Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 августа 1998 г. N 89-Г98-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 14 августа 1998 г. по кассационной жалобе З.В.И. на решение Тюменского областного суда от 7 мая 1998 г. дело по заявлению З.В.И. и А.А.В. о признании недействительным Закона Тюменской области от 3 ноября 1997 г. "О внесении дополнений в Закон Тюменской области "О статусе депутата Тюменской областной Думы".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.Л.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
З.В.И. и А.А.В. обратились в суд с заявлением о признании недействительным Закона Тюменской области от 3 ноября 1997 г. "О внесении дополнений в Закон Тюменской области "О статусе депутата Тюменской областной Думы", которым была введена норма о запрете депутату Тюменской областной Думы одновременно быть депутатом иных представительных (законодательных) органов государственной власти и местного самоуправления, ссылаясь на то, что такой запрет является незаконным ограничением избирательных прав граждан, а также нарушает конституционный принцип равенства всех граждан.
Решением Тюменского областного суда от 7 мая 1997 г. требования заявителей были оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе З.В.И. просит отменить решение, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения не усматривает.
Вопрос о том, может ли депутат или иное должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации или муниципальный служащий быть депутатом представительного органа государственной власти или выборным лицом местного самоуправления, является вопросом о правовом статусе этих лиц, отнесённым в соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов принимаются федеральные законы и соответствующие им законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При отсутствии федерального закона субъект федерации вправе принять собственный закон по предмету совместного ведения.
В настоящее время федеральным законодательством определён правовой статус государственных и муниципальных служащих, но не решён вопрос о статусе депутатов представительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и выборных лиц местного самоуправления.
В настоящее время на уровне федерального законодательства отсутствуют ограничения занимать какие-либо должности, связанные со статусом депутата представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или выборного лица местного самоуправления, включая выборную должность главы местного самоуправления. Вместе с тем, до введение в действие федерального закона, определяющего основные положения правового статуса депутата представительного (законодательного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации субъект Российской Федерации в региональном законодательстве может установить нормы, запрещающие совмещение выборной должности в органах государственной власти и в органах местного самоуправления со статусом депутата представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правильность этой правовой позиции суда была подтверждена и в ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать ограничения, связанные со статусом депутата выборного органа государственной власти и местного самоуправления.
Ссылки З.В.И. на специфический характер устройства органов государственной власти Тюменской области не может быть признана основанием для отмены законного решения суда, поскольку в заключённых органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов договоре от 10 апреля 1997 г. и в соглашении между ними от 8 сентября 1997 г. "О порядке и условиях проведения выборов депутатов Тюменской областной Думы" нет нормы о согласовании договаривающимися сторонами вопросов о статусе депутатов их представительных (законодательных) органов.
На основании ст.ст. 329, 330 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Тюменского областного суда от 7 мая 1998 г. оставить без изменения, кассационную жалобу З.В.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 августа 1998 г. N 89-Г98-8
Текст определения официально опубликован не был