Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5. Описание раздела IV "Учет работы с апелляционными жалобами и жалобами, поданными в вышестоящий налоговый орган"
(региональный и местный уровень)
Раздел IV Журнала ведется сотрудниками отделов досудебного (налогового) аудита или иного структурного подразделения, на которое возложены функции по досудебному урегулированию налоговых споров территориальных налоговых органов, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и УФНС России по субъектам Российской Федерации в части занесения информации по работе с апелляционными жалобами и жалобами, поданными налогоплательщиками в ВНО (далее - Жалобы).
УФНС России по субъектам Российской Федерации (на региональном уровне), МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам отражается информация по работе с Жалобами, поданными налогоплательщиками на основании пункта 3 статьи 139 Кодекса в УФНС России по субъектам Российской Федерации, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и направленными в ВНО - ФНС России для рассмотрения по подведомственности. Соответственно, территориальными налоговыми органами (на местном уровне) отражается информация по работе с Жалобами, поданными налогоплательщиками к ним и направленными на рассмотрение в ВНО (УФНС России по субъектам Российской Федерации).
В группе реквизитов 3 "Входящий документ (Жалоба налогоплательщика" (3.1-3.5) указываются данные поступившей Жалобы налогоплательщика. В реквизите 3.1 "Признак жалобы" указывается признак поступившей Жалобы. Выбор из справочника реквизита только одного признака.
Признак 1 указанного реквизита выбирается в случае получения Жалобы, поданной в ВНО на решения налогового органа, вынесенные в рамках статьи 101 или 101.4 Кодекса, не являющейся апелляционной жалобой.
Признак 2 указанного реквизита выбирается в случае получения Жалобы, не являющейся апелляционной жалобой и жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, поданной в ВНО на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
Признак 3 выбирается в случае поступления жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Признак 4 указанного реквизита выбирается в случае получения апелляционной жалобы, направленной ННО в ВНО для рассмотрения.
Признак 5 выбирается в случае поступления жалобы, поданной в ВНО на решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.
Признак 6 выбирается в случае получения жалобы (обращения) налогоплательщика, поданной в ВНО на акты налоговых органов подписанные руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, за исключением жалоб на решения, вынесенные налоговыми органами в порядке статей 101 и 101.4 Кодекса и на решения о государственной регистрации и (или) об отказе в государственной регистрации.
В случае, если поступившая жалоба отвечает нескольким признакам жалобы, выбирается только один признак жалобы, имеющий наибольший приоритет в следующем порядке:
I Апелляционная жалоба;
II - Жалоба, поданная в ВНО на решения, вынесенные налоговыми органами в порядке статей 101 и 101.4 Кодекса;
III - Жалоба (обращение), поданная в ВНО на иные акты налоговых органов;
IV - Жалоба, поданная в ВНО на постановление по делу об административном правонарушении.
V - Жалоба (обращение), поданная в ВНО на действия и (или) бездействие должностных лиц налоговых органов (налоговые споры);
VI - Жалоба, поданная в ВНО на решения о государственной регистрации и (или) об отказе в государственной регистрации.
Наибольший приоритет имеет признак "Апелляционная жалоба", наименьший приоритет имеет признак "Жалоба, поданная в ВНО на решения о государственной регистрации и (или) об отказе в государственной регистрации.".
В реквизитах 3.2 и 3.3 вводятся вручную исходящие номер и дата поступившей Жалобы налогоплательщика. В случае отсутствия исходящего номера Жалобы вводится "б/н" - без номера, при условии наличия реквизита 3.3 "Исходящая дата документа".
Примечание: При отсутствии одновременно и исходящего номера и исходящей даты Жалобы указанные реквизиты не заполняются.
Реквизиты 3.4 "Входящий номер документа" и 3.5 "Входящая дата документа" вводятся вручную. Указывается при наличии входящий номер и дата регистрации Жалобы, присвоенные в Журнале регистрации входящей корреспонденции налогового органа, подготавливающего заключение по данной Жалобе. По жалобам, поступившим в ВНО и направленным в ННО на заключение, указанные реквизиты не заполняются.
В группе реквизитов 4 "Запрос ВНО о предоставлении заключения по жалобе" (4.1-4.4) вручную вводится информация в отношении поступившего запроса ВНО о предоставлении заключения по Жалобе. Данные реквизиты при необходимости являются множественными.
