "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. приказами Минфина России от 06.05.99 N 32н и N 33н соответственно).
Но из этого правила есть исключение. Абзац 9 пункта 12 ПБУ 9/99, абзац 2 пункта 18 ПБУ 10/99 и раздел 4 упомянутых типовых рекомендаций позволяют субъектам малого предпринимательства вести учёт доходов и расходов кассовым методом. Особенности бухгалтерского учёта при кассовом методе учёта разъяснены в типовых рекомендациях.
Для целей расчёта налога по УСН главой 26.2 НК РФ (ст. 346.17) предусмотрено, что упрощенцы ведут учёт доходов и расходов только кассовым методом.
Как видим, нормативные правовые документы позволяют "упрощенцу" использовать кассовый метод в обоих учётах. Однако такой выбор не приведёт к уменьшению работы бухгалтера. Дело в том, что в ряде случаев различия между учётами при одинаковом методе больше, чем при применении разных методов учёта доходов и расходов.
Так, например, в бухгалтерском учёте при кассовом методе материальные расходы признаются при условии их оплаты и списания на затраты, а в налоговом учёте при кассовом методе для их признания достаточно лишь факта оплаты.
Учёт недорогих активов, отвечающих критериям основных средств
Следует определить, как будут учитываться активы с невысокой стоимостью - в составе МПЗ или основных средств, а также эту "пограничную" стоимость (п. 5 Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" (ПБУ 6/1), утв. приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н).
Лучше выбрать в качестве "пограничной" стоимости минимальную стоимость основных средств, указанную в пункте 1 статьи 256 НК РФ, - 40 000 руб. (она же сейчас предлагается и в пункте 5 ПБУ 6/1). В этом случае учёт МПЗ будет одинаков и для бухгалтерского учёта, и при УСН.
Амортизация основных средств и нематериальных активов
Пунктом 18 ПБУ 6/01 предусмотрены следующие способы начисления амортизации по основным средствам:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).
Для начисления амортизации нематериальных активов пунктом 28 Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. приказом Минфина России от 27.12.07 N 153н) предусмотрены следующие способы: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).
Для целей расчёта налога по УСН главой 26.2 НК РФ альтернативы в учёте расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов "упрощенцу" не предоставляет. Такие расходы признаются в соответствии с пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ.
Следует принять решение о проведении переоценки основных средств и нематериальных активов или отказе от неё в бухгалтерском учёте (п. 15 ПБУ 6/01, п. 16 ПБУ 14/2007).
Метод списания сырья и материалов
Пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) (утв. приказом Минфина России от 09.06.01 N 44н) предусмотрены следующие варианты оценки при отпуске МПЗ в производство и ином их выбытии:
- по себестоимости каждой единицы;
- средней себестоимости;
- себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
Для целей расчёта налога по УСН материальные расходы принимаются в уменьшение полученных доходов в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьёй 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Пунктом 8 этой статьи предусмотрены следующие методы оценки при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг):
- по стоимости единицы запасов;
- средней стоимости;
- стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Расходы по доставке товаров
Пункты 6 и 13 ПБУ 5/01 предусматривают вариантность учёта расходов по заготовке и доставке товаров до склада организации:
- включение их в стоимость товара (счёт 41 "Товары");
- учёт их в составе расходов на продажу (счёт 44 "Расходы на продажу") и списание пропорционально реализации товаров.
Для целей расчёта налога по УСН расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Учёт данных расходов не зависит от учёта товаров.
Но даже если "упрощенец" выберет одинаковый вариант в обоих учётах (не включать эти расходы в стоимость товара), минимизировать работу бухгалтера не получится. Ведь в бухгалтерском учёте расходы по заготовке и доставке товара следует распределять между реализованными и оставшимися на складе товарами.
