Все о квотах на инвалидов
Несмотря на нарушения здоровья, инвалидам так же, как и остальным людям, необходимо питаться, одеваться и проводить досуг. На все это требуются, как известно, немалые средства. Так почему же в настоящее время не все инвалиды могут трудиться? Каким образом государство способствует трудоустройству инвалидов в нашей стране? Что предпринимают для этого работодатели? Какова ответственность за нарушение законодательства в области занятости инвалидов? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в предлагаемой статье.
Закон определяет инвалидов как лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью*(1). Трудовая деятельность для инвалидов имеет некоторые ограничения по сравнению с другими работниками.
Еще в 1993 г. на международном уровне Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций были приняты Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Они провозглашали соблюдение принципа, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Причем как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельности на рынке труда*(2). Руководствуясь данными Правилами, государствам следует поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая поддержка может осуществляться с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление стимулируемых квот, резервируемое или целевое трудоустройство, предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов и пр.
В 2006 г. Организацией Объединенных Наций принята Конвенция о правах инвалидов*(3), в ст. 27 которой установлена обязанность государств обеспечивать и поощрять реализацию прав на труд инвалидов путем принятия в законодательном порядке мер, направленных на запрет дискриминации по признаку инвалидности, защиту прав инвалидов наравне с другими, стимулирование их найма в частном секторе и т.д.
Исходя из установленных принципов главным для государств в области труда и занятости инвалидов является реализация их права на труд наравне с другими. Поэтому странам - участникам ООН надлежит принять ряд мер, направленных на предоставление возможности инвалидам работать без какой-либо дискриминации в благоприятных условиях труда, наравне с другими гражданами. Россия не является исключением.
Квотирование рабочих мест
Законом установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%)*(4).
Каждый субъект РФ, следуя установленным нормам федерального законодательства, самостоятельно устанавливает квоту, действующую именно в этом субъекте. Так, ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон г. Москвы) обязывает работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, среди которых 2% - для трудоустройства инвалидов.
При этом работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
Таким образом, организации, отвечающие требованиям ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы, а именно - осуществляющие деятельность на территории города Москвы и имеющие среднесписочную численность работников более 100 человек, обязаны соблюдать этот закон в части создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов. По такому же принципу организации обязаны соблюдать законодательство о правах инвалидов на труд и в других субъектах Федерации. А каким образом они обязаны это делать, вы узнаете в следующем разделе.
Обязанности работодателя по трудоустройству инвалидов
Обязанности работодателей в области трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой определены ст. 24 Закона о социальной защите. Так, работодатели обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
К сведению. Следует отметить, что до 01.01.2005 действовала ч. 4 ст. 21 Закона о социальной защите*(5), обязывающая работодателей в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов ежемесячно вносить в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определялись органами государственной власти субъектов.
Таким образом, работодатели обязаны соблюдать указанные выше нормы законодательства о социальной защите и занятости инвалидов, внесение же платы в бюджет субъектов РФ с 1 января 2005 года стало не обязанностью, а правом работодателя (при этом не во всех субъектах РФ предусмотрено такое право). К примеру, в п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 гг. между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей от 12.12.2012 указано, что для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов работодатели ежемесячно добровольно делают взнос в бюджет города Москвы за каждое незанятое квотируемое рабочее мест" для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы на день его уплаты.
Соответственно, внесение такой платы не освобождает работодателя от обязанности в пределах установленной квоты создавать специальные рабочие места и принимать на работу инвалидов. Однако на практике бывает, что работодатели от незнания или по ошибке отправляют компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в местный бюджет вместо соблюдения норм закона о квотировании. Безусловно, это не освобождает их от ответственности за несоблюдение законодательства о занятости инвалидов. Хотя, надо сказать, в случае ошибки вернуть уплаченные денежные средства вряд ли представится возможным. Подтверждением тому является позиция суда, изложенная в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2008 N А19-12517/07-Ф02-397/08.
Итак, рассмотрим подробнее обязанности работодателей.
Создание рабочих мест
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. При этом минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 22 Закона о социальной защите).
Например, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане соответствующей категории, в частности, инвалиды. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов.
И, наконец, выполнением квоты для приема на работу считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы).
Создание условий труда
Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст. 23 Закона о социальной защите). Так, не допускается установление в коллективных или трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. В частности:
- для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда*(6) (при этом должно учитываться медицинское заключение, выданное в соответствии с законодательством);
- привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные, нерабочие праздничные дни и в ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья*(7) (следует учитывать медицинское заключение, выданное в соответствии с законодательством);
- инвалидам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней (кроме того, на основании письменного заявления работника работодатель обязан предоставить инвалиду отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году*(8)).
