Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 1998 г. N 58-Г98-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 8 сентября 1998 г. по кассационной жалобе ООО "Витмас" на решение Хабаровского краевого суда от 15 июня 1998 г. дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Витмас" о признании недействительным постановления Главы Администрации Хабаровского края от 1 июня 1998 г. N 235 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с пассажирами маршрутных такси городского, пригородного и междугородного сообщения на территории Хабаровского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., объяснения представителя ООО "Витмас" Зыряновой С.Ю. (доверенность от 4 сентября 1998 г.), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 1 июня 1998 г. N 235 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с пассажирами маршрутных такси городского, пригородного и междугородного сообщения на территории Хабаровского края" с 1 июля 1998 г. на территории Хабаровского края было введено обязательное применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с пассажирами в салонах маршрутных транспортных средств за транспортные услуги, оказываемые всеми лицами, осуществляющими пассажирские перевозки маршрутными такси городского, пригородного и междугородного сообщения.
Пунктом 2 этого постановления утверждено Положение о порядке применения ККМ и учёта поступающей выручки при осуществлении денежных расчётов с пассажирами в салонах маршрутных такси.
ООО "Витмас" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Постановления Главы Администрации Хабаровского края от 1 июня 1998 г. N 235 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с пассажирами маршрутных такси городского, пригородного и междугородного сообщения на территории Хабаровского края", ссылаясь на то, что оно противоречит Конституции Российской Федерации федеральному законодательству и подзаконным нормативным актам федеральных органов исполнительной власти, поскольку нарушает единство экономического пространства Российской Федерации, создаёт неблагоприятные условия для частных перевозчиков по сравнению с перевозчиками на муниципальном транспорте и не способствует удобству и безопасности перевозок пассажиров в маршрутных такси.
Решением Хабаровского краевого суда от 15 июня 1998 г. были признаны недействительными пункты 1.10 и 4.1.1. Положения "О порядке применения ККМ и учёта поступающей выручки при осуществлении денежных расчётов с пассажирами на маршрутных такси на территории Хабаровского края", обязывающие водителей маршрутных такси при поломке ККМ прекратить перевозку пассажиров и вызвать представителя ГАИ для составления соответствующего акта, а также устанавливающие административную ответственность за ведение денежных расчётов с пассажирами без применения ККМ виде денежного штрафа. В остальной части требования заявителя были оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Витмас" просит отменить решение в части отказа в полном удовлетворении его требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительными отдельных норм Положения "О порядке применения ККМ и учёта поступающей выручки при осуществлении денежных расчётов с пассажирами на маршрутных такси на территории Хабаровского края", суд правильно руководствовался актами федеральных органов исполнительной власти, в частности, Правилами дорожного движения и Наставлениями по дорожно-патрульной службе ГАИ МВД РФ, которые не предусматривают возможность выезда сотрудников инспекции на место остановки маршрутного такси при поломке ККМ.
Вместе с тем, с выводами суда о соответствии самого постановления Главы Администрации Хабаровского края от 1 июня 1998 г. N 235 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с пассажирами маршрутных такси городского, пригородного и междугородного сообщения на территории Хабаровского края" федеральному законодательству и иным нормативно-правовым актам федеральных органов исполнительной власти, согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Совет Министров - Правительство Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень).
Статья 3 этого Закона устанавливает, что требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждаемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.10.95 N 1028, от 06.01.97 N 11, от 19.12.97 N 1607, от 07.08.98 N 904) были утверждены согласованные с Верховным Советом Российской Федерации:
"Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и "Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин".
В этом же Постановлении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было разрешено принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории (Постановление Правительства РФ от 19.12.97 N 1607).
Пунктом 2 в "Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин" были включены предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организации и учреждения осуществляющие реализацию проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте (Постановление Правительства РФ от 23.10.95 N 1028).
Поскольку включение в указанный Перечень транспортных организаций, осуществляющих реализацию проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте, к которому относятся и маршрутные такси, произведено Правительством Российской Федерации не произвольно, а с учётом специфики деятельности по перевозке пассажиров, требующей соблюдения повышенных мер безопасности, а также соблюдения интересов пассажиров, то и ограничение субъектом Российской Федерации утверждённого Правительством Российской Федерации Перечня предприятий, которые могут осуществлять денежные расчёты с населением без применения ККМ, также не может производиться произвольно.
