Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 1998 г. N 89-Г98-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Н.В.И.
судей З.В.Ю,. В.В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 10 апреля 1998 г. кассационный протест прокурора Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 11 декабря 1997 г. по заявлению областного прокурора о признании частично недействительным распоряжения администрации Тюменской области.
Заслушав доклад судьи В.В.П., объяснения представителя главы администрации Тюменской области П.Е.В. и заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации К.Л.Л., не поддержавшей кассационный протест и полагавшей решение суда оставить без изменения. Судебная коллегия, - установила:
16 октября 1996 г. состоялось распоряжение администрации Тюменской области N 721-р "О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание", п. 1 которого определены размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов с 01.01.97 г.:
- на санаторно-курортное лечение - 4-х кратный минимальный размер пенсии по возрасту;
- на бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств - 10-ти кратный минимальный размер пенсии по возрасту;
- на транспортное обслуживание - 15-кратный минимальный размер пенсии по возрасту.
Одновременно названным распоряжением (п. 3) утвержден порядок их назначения согласно приложениям N 1 и N 2.
Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании п. 1 распоряжения и п. 5 Приложения N 2 недействительными.
По мнению прокурора установленный фиксированный размер денежных компенсаций исключает дифференцированное их начисление, что противоречит требованиям закона и нарушает права инвалидов из числа ветеранов.
Вместе с этим прокурор просил обязать администрацию Тюменской области:
- привести оспариваемые положения нормативных актов в соответствие с федеральным законом "О ветеранах", Постановлением Правительства Российской Федерации N 701 от 10.07.95 г. "О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций, расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание", введя их в действие с 10.07.95 г.;
- принять меры к выплате причитающихся размеров компенсаций на санаторно-курортное лечение и расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, также на транспортное обслуживание всем гражданам из числа ветеранов, имеющим право на данные компенсации, начиная с 10.07.95 г.
Решением Тюменского областного суда от 11 декабря 1997 г. в удовлетворении требования прокурора о признании недействительным п. 5 Приложения N 2 "О порядке назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций и расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание" к распоряжению администрации Тюменской области N 721-р от 16.10.96 г. отказано.
В остальной части его требования удовлетворены.
В кассационном протесте прокурора постановлен вопрос об отмене судебного решения в неудовлетворенной части заявления и направлении дела в этой части в суд на новое разбирательство ввиду неправильного толкования судом норм материального права.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы протеста, оснований к его удовлетворению не находит.
Исходя из положений ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам установления мер социальной защиты и социального обеспечения граждан и приоритете Федерального законодательства над законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, принимаемые последними нормативные акты по вопросам социальной защиты и социального обеспечения не должны противоречить федеральному законодательству.
Вступившим в законную силу 25.01.95 г. Федеральным законом "О ветеранах" предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы ветеранов, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются недействительными.
Как установлено судом, утвержденный администрацией Тюменской области 16.10.96 г. порядок (приложение N 1 и приложение N 2), назначение и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание соответствует федеральному закону "О ветеранах" (ст.ст. 11, 10) и принятому во исполнение этого закона Постановлению Правительства Российской Федерации N 701 от 10.07.95 г. "О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание (п. 4).
Доводы прокурора о необходимости дифференцированного подхода к начислению причитающейся инвалидам денежной компенсации на эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание отдельно по каждому показателю расходов - на топливо, ремонт автотранспорта, запасные части и т.п. на законе не основано и такого указания в названном выше постановлении Правительства Российской Федерации не содержится.
Но перечисленные в его пункте 4 показатели - расходы на топливо, запасные части, ремонт и т.д. администрацией области, как и следовало, учитывались в п. 5 приложения '" 2 к распоряжению N 721-р от 16.10.96 г. при определении конкретного размера денежной компенсации, причитающейся выплате инвалидам, исходя при этом из имеющихся в области средств (ст. 11 закона "О ветеранах").
При таком положении вывод суда о законности п. 5 приложения N 2 к распоряжению администрации области и необоснованности требования прокурора о признании его недействительным является правильным.
Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым на основании ст. 294 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в интересах законности выйти за пределы кассационного протеста и изменить судебное решение по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление прокурора о незаконности п. 1 оспариваемого распоряжения областной администрации в части ввода его в действие с 01.01.97 г., суд ошибочно в резолютивной части решения признал этот пункт распоряжения недействительным в полном объеме, т.е. в том числе и признанные им законными размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате инвалидам.
В связи с этим резолютивная часть решения по данному требованию подлежит изменению и изложению в новой редакции.
Кроме того, обязывая областную администрацию привести в соответствие с действующим законодательством п. 1 его распоряжения и принять меры к выплате инвалидам причитающихся им денежных компенсаций с 10.07.95 г., суд не учел, что в соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 27.04.93 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащих закону" (в редакции постановлений Пленума от 21.12.93 г. N 11 и 25.10.96 г. N 10)" в случае удовлетворения заявления прокурора о признании правового акта недействительным суду не следует обязывать орган или должностное лицо отменить признанный недействительным правовой акт, поскольку признание такого акта недействительным не порождает правовых последствий со дня его издания, о чем следует указать в резолютивной части решения".
С учетом изложенного указания суда, обязывающие администрацию области к совершению определенных действий, подлежат из резолютивной части исключению, имея при этом ввиду, что требования прокурора на этот счет не носили самостоятельного характера и основывались лишь на признании распоряжения N 721-р от 16.10.95 г. частично недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 311, 294, п. 4 ст. 305 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, - определила:
решение Тюменского областного суда от 11 декабря 1997 г. изменить:
- резолютивную часть решения о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации Тюменской области изложить в следующей редакции:
"признать недействительным со дня издания пункт 1 распоряжения администрации Тюменской области N 721-р от 16.10.96 г. в части определения срока его действия с 01.01.97 г.";
- исключить из резолютивной части решения указания, обязывающие администрацию Тюменской области привести п. 1 распоряжения N 721-р от 16.10.96 г. в соответствие с действующим законодательством с определением размеров денежных компенсаций на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание на период с 10.07.95 г. по 1.01.97 г.;
- исключить из резолютивной части решения указания, обязывающие областную администрацию "принять меры к выплате причитающихся размеров компенсаций на санаторно-курортное лечение и расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание всем гражданам из числа ветеранов, имеющим право на данные компенсации, начиная с 10.07.95 г.".
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационный протест прокурора - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 1998 г. N 89-Г98-2
Текст определения официально опубликован не был