Отметим, что зачастую работодатели отказывают инвалидам в приеме на работу, например, в связи с наличием противопоказаний к выполнению определенной работы, основываясь на документах, предоставляемых инвалидами. Так, документом, подтверждающим факт установления инвалидности, является справка учреждения медико-социальной экспертизы*(9), содержащая информацию о том, какая группа инвалидности присвоена обратившемуся лицу, на какой срок и др. Также для инвалидов данным учреждением разрабатывается индивидуальная программа реабилитации*(10) на основании ч. 1 ст. 11 Закона о социальной защите, содержащая среди прочего информацию о степени ограничения способности к трудовой деятельности, мероприятия профессиональной реабилитации, рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда и др. Причем эта программа является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Закона о социальной защите). В то же время для инвалида она носит рекомендательный характер. Поэтому если работник откажется от ее реализации, то работодатель не будет нести ответственность за ее неисполнение (ч. 7 ст. 11 Закона о социальной защите).
Тогда справедлив вопрос: обязан ли инвалид при приеме на работу предоставлять работодателю упомянутые документы, учитывая их отсутствие в перечне документов (ч. 1 ст. 65 ТК РФ)? Безусловно, не обязан, особенно если учесть предвзятое отношение работодателей к приему на работу инвалидов. Тем не менее, если работодателем является госорган, то он вправе в отдельных, предусмотренных нормативными правовыми актами случаях с учетом специфики работы потребовать представить документы, подтверждающие состояние здоровья кандидата на определенную должность, где состояние здоровья имеет значение. В свою очередь работодатель - юридическое лицо не может требовать при приеме на работу предоставления дополнительных документов. Но в любом случае он должен оценивать кандидата на вакантную должность исключительно по его деловым качествам.
Если работодатель откажет инвалиду в приеме на работу по обстоятельствам, не связанным с его деловыми качествами, то такой отказ можно будет оспорить в суде (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Сообщение о выполнении квоты
Из п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости:
- сведения о применении в отношении данного работодателя процедур несостоятельности (банкротства), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
На практике порядок предоставления органам занятости информации о выполнении квот устанавливается законодательством субъекта РФ.
В Москве, к примеру, в соответствии со ст. 4 уже упомянутого Закона г. Москвы работодатели обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной власти города Москвы, координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы. В свою очередь п. 2.9 постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" (далее - Постановление N 742-ПП) предусматривает порядок представления такой информации, а именно: работодатели сообщают в Центр квотирования ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование, утвержденной Департаментом труда и занятости населения города Москвы*(11), координирующим работу по квотированию рабочих мест в городе Москве, и согласованной с Мосгорстатом.
К сведению. Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в государственном учреждении города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" на основании п. 2.1 Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного Постановлением N 742-ПП. При этом работодателям необходимо учитывать, что отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает их от выполнения норм законодательства о квотировании.
Приведем пример заполнения первой страницы данной формы, содержащей сведения о выполнении установленной квоты.
Приложение 1
к приказу Департамента труда
и занятости населения г. Москвы
от 1 марта 2012 г. N 119
Региональное государственное статистическое наблюдение конфиденциальность
гарантируется получателем информации
Общество с ограниченной ответственностью "Консалтинг" | ИНН | 7 | 7 | 2 | 9 | 0 | 3 | 2 | 3 | 4 | 1 |
ул. Профсоюзная, д. 34, г. Москва, 117437 | |||||||||||
Рег. N, присвоенный в ГКУ "Центр квотирования" | 2 | 4 | 2 | 1 |
Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств
за 1 квартал 2013 года
----- ----
Представляют: | Срок представления: |
Работодатели или их представители (филиалы, цеха, участки и другие), осуществляющие деятельность на территории города Москвы, в территориальные отделы Государственного казенного учреждения города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" по месту государственной регистрации |
не позднее 30 числа после отчетного квартала |
1 | 2 | 3 |
Код отчитывающейся организации по ОКПО | Код вида деятельности по ОКВЭД | Наименование основного вида деятельности по ОКВЭД |
52632610 | Деятельность туристических агентств |
Заполняет отчитывающаяся сторона
(человек) | |||||
N разделов | N строк | Наименование показателей | в том числе | ||
инвалиды молодежь | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I. | Сведения о трудоустройстве граждан в счет установленной квоты | ||||
Среднесписочная численность работников: | |||||
01 | за 1-й месяц отчетного квартала | 2 | X | ||
02 | за 2-й месяц отчетного квартала | 2 | X | ||
03 | за 3-й месяц отчетного квартала | 2 | X | ||
Размер установленной квоты: | |||||
04 | 1-й месяц отчетного квартала | 2 | |||
05 | 2-й месяц отчетного квартала | 2 | |||
06 | 3-й месяц отчетного квартала | 2 | |||
Работало на квотируемых рабочих местах: | |||||
07 | в 1-м месяце отчетного квартала | 2 | |||
08 | во 2-м месяце отчетного квартала | 2 | |||
09 | в 3-м месяце отчетного квартала | 2 | |||
10 | Не трудоустроено в счет установленной квоты, всего (стр. 11 + 12 + 13): | ||||
в том числе: | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
II. | Движение работников, трудоустроенных в счет установленной квоты | ||||
14 | Работало в счет установленной квоты на начало отчетного квартала | 2 | |||
15 | Выбыло в течение отчетного квартала | 0 | |||
16 | Принято в счет установленной квоты в течение отчетного квартала | 0 | |||
17 | Потребность в работниках для трудоустройства в счет установленной квоты на конец отчетного квартала | 0 | |||
Справка 1: | |||||
Работает сверх установленной квоты на конец отчетного квартала | 0 |
Справка 2: из стр. 09 гр. 5 численность работающих:
1. Лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в возрасте до 23 лет 0 чел.
-----
2. Граждан в возрасте от 18 до 24 лет из числа выпускников
учреждений начального и среднего профессионального образования из числа
лиц, ищущих работу впервые, 0 чел.
-----
3. Граждан в возрасте от 21 до 26 лет из числа выпускников
учреждений высшего профессионального образования из числа лиц, ищущих
работу впервые, 1 чел.
-----
Ответственность работодателя
Кто проверяет и привлекает к ответственности
В части устройства на работу инвалидов работодателей контролируют органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения (непосредственно государственные гражданские служащие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Об этом говорит п. 2 Административного регламента исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденного приказом Минздрава РФ от 01.11.2011 N 1314н (далее - Регламент). Например, в Москве таким органом является Департамент труда и занятости населения города Москвы.
Регламентом определены сроки и последовательность административных процедур (действий) при реализации полномочия по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты*(12). Так, данными уполномоченными органами могут проводиться плановые и внеплановые проверки - выездные и документарные*(13) в порядке, определенном п. 6.1-9 Регламента. Проверяющие при осуществлении контрольных мероприятий вправе:
- посещать организации, численность работников которых составляет более 100 человек, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, при предъявлении копии приказа (распоряжения) органа исполнительной власти субъекта РФ о проведении проверки и служебного удостоверения;
- запрашивать документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также письменные объяснения руководителя организации или его уполномоченного представителя по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- проводить беседы с руководителем и/или работниками организации по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- привлекать к проведению плановой выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с организацией, в отношении которой проводится проверка.
В свою очередь руководители и работники проверяемой организации при проведении в отношении них проверки вправе:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями сотрудников, уполномоченных на проведение проверки;
- обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие нарушение их прав при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
И в то же время обязаны:
- представлять запрашиваемые сотрудниками, уполномоченными на проведение проверки, документы и материалы, а также устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих лиц в здание и другие служебные помещения организации;
- предоставить служебное помещение для проведения проверки, оборудованное компьютерами, оргтехникой, средствами связи, включая Интернет.
По результатам проверки составляется акт, а также протокол об административном правонарушении в случае выявления нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов при осуществлении организацией приема на работу инвалидов*(14). Кстати, действия (бездействия) работников и должностных лиц данного органа и их решения могут быть обжалованы в досудебном порядке путем обращения в письменной форме или в форме электронного документа, а также в устной форме (при личном приеме) непосредственно в данный госорган, Федеральную службу по труду и занятости, Министерство здравоохранения и социального развития РФ*(15).
К сведению. Регламентом установлены максимальные сроки проведения проверки:
- не более 10 дней - для плановой и внеплановой выездных проверок;
- не более 15 дней - для плановой и внеплановой документарных проверок*(16).
Причем по решению руководителя уполномоченного госоргана сроки проведения проверок могут быть продлены, но не более чем на 15 дней.
Объем ответственности
За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости предусматривается административная ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей - за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).
Субъекты РФ, в свою очередь, также могут устанавливать ответственность за несоблюдение работодателями законодательства в области занятости инвалидов. Например, в Москве за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"). В связи с недавним повышением размера штрафов в КоАП РФ ожидаются аналогичные изменения в столичном законе.