В реквизитах 4.1 и 4.2 вручную вводятся исходящие номер и дата регистрации запроса о представлении заключения по Жалобе, присвоенные в Журнале регистрации исходящей корреспонденции налогового органа, рассматривающего Жалобу (в Журнале регистрации исходящей корреспонденции ВНО).
В реквизитах 4.3 и 4.4 вручную вводятся входящие номер и дата регистрации поступившего запроса о представлении заключения по Жалобе, присвоенные в Журнале регистрации входящей корреспонденции налогового органа, подготавливающего заключение по Жалобе.
Примечание: В случае необходимости получения дополнительного заключения (информации) и направления повторного запроса ВНО на предоставление заключения в ННО, реквизиты 4-4.4 будут множественными.
Примечание: При условии множественности реквизитов 4-4.4 реквизиты 13-13.2 "Заключение_" также будут множественными.
В группе реквизитов 5 "Работа с апелляционными жалобами" (5.1-5.3) отображается информация по работе ННО с поступившими апелляционными жалобами по отправке последних на рассмотрение по подведомственности в ВНО, таким образом, данные реквизиты заполняются при условии выбора признака 4 реквизита 3.1.
Реквизит 5.1 "Контрольный срок - Срок направления жалобы (апелляционной жалобы) в ВНО" формируется автоматически. Указывается дата, к которой налоговым органом должна быть направлена жалоба (апелляционная жалоба) в ВНО. Срок отсчитывается от даты, указанной в реквизите 3.5 + 3 рабочих дня + 1 день.
В реквизитах 5.2 и 5.3 вводятся вручную исходящий номер и дата регистрации сопроводительного письма по отправке жалобы (апелляционной жалобы) в ВНО, присвоенные в Журнале регистрации исходящей корреспонденции налогового органа.
В реквизите 6 "Ф.И.О. Исполнителя" выбирается из справочника сотрудников отдела фамилия, имя и отчество непосредственного исполнителя по Жалобе, в случае подготовки решения (письма) по жалобе налогоплательщика несколькими сотрудниками отдела досудебного (налогового) аудита или иного структурного подразделения, на которое возложены функции по досудебному урегулированию налоговых споров, в данном реквизите указывается Ф.И.О. ответственного исполнителя.
Реквизиты 7 и 7.1 формируются автоматически (изменению не подлежит). В данных реквизитах отражается информация в отношении сотрудников, которые внесли сведения в данный раздел Журнала, а также которые внесли изменения в ранее введенные сведения по Жалобе (обращению) налогоплательщика.
В группе реквизитов 8 "Заявитель" (8.1-8.4) указываются данные налогоплательщика, являющегося заявителем по Жалобе (смотреть описание заполнения в разделе 1 "Общие положения").
Группа реквизитов 9 (9.1-9.4) "Обжалуемый документ, действия (бездействие). Множественный реквизит" является множественной группой реквизитов, соответственно, информация в реквизитах данной группы, а также в реквизитах 12-12.12 вводится по каждому обжалуемому документу.
Пример: Налогоплательщик обжалует как решение налогового органа, так и действия (бездействие) должностных лиц налогового органа или решение налогового органа, вынесенного в рамках статьи 101 или 101.4 Кодекса, и выставленное требование.
В случае если налогоплательщик обжалует только действия (бездействие) должностных лиц налогового органа реквизит 9.1 заполняется в обязательном порядке, а реквизиты 9.2-9.4 остаются незаполненными.
В реквизите 9.1 "Вид контроля" выбирается один из признаков контроля.
Для жалоб с признаком 1 и 4 реквизита 5 при заполнении реквизита 9.1 выбирается из справочника реквизита выбирается один из видов контроля.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо слов "реквизита 5" следует читать "реквизита 3.1"
Для жалоб с признаком 2 реквизита 5 при заполнении реквизита 9.1 выбирается из справочника реквизита один из следующих видов контроля:
- Иные формы налогового контроля;
- Иные формы неналогового контроля;
- Иные дела об административных правонарушениях.
Для жалоб с признаком 3 реквизита 5 при заполнении реквизита 9.1 выбирается из справочника реквизита следующий вид контроля:
- Иные дела об административных правонарушениях.
Для жалоб с признаком 5 реквизита 5 при заполнении реквизита 9.1 выбирается из справочника реквизита один из видов контроля:
- Иные формы неналогового контроля;
- Иные дела об административных правонарушениях.
Для жалоб с признаком 6 реквизита 5 при заполнении реквизита 9.1 выбирается из справочника реквизита один из видов контроля:
- Иные формы налогового контроля;
- Иные формы неналогового контроля;
- Иные дела об административных правонарушениях.
