Организация розничной торговли (общий режим налогообложения) ведет учет в продажных ценах, используя счет 42 "Торговая наценка". Она намерена провести рекламную акцию, в ходе которой на товар определенного наименования в определенном периоде времени будет предоставлена скидка в размере 10% от его стоимости.
Какими документами необходимо оформить данную акцию?
Как отразить данную акцию в бухгалтерском учете?
Документальное оформление
Согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом договор розничной купли-продажи является публичным договором (п. 2 ст. 492 ГК РФ).
В соответствии с общими положениями о договоре граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Таким образом, если цены на реализуемый товар не относятся к регулируемым, организация вправе устанавливать их по своему усмотрению, в том числе предоставлять скидки.
Следует отметить, что действующее законодательство не содержит четкого определения понятия "скидка". На практике сложилось понимание скидки как непосредственного уменьшения цены.
Применение различных цен или предоставление скидок должно быть, во-первых, экономически оправданно, во-вторых, документально подтверждено, и, в-третьих, их применение должно быть направлено на увеличение дохода.
Для этого в организации должна быть утвержденная маркетинговая политика, в которой необходимо четко сформулировать условия предоставления скидок. Минфин России в п. 3 письма от 18.07.2005 N 03-02-07/1-190 рекомендует в маркетинговой политике описать, в частности, порядок предоставления скидок. Если в организации периодически проводятся разовые рекламные акции, то в маркетинговой политике следует предусмотреть такую возможность.
Кроме этого, специалисты УФНС по г. Москве также советуют не только составлять маркетинговую политику, но и упоминать в учетной политике для целей налогообложения прибыли методику применения скидок (письмо от 27.07.2005 N 20-12/53195).
В документе под названием "Маркетинговая политика организации" надо перечислить и обосновать все виды скидок, которые организация планирует применять в течение года. Вся его суть должна быть направлена на решение вопроса о привлечении клиентов путем предоставления им наиболее выгодных условий сделок.
Маркетинговая политика утверждается руководителем организации, как правило, в начале года.
Можно порекомендовать перед проведением рекламной акции разработать следующие документы:
- приказ или распоряжение руководителя, содержащие решение о проведении акции рекламного характера. Необходимо указать цель проведения акции;
- программа проведения рекламной акции, где следует указать формы и методы проводимой акции, описать порядок проведения;
- расчет предполагаемого экономического эффекта от проведения акции, в том числе расчет выгоды, прогноз роста выручки, экономическое обоснование размера скидок и т.п.
Бухгалтерский учет
В рассматриваемом случае торговая организация ведет учет торговой наценки на специальном счете 42 "Торговая наценка".
В организациях розничной торговли на сумму предоставленной в момент реализации скидки подлежит уменьшению размер торговой наценки. Как правило, в таких случаях сумма предоставленных за соответствующий отчетный период скидок определяется по кассовым чекам или материалам проведенной инвентаризации.
В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) выручка от продажи товаров является доходом от обычных видов деятельности. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99, и принимается к учету в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (п. 6 ПБУ 9/99).
При этом п. 6.5 указанного ПБУ определено, что величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров в розницу в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", в корреспонденции с дебетом счета 50 "Касса".
Счет 42 "Торговая наценка" используется для того, чтобы организация получила возможность учитывать товары не по покупной цене, а по продажной, то есть могла отражать на счете 41 "Товары" розничную продажную цену товаров, что позволяет организациям розничной торговли не вести учет каждой реализованной единицы товаров, а списывать с кредита счета 41 "Товары" в дебет 90 "Продажи" стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме полученной за эти товары выручки. В данном случае счет 42 "Торговая наценка" - счет регулирующий, так как одновременно со списанием продажной стоимости товаров с него списывается сумма относящейся к этим продажам торговой наценки.
Реализация товара с применением скидок отражается в бухгалтерском учете организации, применяющей продажные цены, следующим образом:
Дебет 50 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- поступила в кассу выручка за реализованный товар;
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41
- списаны реализованные товары (в продажных ценах);
Дебет 90, субсчет "Выручка" Кредит 42
- сторнирована реализованная торговая наценка;
- уменьшена торговая наценка на сумму предоставленной покупателю скидки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
26 апреля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.