Проблемы квалификации обращения фальсифицированных лекарственных средств
В статье рассматриваются возможные варианты квалификации обращения фальсифицированных лекарственных средств и проблемы связанные с такой квалификацией, а также предлагается вариант решения данных проблем.
В Уголовном законодательстве Российской Федерации отсутствует специальная норма об ответственности за обращение фальсифицированных лекарственных средств. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) содержит довольно обширный перечень статей, которые применяются для квалификации таких деяний*(1). Данные статьи закрепляют лишь общие нормы ответственности за преступления, связанные с обращением фальсифицированных лекарственных средств, при этом растет количество выявленных фальсифицированных лекарств, а число зарегистрированных преступлений в данной сфере остается ничтожно малым.
Нормы, позволяющие квалифицировать обращение фальсифицированных лекарственных средств, находятся в различных главах и даже разделах УК РФ. Так, данные нормы можно увидеть в разделах: VII "Преступления против личности", VIII "Преступления в сфере экономики", IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка", X "Преступления против государственной власти". Это, несомненно, вызывает проблемы при квалификации, прежде всего, при определении объекта данных преступлений.
Рассмотрим три наиболее распространенные варианта квалификации обращения фальсифицированных лекарственных средств. Чаще всего для такой квалификации применяют ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство". Это связано с тем, что фальсифицированные лекарства производят без лицензии.
Однако необходимо отметить, что фальсифицированные лекарства являются опасными не только потому, что производятся без лицензии, но, в первую очередь, потому, что представляют риск для жизни и здоровья людей, так как их содержимое может быть опасным или в них может отсутствовать активный ингредиент, вследствие чего такие лекарства могут привести к безуспешности лечения, повлечь угрозу здоровью или даже жизни.
Сказанное вынуждает практических работников квалифицировать обращение фальсифицированных лекарственных средств по ст. 238 УК РФ "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Однако и при такой квалификации существует ряд проблем. Предмет преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ очень широк, это и товары, и продукция, и работы, и услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также официальные документы, удостоверяющие соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности.
Товарами и продукцией, не отвечающими требованиям безопасности, признаются товары в виде готовых изделий или отдельных комплектующих деталей и сырья, использование которых сопряжено с причинением вреда здоровью человека, смерти или иных тяжких последствий*(2).
В связи с этим при применении ст. 238 УК РФ необходимо доказать, что в фальсифицированных лекарственных средствах содержаться ингредиенты опасные для жизни или здоровья потребителя. Но нередко такие лекарства не содержат опасных веществ, что исключает возможность квалификации обращения фальсифицированных лекарственных средств по ст. 238 УК РФ.
Так, в Москве было возбуждено уголовное дело против руководителя фармацевтического предприятия, на котором подделывалось 76 названий лекарственных препаратов зарубежных производителей 162 серий. Изъято фальсифицированных лекарств на сумму 54 602 578 руб. При этом 16 названий лекарственных средств 21 серии, имевшихся в списке изъятых, были обнаружены в торговой сети и изымались из обращения ранее, в 2005 г. Это, несомненно, свидетельствует о том, что фальсификаторы не один год изготавливали свои подделки, нанося вред здоровью потребителей*(3). Здесь необходимо отметить, что при расследовании уголовного дела большое внимание уделено установлению материального ущерба, при этом нет никаких данных о том, какой был причинен вред здоровью граждан. При расследовании данного уголовного дела в фальсифицированных лекарствах не было обнаружено веществ, непригодных для пищи либо опасных для жизни и здоровья потребителя. Поэтому действия правонарушителей не были квалифицированы по ст. 238 УК РФ.
Кроме этого, необходимость выделения лекарственных средств в качестве особого предмета преступления обусловлена еще и тем, что в отличие от остальных товаров, предусмотренных в качестве предмета ст. 238 УК РФ, лекарственные средства являются жизненно необходимыми для человека и их потребление зависит не от желания человека, а необходимо для лечения либо поддержания здоровья.
Зачастую, обращение фальсифицированных лекарственных средств квалифицируют по ст. 159 УК РФ, как мошенничество. На наш взгляд при такой квалификации правоприменитель допускает ряд ошибок. Так, необходимо принимать во внимание, что непосредственным объектом ст. 159 УК РФ являются отношения собственности, заключающиеся в праве владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Конечно, при обращении фальсифицированных лекарств затрагиваются отношения собственности и причиняется имущественный ущерб потребителю, но, помимо имущественного ущерба при обращении фальсифицированных лекарственных средств сохраняется угроза жизни и здоровью потребителя.