Под жалобами на "иные формы налогового контроля" (признак 7 реквизита 9.1) понимаются жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера и на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по вопросам, связанным с правоотношениями, возникающими в процессе осуществления налоговыми органами контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (контроль за уплатой налогов (сборов, пеней, налоговых санкций), выставление требований об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, вынесение решений о взыскании денежных средств, осуществление зачетов (возвратов) сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, налоговых санкций; проверка соблюдения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д.).
Под жалобами на "иные формы неналогового контроля" (признак 8 реквизита 9.1) понимаются жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера и на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по вопросам, связанным с правоотношениями, возникающими в процессе осуществления налоговыми органами иных полномочий, установленных Федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации.
В реквизите 9.2 указывается вид обжалуемого документа. В случае обжалования налогоплательщиком нескольких документов в рамках одного выбранного признака в реквизите 9.1, данный реквизит является множественным.
В реквизите 10 "Налоговая и административная ответственность" указываются виды налоговых и административных правонарушений и ответственность за их совершение (с указанием на конкретные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации), обжалуемых в жалобах заявителем. Выбирается из справочника реквизита один или несколько признаков.
Примечание: В случае выбора признака 2 данного реквизита "Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации" статьи указанного кодекса и ответственность за совершение нарушений в рамках указанного нормативно-правового акта вводятся в ручную исполнителем в текстовом поле реквизита 21 "Примечание".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо слов "реквизита 21 "Примечание"" следует читать "реквизита 22 "Примечание""
Примечание: Статьи 120, 122, 123 Кодекса указываются при условии выбора признака 1 или 2 или 3 или 4 реквизита 9.1 и не указываются при выборе признака 5 или 6 или 7 или 8 реквизита 9.1.
В реквизитах 11-11.2 отражается наименование и код налогового органа, ненормативные акты (решения, требования, письма и т.д.), а также действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются.
Примечание: В случае обжалования налогоплательщиком (заявителем) ненормативных актов, действия (бездействие) должностных лиц нескольких налоговых органов, данные реквизиты являются множественными.
В группе реквизитов 12 "Оспариваемые налогоплательщиком суммы заявленных требований по Жалобе" (12.1-12.12) вводятся вручную оспариваемые заявителем суммы по каждому обжалуемому документу.
Примечание: Сумма, выявленная налоговым органом в рамках одного налогового контроля, но отраженная налогоплательщиком как оспариваемая в различных обжалуемых документах, указывается однократно в реквизитах 12.1 - 12.12 того обжалуемого документа налогового органа, в соответствии с которым у налогоплательщика была выявлена данная сумма требований, а не по каждому обжалуемому документу.
Пример: Проведена налоговая проверка, вынесено решение о привлечение к ответственности, согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности. Выставлено требование об уплате штрафа. Налогоплательщик подал жалобу на требование и на решение налогового органа. Так как и в решении и в требовании указаны суммы, начисленные в рамках одного налогового контроля, в реквизитах 12.1 - 12.12 следует указывать обжалуемую сумму однократно.
При отсутствии в Жалобе суммы и при наличии спора неимущественного характера, то есть в случае обжалования заявителем акта налогового органа ненормативного характера (в том числе по формальным основаниям, например, по срокам, нарушения порядка вынесения, вручения), информация вводится исполнителем на основании ненормативного акта налогового органа, а в сумму обжалуемых требований включаются все суммы (налоги, пени, санкции), подлежащие уплате (взысканию, возврату, зачету, возмещению и т.д.) на основании данного акта налогового органа.
Примечание: Реквизиты 12.12 и 18.12 заполняются при условии выбора признака 3 реквизита 3.1.
В реквизите 12.13 "Итоговые оспариваемые налогоплательщиком суммы..." вводится общая оспариваемая налогоплательщиком сумма заявленных требований по жалобе (обращению) по всем обжалуемым документам.
В группе реквизитов 13 "Заключение налогового органа по Жалобе. Множественный реквизит" (13.1-13.2) отображается информация по подготовленному налоговым органом заключению по Жалобе. Данные реквизиты вводятся вручную.
Примечание: В случае подготовки дополнения к ранее направленному заключению или подготовки уточненного заключения по Жалобе данные реквизиты являются множественными.