Транспортные перевозки вообще и перевозки пассажиров в частности связаны с повышенной опасностью для окружающих и самих пассажиров, в связи с чем при их организации должны соблюдаться повышенные меры безопасности. Именно поэтому Уставом автомобильного транспорта РСФСР предусмотрена чёткая регламентация на уровне подзаконных нормативных актов правил перевозки пассажиров автомобильным транспортом (п.п. "г" п. 6 Устава).
"Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР", утверждённые Министром автомобильного транспорта РСФСР 24.12.87 г. N 176, предусматривают продажу пассажирам в салоне маршрутного такси только проездных билетов установленной формы.
Вменение водителю транспортного средства в обязанности помимо принятия от пассажиров проездной платы и выдачи проездных билетов ещё и обязанности производить расчёт с пассажиром с использованием ККМ произведено Администрацией Хабаровского края без учёта специфики обслуживания пассажиров в маршрутном такси и в противоречии с указанными "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает очевидным и в силу ч. 1 ст. 55 ГПК РСФСР не нуждающимся в доказывании то, что расчёт водителя транспортного средства с пассажиром с использованием ККМ, отвлекает водителя от управления транспортным средством и негативно отражается на безопасности дорожного движения.
Часть 5 статьи 8 Венской конвенции ООН от 8 ноября 1968 года "О дорожном движении" предусматривает, что водитель должен быть всегда в состоянии управлять своим транспортным средством.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (статья 3).
При таких условиях ссылки представителей Администрации Хабаровского края на необходимость повысить уровень собираемости налогов путём ужесточения контроля за доходами перевозчиков, обоснованными быть признаны не могут, поскольку введение расчётов с пассажирами маршрутных такси с использованием ККМ не учитывает приоритетность жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и не обеспечивает соблюдение интересов граждан.
В соответствии со ст. 19 Закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правилами дорожного движения, в которых отсутствие в транспортном средстве контрольно-кассовой машины для производства расчётов с пассажирами в разряду неисправностей не отнесено.
Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами, к которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.
Статья 20 Закона во исполнение Венской конвенции ООН предусматривает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств:
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.
Обжалуемое заявителем постановление Администрации Хабаровского края не соответствует интересам пассажиров маршрутных транспортных средств и требованиям указанных Федеральных законов и подзаконных нормативных актов.
В материалах дела имеются данные о том, что ККМ "Меркурий-115Ф", использование которой фактически принудительно вменено в обязанность всем владельцам маршрутных такси, производящаяся на ДОАО "Дальэлектрон", специально для использования на транспорте не разрабатывалась и подчас выходит из строя в процессе эксплуатации. С учётом того, что водители транспортных средств при поломке ККМ должны в соответствии с обжалуемым постановлением прекратить перевозку, т.е. высадить всех пассажиров, и вызвать работников ГАИ (в настоящее время - ГИБДД), довод заявителя о том, что использование ККМ в маршрутных такси создаёт дополнительные трудности и препятствия в организации перевозки пассажиров на маршрутных такси по сравнению с другим общественным транспортом, является обоснованным и судом ошибочно оценён как несущественный.
Введение таких мер, которые создают дискриминирующие условия для одних хозяйствующих субъектов и благоприятствующие условия для других субъектов, прямо противоречит Закону РФ от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
С учётом изложенного решение суда в части отказа в полном удовлетворении заявленных ООО "Витмас" требований подлежит отмене в соответствии со ст. 307 ГПК РСФСР в связи с неправильным применением норм материального права.
По делу не требуется установления дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных материалов, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным вынести по делу новое решение без передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании п. 4 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Хабаровского краевого суда от 15 июля 1998 г. в части признания недействительными пунктов 1.10 и 4.1.1. Положения "О порядке применения ККМ и учёта поступающей выручки при осуществлении денежных расчётов с пассажирами на маршрутных такси на территории Хабаровского края" оставить без изменения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "15 июня 1998 г."
В остальной части решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований ООО "Витмас" в полном объёме.
Признать недействительным постановление Главы Администрации Хабаровского края от 1 июня 1998 г. N 235 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с пассажирами маршрутных такси городского, пригородного и междугородного сообщения на территории Хабаровского края".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 1998 г. N 58-Г98-8
Текст определения официально опубликован не был