Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 1999 г. N 92-Г98-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 12 января 1999 года дело по заявлению Администрации г. Кызыла о признании недействительной ст. 7 Закона Республики Тыва N 29 от 20 августа 1998 года "О республиканском бюджете Республики Тыва на 1998 год" в части зачисления в бюджет г. Кызыла поступлений от подоходного налога с физических лиц по кассационной жалобе Администрации г. Кызыла на решение Верховного суда Республики Тыва от 18 ноября 1998 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.В.П., заключение прокурора К.Л.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
администрация г. Кызыла обратилась в суд с заявлением о признании недействительной ст. 7 Закона РТ "О республиканском бюджете РТ на 1998 год", указывая, что в ней предусмотрено зачисление 50% поступлений в бюджет г. Кызыла от подоходного налога с плательщиков, зарегистрированных на территории г. Кызыла. Эта норма не соответствует ст. 7 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", согласно которой подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в полном объеме должен поступать в местный бюджет. Статьей 9 указанного Федерального закона определено, что фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, являвшееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Администрацией г. Кызыла в 1998 году были увеличены собственные доходы, в 1997 году отчисления от подоходного налога с физических лиц в бюджет г. Кызыла были установлены в 67%, поэтому в 1998 году они не должны быть меньше этого размера.
Подпунктом 3 п. 3 ст. 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" предусмотрена компенсация уменьшения доходов местных бюджетов, возникшие вследствие принятия субъектами РФ соответствующих законов, но Верховным Хуралом РТ такая компенсация не предусмотрена. Согласно принципам, установленным ст. 9 указанного Федеральным законом, должны учитываться применения единой методологии, предусматриваться выравнивание их доходов. В г. Кызыле проживает 1/3 населения республики, но отчисления от налогов в бюджет г. Кызыла в 1997-1998 годах были установлены меньше, чем в бюджеты кожунов. Отчисления в местные бюджеты от налогов должны устанавливаться на постоянной основе и не могут меняться в течение трех лет, что предусмотрено методическими рекомендациями Минфина РФ от 29.01.98 года. Таким образом, в результате принятия оспариваемого закона были нарушены права жителей г. Кызыла.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование, представитель Верховного Хурала Республики Тыва возражал против удовлетворения заявления, мотивируя тем, что при принятии оспариваемого закона Верховный Хурал действовал в соответствии с Федеральным законодательством.
Верховный суд Республики Тыва, рассмотрев данное дело в качестве суда первой инстанции, решением от 18 ноября 1998 года в удовлетворении заявления Администрации г. Кызыла о признании недействительной ст. 7 Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 1998 год" N 29 от 20 августа 1998 года в части зачисления в бюджет г. Кызыла поступлений от подоходного налога с физических лиц отказал.
В кассационной жалобе, поданной Администрацией г. Кызыла, поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права и постановил незаконное решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Отказывая Администрации г. Кызыла в удовлетворении заявленного требования, суд правильно исходил из того, что оспариваемая Администрацией ст. 7 Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 1998 год" N 29 от 20 августа 1998 года в части зачисления в бюджет г. Кызыла поступлений от подоходного налога с физических лиц принята Верховным Хуралом Республики Тыва в пределах полномочий, представленных ему Законом и не противоречит Федеральному законодательству.
Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям Закона и оснований для признания его неправильным не установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. Согласно ст. 37 этого Федерального закона: 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. 2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. 3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации доходных источников. В случаях если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что к собственным доходам относится часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ.
Согласно п. 5 ст. 7 указанного Федерального закона размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с финансированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Учитывая эти требования Закона суд обоснованно пришел к выводу, что в соответствии с указанными нормами федерального законодательства Верховный Хурал вправе был установить размер отчислений от подоходного налога с физических лиц в бюджет г. Кызыла в размере 50%, то есть не менее минимальной нормы.
Суд обсудил доводы Администрации г. Кызыла о том, что уменьшением отчислений от подоходного налога с физических лиц в бюджет города с 67% в 1997 году до 50% в 1998 году Верховный Хурал нарушил норму п. 6 ст. 9 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", согласно которому фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей (в процентах) средств муниципальных образований и обоснованно не согласился с ними, указав, что эти норма устанавливает запрет на снижение на следующий финансовый год нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Отчисления же от подоходного налога с физических лиц согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" относится к собственным доходам местных бюджетов.
Согласно ст. 6 указанного Федерального закона доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Таким образом, устанавливая 50% ставку отчислений от подоходного налога с физических лиц в бюджет г. Кызыла, Верховный Хурал действовал в соответствии с требованиями указанных норм федерального законодательства и имел право установить ее в меньшем размере, чем в 1997 году.
Соответствует собранным по делу доказательствам и вывод суда о том, что в судебном заседании не нашел подтверждения факт увеличения собственных доходов администрации г. Кызыла в 1997-1998 годах.
Нарушение или неправильное применение норм материального права, которое привело или могло привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Тыва от 18 ноября 1998 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Кызыла - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 1999 г. N 92-Г98-8
Текст определения официально опубликован не был