Учёт процентов по долговым обязательствам
Положением по бухгалтерскому учёту "Учёт расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08 N 107н) выбор предоставлен только субъектам малого предпринимательства. Согласно пункту 7 ПБУ 15/2008 малые предприятия вправе по выбору признавать все расходы по займам прочими расходами либо прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
Для целей расчёта налога по УСН главой 26.2 НК РФ предусмотрена возможность учёта процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов) (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие проценты согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьёй 269 НК РФ. В силу же этой нормы расходы по процентам принимаются для учёта в пределах рассчитанного лимита. Существует два способа его расчёта:
- в пределах 20% от среднего уровня процентов, уплачиваемых по долговым обязательствам, выданным в одном и том же квартале на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объёмах, под аналогичные обеспечения;
- в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Прочие элементы учётной политики
К таковым можно отнести:
- порядок принятия к учёту материально-производственных запасов в бухгалтерском учёте. Планом счетов предусмотрены два варианта: по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) на счёте 10 "Материалы" или по учётным ценам (возможность использования дополнительных счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"). В налоговом учёте - только по фактической стоимости;
- порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте (п. 70 положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности);
- порядок исправления существенных ошибок в бухгалтерском учёте. Необходимо определить, какие ошибки будут считаться существенными. Субъекты малого предпринимательства вправе выбрать способ их исправления: в общем порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учёту "Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности" (ПБУ 22/2010) (утв. приказом Минфина России от 28.06.10 N 63н), или в порядке, установленном для несущественных ошибок, то есть в корреспонденции со счётом 91 "Прочие доходы и расходы" и без ретроспективного пересчёта (т.е. перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).
Организациям, применяющим УСН и ЕНВД, необходимо также разработать порядок раздельного учёта доходов и расходов по указанным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения распределять пропорционально долям доходов в общем объёме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).
Приведённый перечень элементов учётной политики не является исчерпывающим. Каждая организация должна учесть нюансы свой деятельности и предусмотреть порядок их учёта в учётной политике.
Пример учётной политики для малого предприятия, применяющего УСН
Утверждаю:
Генеральный директор
--------------------
"29" декабря 2012 г.
Положение
об учётной политике ООО "ХХХ"
на 2013 год
1. Общие положения
1.1. ООО "ХХХ" ведёт бухгалтерский учёт в соответствии:
- с Федеральным законом от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте";
- Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России N 34н от 29.07.98);
- Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08 N 106н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99) (утв. приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Учёт материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) (утв. приказом Минфина России от 09.06.01 N 44н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" (ПБУ 6/01) (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н);
- Положения по бухгалтерскому учёту "События после отчётной даты" (ПБУ 7/98) (утв. приказом Минфина России от 25.11.98 N 56н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Доходы организации" (ПБУ 9/99) (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Расходы организации" (ПБУ 10/99) (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Учёт нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. приказом Минфина России от 27.12.07 N 153н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Учёт расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08 N 107н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Учёт финансовых вложений" (ПБУ 19/02) (утв. приказом Минфина России от 10.12.02 N 126н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08 N 106н);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности" (ПБУ 22/2010) (утв. приказом Минфина России от 28.06.10 N 63н);
- информацией Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощённой системе бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности для субъектов малого предпринимательства", -
а также методическими указаниями и рекомендациями, выпущенными Минфином России и другими министерствами и ведомствами и необходимыми в работе организации.
1.2. ООО "ХХХ" применяет упрощённую систему налогообложения и ведёт налоговый учёт в соответствии с главой 26.2 НК РФ. Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
1.3. Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учёт несёт руководитель организации (ст. 7 закона N 402-ФЗ).
1.4. Главный бухгалтер несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности (ст. 7 закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).
2. Организационно-технический раздел
2.1. Бухгалтерский учёт организует и ведёт бухгалтерский отдел ООО "ХХХ".
2.2. Бухгалтерский учёт в организации ведётся в компьютерной программе YYY.
2.3. Организация в качестве первичных учётных документов применяет унифицированные формы документов, утверждённые постановлениями Госкомстата России:
- от 05.01.04 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты";
- от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту торговых операций";
- от 18.08.98 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту результатов инвентаризации";
- от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учётной документации ИНВ-26 "Ведомость учёта результатов, выявленных инвентаризацией";
- от 21.01.03 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту основных средств";
- от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве";
- от 01.08.01 N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учётной документации N АО-1 "Авансовый отчёт";
унифицированные формы документов, утверждённые положениями Банка России:
- от 19.06.12 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств";
- от 12.10.11 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации",
а также самостоятельно разработанные первичные документы (приложение N 1 к учётной политике).
