24 мая 2010 г., 6 апреля 2011 г., 25 апреля 2012 г.
В целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ.
Председатель Правительства |
М. Фрадков |
Москва
19 апреля 2005 г.
N 239
Положение
о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. N 239)
24 мая 2010 г., 6 апреля 2011 г., 25 апреля 2012 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета.
См. Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за счет средств федерального бюджета, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 января 2008 г. N 21
См. Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утвержденное приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 сентября 2005 г. N 109
См. Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 2 сентября 2005 г. N 159
Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. N 252 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
2. Ведомственные целевые программы базируются на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти, подготавливаемых в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 22, ст. 2180; N 52, ст. 5502).
Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. N 252 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
3. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных в Положении о докладах о результатах и основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249, и в Положении о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. N 118 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 12, ст. 1041).
Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. N 252 в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
4. Ведомственные целевые программы могут формироваться в 2 видах:
а) утверждаемая ведомственная целевая программа (далее - целевая программа ведомства) - утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти;
б) аналитическая ведомственная целевая программа (далее - аналитическая программа ведомства) - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.
5. Целевая программа ведомства содержит:
а) паспорт программы по форме согласно приложению;
б) характеристику проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне;
в) основные цели и задачи программы;
г) описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;
д) перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий целевой программы ведомства из федерального бюджета, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом;
е) срок реализации программы;
ж) описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общую оценку ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценку рисков ее реализации;
з) оценку эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации;
и) методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
к) обоснование потребностей в необходимых ресурсах;
л) описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.
6. Мероприятия целевых программ ведомств не могут дублировать мероприятия федеральных целевых программ.
Расходы федеральных целевых программ не могут быть включены в проекты целевых программ ведомств.
7. Аналитическая программа ведомства содержит:
а) цели программы, описание целевых индикаторов с количественными показателями решения конкретной тактической задачи по годам;
б) обоснование объемов и состава расходов средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программы.
8. Ведомственная целевая программа не подлежит разделению на подпрограммы.
9. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений, предусматриваемых на реализацию ведомственных целевых программ, включаются в установленном порядке в федеральную адресную инвестиционную программу.
10. Предложения по объемам осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на реализацию целевой программы ведомства в целом и каждого из мероприятий подготавливаются в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации с расчетами и обоснованиями на весь период реализации программы.
11. Расчет расходов на реализацию ведомственной целевой программы в части, касающейся исполнения действующих обязательств, осуществляется субъектами бюджетного планирования с использованием утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации коэффициентов (в том числе с учетом индексов-дефляторов, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации).
12. Реализация аналитической программы ведомства осуществляется в пределах расходов, выделенных субъекту бюджетного планирования на исполнение действующих обязательств.
13. Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации ведомственных целевых программ в установленных сферах деятельности осуществляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
II. Формирование и утверждение ведомственной целевой программы
14. Решение о разработке целевой программы ведомства принимается руководителем субъекта бюджетного планирования.
15. Главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с порядком, утверждаемым субъектом бюджетного планирования:
а) разрабатывает проекты целевых программ ведомства;
б) обеспечивает реализацию целевых программ ведомства и их финансирование;
в) формирует и представляет субъекту бюджетного планирования отчетность о реализации целевых программ ведомства.
16. Разработанный проект ведомственной целевой программы направляется субъектом бюджетного планирования одновременно в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Обосновывающие материалы, представляемые вместе с проектом целевой программы ведомства, должны содержать обоснование потребности в случае необходимости в дополнительных расходах на ее реализацию.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 394 в пункт 16.1 настоящего Положения внесены изменения
16.1. Проект ведомственной целевой программы, предусматривающий мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - мероприятия по информатизации), до ее утверждения направляется субъектом бюджетного планирования в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для проведения его экспертной оценки в установленном порядке
17. Экспертизу проекта целевой программы ведомства, а для аналитической программы ведомства - экспертизу целевых индикаторов, статей и величины расходов осуществляют в установленной сфере деятельности Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в течение 3 недель с даты поступления проекта соответствующей программы.
В заключении экспертизы устанавливается соответствие проекта ведомственной целевой программы предъявляемым к ней требованиям, предусмотренным настоящим Положением.
18. Результаты экспертизы проектов ведомственных целевых программ направляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации субъектам бюджетного планирования. При этом результаты экспертизы проектов целевых программ ведомств, предлагаемых к финансированию (полностью или частично) из бюджета принимаемых обязательств, направляются Министерством финансов Российской Федерации в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для учета при подготовке проекта перечня таких программ.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 394 в пункт 19 настоящего Положения внесены изменения
19. Разногласия по вопросам ресурсного обеспечения целевой программы ведомства могут быть вынесены субъектом бюджетного планирования на рассмотрение Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
Разногласия по целям и индикаторам целевой программы ведомства могут быть вынесены субъектом бюджетного планирования на рассмотрение Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов.
