Госзакупкам - зеленый свет
Президент России В. Путин подписал Закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу в 2014 году. Новый Закон вносит существенные изменения в действующую систему госзакупок. Рассмотрим некоторые из них.
Новые виды договоров
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о КС) призван полностью заменить Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Закон о КС по сравнению с Законом N 94-ФЗ уточнил предмет регулирования законодательства в сфере государственных закупок. Теперь в него вошли планирование государственных закупок, мониторинг этих закупок, аудит в указанной сфере и контроль в сфере закупок.
Более традиционный предмет регулирования - заключение гражданско-правовых договоров, направленных на удовлетворение государственных или муниципальных нужд, в Законе о КС уточнен внешне не существенно, но значимо, поскольку оно разрешает проблему применения законодательства о госзакупках к заключению договоров на приобретение недвижимости и аренды имущества.
В настоящее время судебная практика решает вопросы применения Закона N 94-ФЗ к договору купли-продажи недвижимости и к договору аренды движимого и недвижимого имущества следующим образом:
- Закон N 94-ФЗ не применялся к договору купли-продажи недвижимости, в котором публично-правовое образование выступает на стороне покупателя*(1);
- Закон N 94-ФЗ применялся к договору аренды движимого имущества при соблюдении таких условий: контракт заключается в интересах специального субъекта (государственного или муниципального образования, бюджетного учреждения), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов*(2).
Закон о КС разрешил обозначенные выше проблемы положительно. Подпунктом 3 п. 1 ст. 1 Закона о КС установлено, что данный Закон регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого среди прочего является оказание услуги, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества.
Библиотека типовых контрактов
По общему правилу форма государственного или муниципального контракта является письменной, но Закон о КС допускает и заключение контракта в устной форме (п. 15 ст. 34).
Кроме этого, Закон о КС внес важную новеллу, направленную на обеспечение единообразия и стандартизации государственных закупок. Пункт 11 ст. 34 Закона о КС предусматривает обязанность федеральных органов исполнительной власти (а также государственной корпорации "Росатом") создать "библиотеку типовых контрактов", которая будет являться частью единой информационной системы и представлять собой разработанные и утвержденные типовые контракты и их типовые условия. Порядок разработки и применения такой библиотеки должен быть установлен Правительством РФ.
Следует отметить, что в случае успешной реализации реформы гражданского законодательства до 01.01.2014 в редакции проекта федерального закона N 47538-6 в практике применения Закона о КС может возникнуть проблема возможности расторжения или изменения контракта, входящего в "библиотеку типовых контрактов", на основании п. 2 ст. 428 ГК РФ.
Согласно п. 3 данной статьи в редакции проекта п. 2 ст. 428 ГК РФ подлежит применению также в случаях, когда при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона поставлена в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора.
Обязательные условия контракта
Закон о КС предусматривает, что ряд условий любого контракта является обязательным. Например, условия:
- о цене (при этом установлена презумпция твердой цены (п. 2 ст. 34 Закона о КС);
- об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п. 4 ст. 34);
- о порядке и сроках оплаты;
- порядке и сроках осуществления приемки товара, результатов работ и услуг;
- порядке и сроках оформления результатов приемки;
- сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 27 ст. 34);
- об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредставление информации, указанной в п. 19 ст. 34 Закона о КС, в форме взыскания пеней в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования от цены контракта. Она начисляется за каждый день просрочки исполнения данной обязанности;
- ответственности за непредставление информации, указанной в п. 23 ст. 34 Закона о КС, в форме взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пеней в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком. Они начисляются за каждый день просрочки исполнения данной обязанности.
Обозначенные условия контракта не квалифицированы напрямую Законом о КС как существенные, но такая квалификация следует из ст. 432 ГК РФ, поскольку эти условия необходимы для заключения контракта и должны в нем содержаться.
Закон о КС особое внимание уделяет и вопросу изменения цены контракта. В силу п. 2 ст. 34 Закона о КС при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, установленных ст. 34 и 95 Закона о КС. И именно в последней статье установлен достаточно подробный перечень оснований изменения цены. Во многом эта норма повторяет действующее положение п. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ.
Однако возможность изменения цены может быть предусмотрена конкурсной документацией.
Всё об участниках
Одна из существенных новелл Закона о КС состоит в том, что установлена обязанность участника раскрывать информацию о себе, включая информацию и о бенефициаре(-ах) участника закупок (п. 19 ст. 34).
Если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность участника закупки, с которым заключается контракт, представить заказчику информацию:
- о своих выгодоприобретателях;
- единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других);
- членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;
- руководителе (директоре, генеральном директоре) учреждения или унитарного предприятия;
- об иных органах управления юридических лиц участников закупки.
Информация представляется не позднее чем за 7 дней до даты заключения контракта.
При этом Закон о КС раскрывает термин "выгодоприобретатель" - это "физическое лицо, владеющее напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества".
Санкция за непредставление этой информации следующая: неустойка в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования от цены контракта, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения данной обязанности.
Обратите внимание, что Законом о КС прямо предусмотрено: нарушение данной обязанности не влечет за собой недействительности заключенного контракта за исключением...
Основания недействительности контракта
Теперь об исключении. Закон о КС в п. 22 ст. 34 устанавливает следующие основания недействительности контракта:
- если определенное должностное лицо заказчика и лицо на стороне участника закупок, упомянутое в п. 19 ст. 34 Закона о КС, состоят в браке или в родственной связи;
- если определенное должностное лицо заказчика и физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), с которым заключен контракт, состоят в браке или в родственной связи.
Для реализации этих оснований необходимо установить личную заинтересованность указанных должностных лиц заказчика в заключении и в исполнении такого контракта.
Данная заинтересованность широко раскрыта Законом о КС: возможность получения должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или для третьих лиц.
Заметим, что Закон о КС применительно к этим основаниям предусмотрел, что "контракт может быть признан судом недействительным". Поэтому можно сделать вывод, что контракт в обозначенных ситуациях является оспоримой сделкой.
Информация о контрагентах
Закон о КС предусматривает не только обязанность участника закупок раскрывать информацию о своих бенефициарах и о членах его органов управления. Пункт 23 ст. 34 Закона о КС предусматривает, что, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) представлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта.
Информация должна быть раскрыта в течение 10 дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. Санкция за нарушение этой обязанности такова: неустойка в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком за каждый день просрочки исполнения данной обязанности (п. 24 ст. 34 Закона о КС). Непредставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительности заключенного контракта по данному основанию (п. 25 ст. 34 Закона о КС).
В. Петрищев,
юрист, г. Москва
"эж-ЮРИСТ", N 15, апрель 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 5128/12 по делу N А40-8156/11-2-72.
*(2) Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011); Решение ВАС РФ от 25.04.2011 N ВАС-2237/11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru