Особенности учета бюджетных инвестиций в 2013 году
В 2013 году действуют новые правила, регулирующие вопросы реализации капитальных вложений (бюджетных инвестиций) в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или на приобретение объектов недвижимости федеральными бюджетными и автономными учреждениями. Их действие распространяется в том числе на образовательные учреждения. В статье рассмотрим особенности финансового обеспечения и учета бюджетных инвестиций, основываясь на разъяснениях Минфина и Федерального казначейства.
Особенности реализации в 2013 году капитальных вложений (бюджетных инвестиций) в объекты государственной собственности разъяснены в Письме Минфина РФ N 02-14-05/5145, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-114 от 22.02.2013 (далее - Письмо N 5145/114). В нем приведен перечень нормативных актов, которыми следует руководствоваться при осуществлении бюджетным или автономным учреждением данного вида деятельности.
Примечание. Бюджетные инвестиции - это средства бюджета соответствующего уровня (федерального, субъекта РФ, местного), направляемые на увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества (в том числе на реконструкцию, модернизацию имеющегося имущества или строительство новых объектов) (ст. 6 БК РФ).
Основным документом, который регулирует порядок предоставления бюджетных инвестиций в 2013 году, является Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456, которым утверждены Правила осуществления в 2013 году за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Постановление N 1456, Правила N 1456).
В соответствии с данными правилами федеральным органам государственной власти (далее - органы власти), осуществляющим функции и полномочия учредителя, предоставлено право производить в 2013 году финансовое обеспечение капитальных вложений за счет средств федерального бюджета следующими способами:
- предоставлять субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти - получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и организациями (бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями) (далее - предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений);
- передавать указанным организациям на основании соответствующих соглашений (договоров) на безвозмездной основе свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти государственных контрактов (далее - передача полномочий).
При этом в 2013 году органом власти может быть сохранен порядок предоставления учреждениям бюджетных инвестиций в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета при соблюдении ими указанных в п. 3 Постановления N 1456 положений.
Далее рассмотрим некоторые особенности учета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в 2013 году в зависимости от способа их финансового обеспечения.
Учет операций со средствами субсидии на осуществление капитальных вложений
При предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений между органом власти как получателем бюджетных средств и бюджетным или автономным учреждением заключается соглашение. Перечень основных положений, которые должны обязательно содержаться в соглашении, указан в п. 16 Правил N 1456.
К сведению. В случае принятия органом власти решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объект, в который до 1 января 2013 года бюджетные инвестиции осуществлялись на основании государственного контракта (договора), заключенного учреждением как получателем бюджетных средств и не исполненного до начала данного финансового года, в соглашении о предоставлении субсидии указываются сумма субсидии, подлежащая предоставлению, с указанием общей суммы по государственному контракту, заключенному в целях реализации бюджетных инвестиций; справочно объемы лимитов бюджетных обязательств, использованных на оплату обязательств по государственному контракту (договору) в предыдущие годы, в том числе на выплату аванса (п. 4.1 Письма N 5145/114).
Учет операций со средствами субсидий на осуществление капитальных вложений ведется на отдельном лицевом счете, открытом в органе Федерального казначейства с кодами 21 (бюджетному учреждению), 31 (автономному учреждению) в порядке, установленном Федеральным казначейством*(1). Санкционирование расходов на этих счетах осуществляется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 16.07.2010 N 72н (далее - Приказ N 72н).
В Письме N 5145/114 отмечено, что санкционирование оплаты денежных обязательств учреждения, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений, производится в соответствии с представленными в орган Федерального казначейства сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (ф. 0501016) (далее - сведения), утвержденными органом власти.
Для подтверждения возникновения денежного обязательства по договорам на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объекта учреждение представляет в орган Федерального казначейства с заявкой на кассовый расход указанные в ней документы, предусмотренные порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета.
Кассовый расход производится после проверки названных документов, а также соответствия содержания операции кодам Классификации операций сектора государственного управления, указанным в заявке на кассовый расход и сведениях, согласно п. 20 Приказа N 72н.
Отнесение расходов по оплате обязательств по заключенным в целях реализации капитальных вложений договорам на приобретение объектов недвижимости в государственную собственность РФ, а также расходов, производимых в рамках строительного контроля, и содержание дирекций (единых дирекций) строительства на коды Классификации операций сектора государственного управления осуществляется в соответствии с разд. V Указаний по применению бюджетной классификации*(2):
- расходы на выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов (договору строительного подряда) или приобретение объекта недвижимости государственной собственности РФ, а также поставка товаров в целях реализации бюджетных инвестиций, относятся на статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" (в части приобретения здания, строения, сооружения), 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов" (в части приобретения земельного участка), 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части приобретения материальных запасов, предусмотренных сметной стоимостью строительства);
- расходы на выполнение отдельных видов работ (услуг), иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметной стоимостью строительства (входящих в состав предполагаемой (предельной) стоимости (стоимости приобретения), в целях строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов (сопровождающих расходы на приобретение объекта) - на соответствующие статьи (подстатьи), исходя из их экономического содержания (статьи 220 "Оплата работ, услуг", 290 "Прочие расходы").
Обратите внимание! В случае если учреждение одновременно с полномочиями заказчика осуществляет в соответствии с законодательством РФ строительный контроль, возмещение данных расходов в пределах сумм, указанных в сведениях, по подстатье 226 "Прочие услуги" КОСГУ в размере, установленном сметной стоимостью строительства, определенном с учетом положений Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, рассчитанном от суммы принятых работ (их результатов), услуг, а также отдельных этапов выполнения работ, услуг, осуществляется на основании платежного документа, представленного учреждением в орган Федерального казначейства, путем отражения суммы на лицевом счете бюджетного или автономного учреждения, открытом в органе Федерального казначейства для учета операций с субсидиями на финансовое обеспечение государственного задания и средствами от иной приносящей доход деятельности (п. 7.2 Письма N 5145/114).
Не использованные на начало текущего финансового года остатки субсидий на капитальные вложения прошлых лет учитываются органом Федерального казначейства на лицевом счете, открытом учреждению, без права расходования до подтверждения органом власти наличия потребности в направлении их на те же цели для использования в 2014 году в порядке, установленном для соответствующего способа финансового обеспечения капитальных вложений в соответствии с законодательством РФ. При отсутствии необходимости использования остатков средств в текущем году они перечисляются в доход бюджета.
В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений операции с субсидиями на осуществление капитальных вложений отражаются по коду вида финансового обеспечения (деятельности) 6 (согласно инструкциям N 174н *(3), 183н *(4) соответственно). Бухгалтерская отчетность составляется на основании Инструкции N 33н*(5).
Далее приведем бухгалтерские записи по поступлению и расходованию субсидий на капитальные вложения, а также по принятию к учету завершенных (приобретенных) объектов основных средств за счет этого источника финансирования (в соответствии с Письмом N 5145/114).
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Операции по поступлению и расходованию субсидий на капитальные вложения | ||
Получение субсидии на осуществление капитальных вложений | 6 201 11 510 (000) (увеличение забалансового счета 17 по коду 180 КОСГУ) | 6 205 81 660 (000) |
Перечисление авансового платежа по договору (контракту) | 6 206 00 560 (000) | 6 201 11 610 (000) (увеличение забалансового счета 18 по КОСГУ) |
Формирование вложений за счет субсидии на осуществление капитальных вложений | 6 106 11 310 (000) | 6 302 00 730 (000) |
Зачет ранее перечисленного аванса | 6 302 00 830 (000) | 6 206 00 660 (000) |
Оплата принятых работ, оказанных услуг, поставленного имущества | 6 302 00 830 (000) | 6 201 11 610 (000) (увеличение забалансового счета 18 по КОСГУ) |
Принятие к учету доходов от получения субсидии на осуществление капитальных вложений на основании принятого учредителем отчета учреждения | 6 205 81 560 (000) | 6 401 10 180 |
Перечисление в доход бюджета возврата неиспользованных остатков субсидий прошлых лет | 6 205 81 560 (000) | 6 201 11 610 |
Операции по переносу капитальных вложений с кода вида деятельности 6 на код 4 и по принятию объектов к учету | ||
Принятие к учету по коду вида деятельности 4 вложений, произведенных за счет субсидий на осуществление капитальных вложений по коду 6 (на основании справки (ф. 0504833) | 6 304 06 830 (000) 4 106 11310 (000) | 6 106 11 410 (000) 4 304 06 730 (000) |
Принятие к учету объекта основного средства (с приложением документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления), увеличения стоимости основного средства по результатам произведенной реконструкции, модернизации, дооборудования | 4 101 10 310 (000) | 4 106 11 310 (000) |
Операции по отражению расчетов с учредителем | ||
Формирование расчетов с учредителем в сумме принятого к учету особо ценного имущества, увеличения стоимости особо ценного имущества перед составлением годовой отчетности (либо с иной периодичностью) | 4 401 10 172 | 4 210 06 660 (000) |
Операции по переданным полномочиям
Передача органами власти своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ (в лице органов власти) государственных контрактов бюджетным и автономным учреждениям (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов) осуществляется на основании соглашений (договоров), заключаемых на безвозмездной основе. Перечень основных положений, которые должны обязательно содержаться в соглашении, указан в п. 7 Правил N 1456.
В свою очередь, бюджетное или автономное учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения соглашения (договора) о передаче полномочий представляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия лицевого счета по переданным полномочиям с кодом 14, в порядке, установленном этим органом. Основанием для открытия данного лицевого счета является копия соглашения (договора) о передаче полномочий.
Принятие и исполнение учреждениями бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов, осуществляются в пределах отраженных на лицевом счете по переданным полномочиям лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке получателю бюджетных средств на указанные цели.
Учреждение обеспечивает учет принятого бюджетного обязательства, возникающего на основании государственного контракта, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н и внесение в установленном порядке сведений о государственном контракте в реестр контрактов, определенный ст. 18 Федерального закона N 94-ФЗ*(6).
Санкционирование оплаты денежных обязательств организации от имени органа власти, возникающих на основании государственного контракта, осуществляется в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н.
Бюджетные и автономные учреждения при передаче им полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти государственных контрактов при осуществлении капитальных вложений в объекты ведут бюджетный учет и составляют бюджетную отчетность в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (согласно инструкциям N 162н *(7), 191н *(8)) по коду вида финансового обеспечения (деятельности) 1.
Далее приведем корреспонденцию счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по переданным полномочиям на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям (в соответствии с Письмом N 5145/114). При этом необходимо отметить, что в первых 17 разрядах номера счета бюджетного учета отражается соответствующий код бюджетной классификации РФ с указанием соответствующего элемента подгруппы вида расходов (410 "Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности федеральным государственным учреждениям" или 440 "Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества" КОСГУ).
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражение в бюджетном учете операций по вложениям в объекты капитального строительства в пределах лимитов бюджетных обязательств | ||
Доведение лимитов бюджетных обязательств | 1 501 05 000 | 1 501 03 000 |
Принятие бюджетных обязательств в сумме заключенных договоров (контрактов) | 1 501 03 000 | 1 502 01 000 |
Принятие денежных обязательств в сумме авансовых платежей согласно договору (контракту) | 1 502 11 000 | 1 502 12 000 |
Перечисление авансового платежа согласно договору (контракту) | 1 206 00 560 | 1 304 05 000 |
Формирование вложений в объекты капитального строительства в сумме произведенных работ, услуг (принятых денежных обязательств) | 1 106 11 310 | 1 302 00 730 |
Принятие денежных обязательств в сумме расчетов согласно договору (контракту) и объема выполненных работ, оказанных услуг | 1 502 01 000 | 1 502 02 000 |
Зачет ранее перечисленного аванса | 1 302 00 830 | 1 206 00 660 |
Исполнение принятых денежных обязательств согласно заключенному договору (контракту) | 1 302 00 830 | 1 304 05 000 |
Передача сформированных вложений в объекты капитального строительства в связи с принятием решения о закреплении права оперативного управления созданных объектов капитального строительства (извещение (ф. 0504805)) | 1 215 32 530 1 215 33 530 | 1 106 11 410 |
Далее у бюджетных и автономных учреждений отражаются операции по принятию к учету капитальных вложений и объектов основных средств, а также по расчетам с учредителем согласно инструкциям N 174н, 183н соответственно.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражение операций по сформированным вложениям в объекты капитального строительства | ||
Принятие к учету сформированных вложений в объекты капитального строительства в связи с принятием решения о закреплении права оперативного управления созданного объекта (извещение (ф. 0504805)) | 4106 11310 (000) | 4401 10180 |
Принятие учреждением к учету объекта основного средства (с приложением документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления), увеличение стоимости основного средства по результатам произведенной реконструкции, модернизации, дооборудования | 4 101 10 310 (000) | 4 106 11310 (000) |
Отражение операций по расчетам с учредителем | ||
Формирование расчетов с учредителем в сумме принятого к учету особо ценного имущества, увеличения стоимости особо ценного имущества перед составлением годовой отчетности (либо с иной периодичностью) | 4 401 10 172 | 4 210 06 660 (000) |
О. Сизонова,
главный редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На момент выхода данного номера в печать действует Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н. Однако он утрачивает действие с момента вступления в силу Приказа Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н. В настоящее время новый порядок находится на регистрации в Минюсте.
*(2) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утв. Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(5) Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
*(6) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(7) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(8) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"