Кроме того, в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.8, 19.19 *(17) КоАП РФ, работодатель может быть привлечен к ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей. Нельзя не отметить, что судебная практика по вопросу привлечения к ответственности работодателей за отказ в приеме на работу инвалидов, а также за несообщение о выполнении квоты в уполномоченный госорган отнюдь не велика. Это можно объяснить прежде всего тем, что инвалиды являются более уязвимыми по сравнению с другими людьми, претендующими на те или иные должности в организациях. Поэтому в случае отказа инвалиду в приеме на работу независимо от того, обоснован он был или нет, он с большей степенью вероятности не будет обращаться в суд или не сможет это сделать по состоянию здоровья. А действовать через представителя могут далеко не все, поскольку это требует серьезных материальных затрат. Поэтому фактически получается, что работодатели стараются найти любой повод для отказа в приеме на работу инвалида во избежание лишних для себя проблем. Конечно же, такой подход не выдерживает никакой критики, особенно по сравнению с аналогичной ситуацией в развитых странах.
Тем не менее практика привлечения работодателей к ответственности все же имеется.
Судебная практика. Примером тому может служить постановление Верховного Суда РФ от 09.11.2011 N 49-АД11-4, которым рассмотрено дело по жалобе индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Посчитав принятые в отношении него судебные акты незаконными, он обратился в Верховный Суд РФ с надзорной жалобой, в которой просил отменить эти судебные постановления. Однако, как было установлено судом, в ходе проверки индивидуального предпринимателя уполномоченным госорганом были выявлены нарушения законодательства о занятости населения, а именно - им было отказано в приеме на работу пяти инвалидам, направленным ему Центром занятости населения в счет квоты, установленной приказом уполномоченного госоргана в области занятости населения. Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов в отношении индивидуального предпринимателя не было и Верховный Суд РФ предпринимателю в удовлетворении жалобы отказал.
В настоящее время далеко не все работодатели соблюдают законодательство о занятости инвалидов, принимая во внимание тот факт, что проверки в отношении них проводятся редко или не проводятся вообще. Ведь госорганы не имеют возможности следить за соблюдением законодательства конкретным работодателем каждый день. Работодатели, в свою очередь, этим активно пользуются и практически не волнуются, поскольку даже если их признают виновными и привлекут к ответственности, размеры штрафов не так велики, если не сказать, смехотворны для организаций с численностью работников более 100 человек.
Мнение. Специальное рабочее место для инвалида
Александр Айдаев, юрист-трудовик
Как было сказано, трудоустройство инвалида влечет дополнительные обязанности для работодателя. Он должен создать сотрудникам-инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 224 ТК РФ).
В помещении организации, где будут трудиться такие работники, должны быть созданы специальные рабочие места для инвалидов. Согласно ст. 22 Закона о социальной защите специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Другими словами, рабочее место для сотрудника-инвалида должно быть оборудовано специальными техническими приспособлениями с учетом его индивидуальных возможностей. Скажем, если работник использует инвалидную коляску, то для него придется установить пандусы, а также расширить дверные проемы. Если это слабослышащий или слабовидящий сотрудник, то необходимо потратиться на специальное оборудование для таких людей. Например, установить на рабочее место дополнительные световые кнопки вызова, на компьютер - специальное программное обеспечение с включением субтитров, диктофоном, управлением для клавиатуры, экранной лупой и т.п.
Причем удобства должны быть созданы не только на самом рабочем месте, но и в других необходимых для такого сотрудника помещениях. Скажем, для инвалидов, ставших таковыми вследствие нервно-психических заболеваний:
- в опасных местах (лестничные клетки, др.) должны быть оборудованы специальные ограждающие устройства. Для остекления окон следует использовать небьющиеся стекла;
- в офисах нужно организовать отдельные от общих столовые, буфеты, комнаты приема пищи;
- санузлы не должны иметь запоров и должны быть оборудованы унитазами со спуском воды при помощи напольной педали;
- в душевых (при необходимости) следует предусмотреть общий смеситель для горячей и холодной воды*(18).
Общие требования к особенностям организации рабочих мест для инвалидов в зависимости от заболевания, ставшего причиной инвалидности, содержатся в Санитарных правилах. Кстати, Правительство России в настоящее время разрабатывает единые требования к рабочим местам для инвалидов, так что, возможно, в ближайшее время будут добавлены новые требования.
Документ этот довольно объемный и разъясняет различные аспекты организации условий труда для сотрудников-инвалидов. Так, согласно п. 4.1 Санитарных правил, проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
Специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками; исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования инвалида.