Обязательными реквизитами первичного учётного документа являются:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию, и ответственного (ответственных) за правильность её оформления либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
- подписи лиц, предусмотренных предыдущим пунктом, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Остальные реквизиты являются дополнительными и заполняются по мере возможности (ст. 9 закона N 402-ФЗ).
2.4. Регистры бухгалтерского учёта соответствуют регистрам из компьютерной программы YYY.
Регистры бухгалтерского учёта, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчётного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.
Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учёта являются (ст. 10 закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008):
- наименование регистра;
- наименование экономического субъекта, составившего регистр;
- дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учёта;
- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учёта с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
2.5. Лицами, имеющие право подписывать первичные учётные документы, являются:
.......... ,
.......... .
2.6. Рабочий план счетов соответствует предусмотренному плану в компьютерной программе YYY (приложение N 2).
2.7. График документооборота приведён в приложении N 3.
2.8. Инвентаризация проводится в соответствии с законодательством, но не реже одного раза в год (перед составлением годовой отчётности). Инвентаризация основных средств проводится один раз в 3 года (ст. 11 закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008, п. 2.7 положения по ведению бухгалтерского учёта, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 N 49)).
2.9. Изменения учётной политики.
Последствия изменения учётной политики отражаются в бухгалтерской отчётности перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008).
2.10. Исправление существенных ошибок.
Существенность каждой ошибки будет определяться в каждом конкретном случае главным бухгалтером совместно с руководителем организации.
Исправление существенных ошибок предшествующего отчётного года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчётности за этот год, осуществляется в порядке, установленном для несущественных ошибок, т.е. в корреспонденции со счётом 91 и без ретроспективного пересчёта (перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).
2.11. Бухгалтерская отчётность оформляется с использованием форм бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства (п. 6.1 приказа Минфина России от 02.07.10 N 66н).
2.12. Способы оценки активов и обязательств.
В соответствии с пунктом 25 положения по ведению бухгалтерского учёта организация ведёт бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.
3. Методика ведения учётов
Элементы учётной политики | Бухгалтерский учёт | Основание | Учёт в целях налогообложения | Основание |
Регистры учёта | Формы регистров, разработанные в компьютерной программе YYY | Книга доходов и расходов в электронном виде | Статья 346.24 НК РФ, пункт 1.4 Порядка заполнения Книги учёта доходов и расходов..., утв. приказом Минфина России от 22.10.12 N 135н | |
Методы учёта доходов и расходов | Метод начисления | Кассовый метод | Статья 346.17 НК РФ | |
Амортизация ОС и НМА | Линейный способ | В соответствии с пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ | ||
Учёт недорогих активов | Активы стоимостью не выше указанной в пункте 5 ПБУ 6/01 учитываются в составе МПЗ независимо от срока их использования | Пункт 5 ПБУ 6/1 | Активы стоимостью не выше указанной в пункте 1 статьи 256 НК РФ учитываются в составе МПЗ независимо от срока их использования | Статья 256 главы 25 НК РФ |
Переоценка ОС и НМА | Не проводится | Пункт 15 ПБУ 6/01 | Не предусмотрена | |
Учёт МПЗ | МПЗ учитываются по фактической себестоимости | План счетов | МПЗ учитываются по фактической стоимости | Статья 254 главы 25 НК РФ |
Формирование стоимости товаров | Затраты по заготовке и доставке товаров до склада организации учитываются в расходах на продажу | Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты | ||
Оценка МПЗ (в т.ч. и товаров) при выбытии | По фактической себестоимости | Пункт 16 ПБУ 5/01 | По фактической стоимости | |
Резервы по сомнительным долгам | Резерв по сомнительным долгам создаётся в отношении дебиторской задолженности, не погашенной в сроки, установленные договором, и не обеспеченной соответствующими гарантиями, при условии что её величина превышает 50% от соответствующей статьи баланса на конец отчётного периода | Пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации | Не предусмотрен | |
Учёт процентов по долговым обязательствам | Учитываются на счёте 91. Признаются расходами того периода, в котором они произведены | Пункт 7 ПБУ 15/2008 | Предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России с учётом коэффициента, установленного в статье 269 НК РФ | Статья 269 главы 25 НК РФ |
И. Ланина,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет", N 4, апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455