Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 338186-6 "О внесении изменений в статью 165 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в статью 165 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" направлен на защиту прав и законных интересов российских детей, усыновленных иностранными гражданами.
Законопроектом предлагается закрепить правило, согласно которому ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации, и оно не может быть прекращено по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя.
Действующая редакция части 1 статьи 26 Федерального закона "О гражданстве РФ" содержит правило, согласно которому ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Однако гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Следует учитывать, что усыновление российских детей осуществляется иностранными гражданами более чем двадцати зарубежных государств. При этом в настоящее время заключены лишь два двусторонних договора по вопросам международного усыновления, которые предусматривают жесткий контроль за жизнью усыновленных российских детей за рубежом. Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (ратифицирован Российской Федерацией 09.11.2009 года Федеральный закон N 258-ФЗ) и Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (ратифицирован Российской Федерацией 28.07.2012 года Федеральный закон N 148-ФЗ, по сведениям, предоставленным Министерством иностранных дел Российской Федерации ожидается в скором времени его ратификация французским Сенатом). Однако даже наличие двухстороннего договора не является стопроцентной гарантией для защиты законных прав и интересов ребенка.
Так. Например, в статье 16 Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (далее - Договор) определяется порядок переустройства ребенка в другую семью. В пункте 1 статьи 16 Договора указывается на то, что вопросы переустройства ребенка в другую семью или в случае невозможности устройства в другую семью - в учреждение службы защиты детей решаются в соответствии с законодательством каждой из Договаривающихся Сторон и с учетом требований, установленных настоящим Договором.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 16 Договора центральный орган принимающего государства обязан уведомить центральный орган государства происхождения о передаче ребенка в другую семью с целью его воспитания или усыновления. Решение об усыновлении ребенка (если он сохраняет гражданство государства происхождения) не может быть принято до тех пор, пока центральный орган государства происхождения не будет должным образом ознакомлен со сведениями о новых кандидатах в усыновители, указанными в подпунктах "б" - "д" пункта 1 и пункте 2 статьи 10 настоящего Договора, и не даст согласия на усыновление.
Таким образом, в случае если в переустройстве нуждается ребенок - гражданин Российской Федерации обязательно получение согласия на переусыновление центрального органа государства происхождения ребенка (Российской Федерации).
Однако действующая норма, содержащаяся в части 1 статьи 26 Федерального закона "О гражданстве РФ" позволяет путем подачи совместного заявления иностранными усыновителями (по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации") фактически лишить ребенка российского гражданства. Следовательно, обозначенные положения Договора уже не будут распространяться на ребенка, поскольку он перестанет быть гражданином Российской Федерации, и если такой ребенок будет переусыновлен в однополую семью, то Российская Федерация не сможет повлиять на судьбу такого ребенка.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с пунктом 3 статьи 165 Семейного кодекса Российской Федерации консульские учреждения Российской Федерации ведут учет несовершеннолетних российских граждан, усыновленных иностранными гражданами. В случае, если в отношении ребенка, который лишился гражданства Российской Федерации и приобрел иностранное гражданство, будет совершено преступление, то российская сторона может и не узнать о совершении такого преступления. Следовательно, Российское государство не сможет принять меры направленные на защиту прав и законных интересов усыновленного ребенка.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 165 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 165 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 165 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 165 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" потребует внесения изменений в Указ Президента РФ от 14.11.2002 года N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.