Разногласия в отношении выводов, содержащихся в заключении, составляемом по результатам экспертной оценки проекта ведомственной целевой программы в части мероприятий по информатизации, выносятся субъектом бюджетного планирования на рассмотрение Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 394 в пункт 20 настоящего Положения внесены изменения
20. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в части ведомственных целевых программ, предусматривающих мероприятия по информатизации) формирует проект перечня целевых программ ведомств, предлагаемых к финансированию (полностью или частично) из бюджета принимаемых обязательств и получивших положительные заключения экспертиз, упорядоченного с учетом вклада этих программ в реализацию приоритетных направлений политики Правительства Российской Федерации. Формирование указанного перечня осуществляется исходя из общего объема принимаемых обязательств по целевым программам ведомств с учетом предельного объема расходов инвестиционного характера.
Проект указанного перечня рассматривается и одобряется Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
21. Субъект бюджетного планирования вправе утвердить:
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 394 в подпункт "а" пункта 21 настоящего Положения внесены изменения
а) целевую программу ведомства, намеченную к финансированию из бюджета действующих обязательств, - после получения положительных заключений экспертизы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в случае если ведомственная целевая программа предусматривает мероприятия по информатизации);
б) целевую программу ведомства, предлагаемую к финансированию (полностью или частично) из бюджета принимаемых обязательств, - после одобрения Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу перечня таких программ, если данная программа включена в его состав.
22. Целевые программы ведомства утверждаются на срок до 3 лет приказом руководителя субъекта бюджетного планирования, который устанавливает должностное лицо, ответственное за ее реализацию.
23. Утвержденной целевой программе ведомства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации может присваиваться код бюджетной классификации после включения ее Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в реестр целевых программ ведомств.
24. Утвержденная целевая программа ведомства может отражаться отдельной строкой в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
25. Субъект бюджетного планирования и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации организуют размещение в сети Интернет текста утвержденной целевой программы ведомства.
Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. N 252 в пункт 26 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
26. В случае если целевая программа ведомства получила отрицательное заключение экспертизы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации или Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также если она не включена в одобренный Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу перечень целевых программ ведомств, предлагаемых к финансированию (полностью или частично) из бюджета принимаемых обязательств, субъект бюджетного планирования вправе реализовывать такую программу в форме аналитической программы ведомства.
Аналитическая программа ведомства отражается в докладе о результатах и основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти, утверждаемом субъектом бюджетного планирования.
27. Уточнение параметров целевых программ ведомств, в том числе целевых индикаторов, осуществляется в порядке, установленном для утверждения этих программ.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 394 в пункт 28 настоящего Положения внесены изменения
28. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в отношении ведомственных целевых программ, предусматривающих мероприятия по информатизации) и субъекты бюджетного планирования вправе обратиться в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу с предложениями о прекращении реализации целевых программ ведомств.
29. В случае досрочного прекращения реализации целевой программы ведомства Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу и по ее решению - в Правительство Российской Федерации расчеты по сокращению бюджета субъекта бюджетного планирования за счет исключения из него средств, ранее выделенных на реализацию данной программы при распределении бюджетов принимаемых обязательств.
30. Прекращение реализации целевых программ ведомств осуществляется в рамках формирования перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
III. Реализация и контроль за ходом выполнения ведомственной целевой программы
31. Ведомственная целевая программа реализуется соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета.
32. Субъект бюджетного планирования несет ответственность за решение задачи путем реализации ведомственной целевой программы и за обеспечение утвержденных значений целевых индикаторов.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 394 в пункт 33 настоящего Положения внесены изменения
33. Контроль за ходом реализации целевой программы ведомства осуществляется соответствующим субъектом бюджетного планирования, а также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в части мероприятий по информатизации).
34. Федеральная служба государственной статистики совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевых программ ведомств организует ведение ежегодной статистической отчетности. Перечень показателей и порядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Требования к представляемой статистической отчетности являются обязательными для всех отчитывающихся федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. N 252 в пункт 35 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
35. Отчеты о выполнении ведомственных целевых программ, включая меры по повышению эффективности их реализации, представляются субъектами бюджетного планирования в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 апреля, в составе первой части докладов о результатах и основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти.
36. Финансирование расходов на реализацию ведомственных целевых программ осуществляется в порядке, установленном для исполнения федерального бюджета.
Приложение
к Положению о разработке,
утверждении и реализации
ведомственных целевых программ
Паспорт
целевой программы ведомства
Наименование субъекта бюджетного
планирования (главного распорядителя
средств федерального бюджета) ___________________________________
Наименование программы ___________________________________
Должностное лицо, утвердившее
программу (дата утверждения) или
наименование и номер
соответствующего нормативного акта ___________________________________
Номер и дата учета в Министерстве
экономического развития и торговли
Российской Федерации ___________________________________
Цели и задачи ___________________________________
Целевые индикаторы и показатели ___________________________________
Характеристика программных
мероприятий ___________________________________
Сроки реализации ___________________________________
Объемы и источники финансирования ___________________________________
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы и показатели
социально-экономической
эффективности ___________________________________
Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. N 17 ст. 1571
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2018 г. N 1138
Изменения вступают в силу с 6 октября 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. N 196
Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2015 г. N 320
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1505
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2013 г. N 1056
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2013 г. N 314
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 394
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. N 252
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 365