Так, в феврале 2009 г. в Пензенской, Челябинской, Курганской и Нижегородских областях было зафиксировано несколько десятков случаев тяжелых побочных реакций при применении лекарственного препарата "Милдронат" фирмы "Сотекс", в котором вместо действующего вещества триметилгидразиния пропионата содержался сильнодействующий миорелаксант суксаметония хлорид. В общей сложности в различных регионах РФ произошло 23 таких инцидента, в том числе два с летальным исходом*(4).
Бесспорно, наибольшей ценностью является жизнь и здоровье человека. Законодатель также во главу ставит защиту жизни и здоровья личности, это выражается в том, что особенная часть УК РФ начинается с раздела о преступлениях против личности и главы "Преступления против жизни и здоровья". При квалификации преступлений, связанных с обращением фальсифицированных лекарственных средств всегда необходимо помнить о том, что угроза здоровью сохраняется даже в том случае, если такое лекарство безвредно для организма, а вред здоровью может наступить из-за отсутствия терапевтического эффекта и безуспешности лечения. Поэтому мы считаем некорректным относить обращение фальсифицированных лекарственных средств к преступлениям против собственности и квалифицировать по ст. 159 УК РФ.
Кроме того, особенность усматривается в предмете преступления, о чем мы уже говорили выше, рассматривая квалификацию обращения фальсифицированных лекарственных средств по ст. 238 УК РФ.
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что рассмотренные варианты квалификации обращения фальсифицированных лекарственных средств не полной мере отражают общественную опасность данных преступлений и необходимо дополнить УК РФ нормой, предусматривающей самостоятельную ответственность за обращение фальсифицированных лекарственных средств. На наш взгляд, данная норма должна быть следующей:
Статья 238.1 "Обращение фальсифицированных лекарственных средств"
1. Производство, перевозка, хранение либо реализация фальсифицированных лекарственных средств, - наказываются...
2. Те же деяния, если они повлекли причинение вреда здоровью человека, вследствие воздействия на организм человека таких лекарственных средств либо отсутствия необходимого терапевтического эффекта - наказывается...
3. Те же деяния, если они повлекли смерть человека, - наказываются...
Такая статья должна находиться в главе 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности", раздела IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" УК РФ, соответственно непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие охрану жизни и здоровья населения.
Предметом преступления будут выступать фальсифицированные лекарственные средства, под которыми следует понимать лекарственные средства, сопровождаемые ложной информацией о его составе и (или) производителе, и не соответствующие требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа, применение которых может повлечь вред здоровью или жизни потребителю либо угрозу наступления такого вреда*(5).
Объективную сторону данного преступления будут образовывать любое из следующих действий: а) производство; б) перевозка; в) хранение; г) реализация.
В соответствии с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств", обращение включает разработку, доклинические исследования, клинические исследования, экспертизу, государственную регистрацию, стандартизацию, контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозку, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств. При обращении фальсифицированных лекарственных средств наиболее общественно-опасными являются производство, хранение, перевозка и реализация таких лекарственных средств, поэтому именно за совершение указанных действий необходима уголовная ответственность.
Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" трактует производство лекарственных средств как деятельность по производству лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств*(6).
В связи с тем, что производство лекарственных средств это длительный процесс, включающий несколько стадий, большое значение имеет определение момента окончания преступления. По нашему мнению, производство фальсифицированных лекарственных средств считается оконченным с момента завершения производства и перемещения лекарственных средств на склад для хранения либо реализации.
Под перевозкой фальсифицированных лекарственных средств в данной статье следует понимать перемещение таких лекарственных средств из одного места в другое любым видом транспорта (наземным, водным, воздушным), а также ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз фальсифицированных лекарственных средств.
Перевозка должна признаваться оконченным преступлением в момент начала транспортировки фальсифицированных лекарственных средств.
