Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 1999 г. N 81-Г99-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 18 июня 1999 г. частный протест прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области на определение Кемеровского областного суда от 15 марта 1999 г. по делу о признании деятельности главы г. Прокопьевска не соответствующей Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Законам Кемеровской области и уставу муниципального образования.
Заслушав доклад судьи В.В.П. и заключение помощника Генерального прокурора РФ К.Л.Л. об оставлении определения суда без изменения, частного протеста - без удовлетворения, Судебная коллегия установила:
Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах государства и общества о признании деятельности главы г. Прокопьевска Г.Е.А. не соответствующей Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Законам Кемеровской области и Уставу г. Прокопьевска, указав, что в период своей деятельности - 1997-1998 гг. систематически издавал незаконные правовые акты, нарушающие права и интересы граждан и отрицательно влияющие на состояние соблюдения законности в г. Прокопьевске. Определением Кемеровского областного суда от 15.03.99 г. производство по делу прекращено на основании п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР в связи с отсутствием у заявителя права на обращение в суд с данным требованием.
Оспаривая законность определения суда, прокурор отдела областной прокуратуры в частном протесте ставит вопрос о его отмене и направлении дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу, указывая, что обращение в суд с заявлением о признании деятельности главы г. Прокопьевска не соответствующей действующему законодательству основано на положениях ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ст.ст. 1, 21, 26 и др. Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставлявшими прокуратуре права осуществления надзора за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Кроме того, прокуратура полномочна обратиться в суд в порядке защиты прав граждан, нарушаемых главой города путем издания незаконных правовых актов.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы частного протеста, оснований к его удовлетворению не находит.
Обсуждая вопрос о правомерности обращения прокурора в суд с заявлением о признании деятельности главы г. Прокопьевска Г.Е.А. не соответствующей Конституции РФ, Уставу и Законам Кемеровской области, Уставу г. Прокопьевска и федеральному законодательству, суд обоснованно руководствовался п. 3 ст. 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому при установлении судом нарушений органами самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, конституции, устава и законов субъекта Российской Федерации, а также федерального законодательства законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ может обратиться в соответствующий суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления указанному законодательству; полученное заключение является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления.
Таким образом, правом обращения в суд для признания деятельности должностного лица местного самоуправления несоответствующей Конституции РФ, законодательству субъекта РФ и федеральным законам обладает только законодательный (представительный) орган субъекта РФ.
Его полномочия в этой области являются исключительными, регулируются специальным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и это обстоятельство правомерно учтено судом при обсуждении доводов заявителя о правомочности обращения с настоящим требованием.
Как установлено судом и прокурором не оспаривалось, депутаты Законодательного Собрания области с заявлением по поводу получения заключения о признании деятельности главы г. Прокопьевска Г.Е.А. не соответствующей Конституции РФ, законодательству области и федеральным законам в суд не обращались и не поддержали на этот счет представление в Законодательное Собрание и заявление в суд прокурора области.
При таком положении обращение прокурора с указанным требованием выходит за рамки его полномочий, следовательно, определение суда, которым производство по делу на основании п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР прекращено, является законным.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
состоявшееся 15 марта 1998 г. определение Кемеровского областного суда оставить без изменения, частный протест - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 1999 г. N 81-Г99-19
Текст определения официально опубликован не был