Работодателю следует обратить внимание на показанные условия труда для трудоустройства работников с ограниченными возможностями (п. 4.3 Санитарных правил). В частности, следует организовать:
- оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (вредные вещества, вещества-аллергены, аэрозоли и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам;
- работу с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой, в отдельных случаях - с выраженной физической нагрузкой;
- работу преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях - стоя или с возможностью ходьбы;
- рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям;
- работу, не связанную со значительными перемещениями (переходами).
Более того, расстановка оборудования и мебели на рабочих местах инвалидов должна обеспечивать безопасность и комфортность труда. Скажем, расположение станков, оборудования и мебели на рабочем месте, предназначенном для труда инвалида, пользующегося для передвижения креслом-коляской, должна обеспечивать возможность подъезда и разворота инвалидной коляски, а на рабочем месте слепого и слабовидящего - возможность работы без помех от передвижений в помещении других работников. Для удобного нахождения своего рабочего места слепым работником станки, оборудование или мебель должны быть снабжены тактильными ориентирами. Оргтехоснастка рабочих мест для инвалидов (рабочие столы, верстаки, стеллажи, шкафы) должны соответствовать антропометрическим данным исполнителя (зависеть от роста работника).
Отметим, что Санитарные правила распространяются на все отрасли экономической деятельности организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд инвалидов (п. 1.3 Санитарных правил). Причем за их нарушение в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ должностное лицо организации понесет штраф в размере от 500 до 1000 руб., предприниматель - аналогичный размер штрафа или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а юридическое лицо - штраф от 10 000 руб. до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Конечно, прием на работу инвалида повлечет дополнительные расходы. Часто работодатели не обеспечивают соблюдение санитарных норм в отношении обычных работников, что уж говорить об инвалидах. Однако имейте в виду, что с 2010 г. организациям возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере фактических расходов, подтвержденных платежными документами. В 2013 г. максимальная сумма возмещения составляет 66,2 тыс. руб. на одно постоянное рабочее место по факту трудоустройства на него инвалида (постановление Правительства РФ от 15.12.2012 N 1307 "О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"). Заметим, что сумма эта постоянно растет. Например, в 2010 г. она составляла 30 тыс. руб., в 2011 и 2012 гг. - 50 тыс. руб.
Мнение. Гарантии при переводе и сокращении
Александр Айдаев, юрист-трудовик
Остановимся еще на одном важном моменте. Помимо перечисленных гарантий, ТК РФ устанавливает еще несколько, касающихся уже работающих инвалидов. Так, ст. 73 ТК РФ регламентирует вопросы перевода сотрудника на другую работу в соответствии с медицинским заключением, например, в случае установления временной нетрудоспособности. Если подобная необходимость возникнет, то работодатель обязан с письменного согласия такого сотрудника перевести его на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Обратите внимание: если сотрудник в соответствии с медицинским заключением нуждается во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, но отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то последний должен отстранить работника от работы с сохранением ему места работы (должности) на весь указанный в медицинском заключении срок. Причем в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором).
Если же в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор может быть прекращен в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Кроме того, ч. 2 ст. 179 ТК РФ зафиксировала гарантию для работника с ограниченными возможностями при расторжении трудового договора. При сокращении численности и/или штата работников преимущественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации предоставляется в том числе работникам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание в период работы в данной организации, а также инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества.
И. Куролес,
ведущий юрисконсульт ЗАО "СПАР РИТЭЙЛ"
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 4, апрель 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите).
*(2) См. Правило 7 "Занятость" раздела I "Предпосылки для равноправного участия".
*(3) Россия подписала Конвенцию 24.09.2008 (распоряжение Президента РФ от 05.08.2008 N 450-рп) и ратифицировала ее (Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ). Для России документ вступил в силу 25.10.2012.
*(4) От обязательного квотирования освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ст. 21 Закона о социальной защите).
*(5) Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ ч. 4 ст. 21 Закона о социальной защите была отменена.
*(6) См. также ст. 92 ТК РФ.
*(7) См. также ст. 99, 113 ТК РФ.
*(8) См. ст. 128 ТК РФ.
*(9) Форма справки утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.
*(10) Форма программы утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н.
*(11) Приказ Департамента труда и занятости населения г. Москвы от 01.03.2012 N 119.
*(12) См. п. 3 Регламента.
*(13) См. п. 5.1 Регламента.
*(14) См. п. 9 Регламента.
*(15) См. п. 99 Регламента.
*(16) См. п. 27-31 Регламента.
*(17) Напомним, что форма справки утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.
*(18) Пункт 6.3 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30, далее - Санитарные правила.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.