Под реализацией фальсифицированных лекарственных средств необходимо понимать продажа произведенных или перепродаваемых лекарственных средств, сопровождающаяся получением денежной выручки. Изначально, мы указывали, что уголовно наказуемым следует считать продажу лекарственных средств*(7), но проанализировав такие схожие по смыслу понятия как "сбыт", "продажа", "реализация", пришли к выводу о том, что наиболее верным будет использовать термин "реализация". Это связано с тем, что общепринято в уголовном праве под сбытом понимают любые способы возмездной либо безвозмездной передачи предметов другим лицам (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.), т.е. это наиболее широкое понятие, включающее и безвозмездные формы передачи чего-либо*(8). Продажа товаров, в самом широком смысле, - это выпуск продукции на товарный рынок, предложение ее потребителю. Реализация понимается как продажа произведенных или перепродаваемых лекарственных средств, сопровождающаяся получением денежной выручки.*(9) Мы считаем, что термин "реализация" наиболее полно отражает специфику рынка лекарственных средств и отражает оптовую и розничную реализацию. Кроме того использование термина "реализация" будет перекликаться с терминологией федерального закона, что облегчит применение данной нормы.
Преступное деяние считается оконченным с момента предложения фальсифицированных лекарственных средств розничной аптечной организации, если реализация осуществляется организацией оптовой торговли лекарственными средствами, либо потребителю, если реализация осуществляется розничной аптечной организацией, например, выставление на прилавок аптеки.
Преступление будет иметь формальный состав, обращение фальсифицированных лекарственных средств будем считать оконченным преступлением с момента совершения одного из указанных в диспозиции статьи действий, независимо от того удалось ли продать фальсифицированное лекарственное средство.
Материальный состав будет предусмотрен в ч. 2 и ч. 3 предлагаемой статьи, где необходимо наличие общественно-опасных последствий в виде причинения вреда здоровью человека либо наступление смерти.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины. По отношению к серийному производству, перевозке, хранению либо реализации фальсифицированных лекарственных средств вина выступает в виде прямого умысла, а по отношению к причинению вреда здоровью человека и причинения смерти в виде косвенного умысла, при этом лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных последствий, не желает, но сознательно допускает их наступления. Это связано с тем, что лицо, фальсифицирующее лекарственное средство, должно предвидеть реальную возможность причинения вреда здоровью людей или смерти, как в результате приема фальсифицированных лекарственных средств, так и в результате отсутствия необходимого терапевтического эффекта.
Субъект - общий: вменяемое, физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.
В ч. 2 мы предусмотрели следующее отягчающее обстоятельство: те же деяния, если они повлекли причинение вреда здоровью человека. В соответствии с Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, вред может быть легким, средней тяжести и тяжким. Здесь понимается вред здоровью любой тяжести, в том числе и тяжкий. Поэтому дополнительной квалификации по ст. 111, 112, 115 УК РФ не требуется.
Часть 3 предлагаемой статьи предусматривает в качестве особо отягчающего обстоятельства - те же деяния, если они повлекли смерть человека. При этом необходимо наступление смерти хотя бы одного человека вследствие совершения указанных в диспозиции действий.
Мы полагаем, что предлагаемый нами состав преступления будет способствовать наиболее эффективному применению уголовного закона и позволит наиболее правильно квалифицировать деяния в сфере обращения фальсифицированных лекарственных средств.
Т.П. Юркина,
адъюнкт адъюнктуры (докторантуры)
кафедры уголовного права Омской академии МВД России
"Медицинское право", N 1, январь-февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом см.: Марцев А.И., Юркина Т.П. Совершенствование уголовной ответственности за незаконное обращение лекарственных средств // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. N 1(44). С. 20.
*(2) Комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010. С. 681.
*(3) Горелик А., Мазеин В. "Практика возбуждения уголовных дел по фактам производства и распространения фальсифицированных лекарственных средств" // Право и жизнь. 2007. N 113(8). С. 21-26.
*(4) По факту отравления бракованным "Милдронатом" возбуждено новое уголовное дело. URL: http://medportal.ru/mednovosti/news/2009/06/10/sotex (дата обращения: 15.06.2012).
*(5) Подробнее о понятии фальсифицированного лекарственного средства см: Юркина Т.П. К вопросу о понятии фальсифицированного лекарственного средства // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы девятой международной научно-практической конференции. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2011. С. 167-169.
*(6) Федеральный закон от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в ред. от 06.12.2011 // Российская газета N 78. 14.04.2010. п. 31 ст. 4.
*(7) Марцев А.И., Юркина Т.П. Совершенствование уголовной ответственности за незаконное обращение лекарственных средств // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. N 1(44). С. 21.
*(8) Комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010. С. 663.
*(9) Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 210.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право"
Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.
Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,
Издательская группа "Юрист"
Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по "врачебным делам".
Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90
Подписка на сайте: www.lawinfo.ru, www.med-law.ru