В реквизитах 13.1 и 13.2 указываются исходящие номер и дата регистрации заключения по Жалобе, направленного ННО (УФНС России по субъекту Российской Федерации, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам - по запросам ФНС России, территориальными налоговыми органами - по запросам УФНС России по субъекту Российской Федерации), присвоенные в Журнале регистрации исходящей корреспонденции ННО.
Группа реквизитов 14 (14.1 и 14.2) "Заявление об отзыве Жалобы налогоплательщиком" заполняются только при условии поступления в налоговый орган заявления об отзыве налогоплательщиком документа (жалобы, обращения). Вводится входящий номер и дата регистрации заявления об отзыве, присвоенные в Журнале регистрации входящей корреспонденции налогового органа.
Примечание: В случае получения ННО письма (решения) ВНО по результатам рассмотрения Жалобы с информацией об отзыве налогоплательщиком Жалобы, данные реквизиты заполняются на основании данных содержащихся в письме (решении) налогового органа, рассматривавшего Жалобу.
В реквизите 15 "Результат по жалобе" выбирается из справочника реквизита только один из признаков на основании решения налогового органа, рассмотревшего Жалобу (ВНО).
На Жалобу заявителя, не соответствующую требованиям законодательства о налогах и сборах и (или) общеустановленным нормам, регламентирующим порядок работы с обращениями граждан (юридических лиц), при наличии достаточных оснований, указанных в статье 11 Закона N 59-ФЗ, налоговый орган вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, о чем сообщить заявителю в письме.
К указанным основаниям, в частности, относятся:
- отсутствие фамилии гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- обжалование судебного решения;
- содержание нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- текст письменного обращения не поддается прочтению;
- наличие вопроса, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Производство по жалобе может быть завершено без принятия итогового решения, предусмотренного статьей 140 Кодекса, путем направления заявителю письма при выявлении в ходе рассмотрения жалобы обстоятельств, препятствующих вынесению указанного решения.
К указанным обстоятельствам, в частности, относятся:
- отзыв жалобы заявителем;
- урегулирование предмета спора до вынесения решения;
- наличие судебного решения, вступившего в законную силу.
Примечание: В случае подготовки налоговым органом письма или прекращения производства по Жалобе, в связи с наличием решения суда, вступившего в законную силу, отзывом Жалобы, урегулированием спора, по иным причинам, оспариваемые суммы подлежат внесению в Журнал.
В реквизите 16 указывается результат рассмотрения Жалобы заявителя, при условии выбора признака 1 "Рассмотрено" реквизита 15.
Примечание: При выборе признака 2 или 3 или 4 или 5 реквизита 15 реквизиты 16, 18-20.8 не заполняются.
В группе реквизитов 17 "Решение (письмо) по жалобе" (17.1 и 17.2) отражается информация по принятым налоговым органом решениям (направленным письмам) по результатам рассмотрения Жалоб налогоплательщиков. Вручную вводится исходящий номер и дата регистрации решения (письма), присвоенные в Журнале регистрации исходящей корреспонденции налогового органа, рассматривавшего Жалобу.
В реквизиты 18.1-20.8 информация заносится при условии выбора признака 1 "Рассмотрено" реквизита 15 и при условии выбора признака 2 "Удовлетворено полностью" или 3 "Удовлетворено частично" реквизита 16.
В реквизитах 18-19 заносится информация о сумме удовлетворенных требований по результатам рассмотрения Жалобы на основании решения налогового органа, рассмотревшего Жалобу налогоплательщика.
В реквизите 19 "Удовлетворенные суммы налоговых санкций по статьям 112, 114 Кодекса" выделяется сумма удовлетворенных требований налогоплательщика о применении по отношению к заявителю смягчающих обстоятельств, заявленных в рамках статей 112, 114 Кодекса (сумма выделяется из общей штрафных санкций).
В группе реквизитов 20 (20.1-20.8) "Причины удовлетворения требований заявителя (удовлетворенные суммы по видам причин удовлетворения)" вводятся вручную суммы удовлетворенных требований заявителя на основании решения налогового органа, рассмотревшего Жалобу по видам причин, в результате которых были удовлетворены требования налогоплательщика.
В реквизите 21 "Вид обжалуемого налога" из справочника реквизита выбирается один или несколько признаков, соответствующих оспариваемым налогам (сборам) отраженным в жалобе (обращении).
В реквизите 22 "Примечание" отображаются иные обстоятельства, не изложенные ранее и имевшие место при рассмотрении Жалобы (обращения) налогоплательщика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.