В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, на основании заявления ООО "ЗИМ-Энерго" (регистрационный номер N 4-382 от 23.01.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) по вопросу установления для ООО "ЗИМ-Энерго" тарифов на тепловую энергию на 2014 год, рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, установлено следующее.
ООО "ЗИМ-Энерго" заявляет требование к Министерству признать экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах на тепловую энергию на 2014 год расходы по статье затрат "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в размере 4 677,70 тыс. руб.
Министерством при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО "ЗИМ-Энерго" на 2014 год с учётом пунктов 16, 19 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования) применен метод экономически обоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе, из расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Министерством в нарушение положений вышеуказанных пунктов Основ ценообразования не рассчитывался экономически обоснованный объем расходов по статье затрат "Амортизация основных средств и нематериальных активов" при установлении для ООО "ЗИМ-Энерго" тарифов на тепловую энергию на 2014 год. Министерством расходы по данной статье затрат учтены на том же уровне, что и при установлении для ООО "ЗИМ-Энерго" тарифов на тепловую энергию на 2013 год в размере 1 568,08 тыс. руб.
Кроме того, представленный Министерством в адрес ФСТ России расчет амортизационных отчислений ООО "ЗИМ-Энерго" за 2013 год не может быть признан составленным корректно, поскольку не учитывает сроков полезного использования основных средств и их остаточной стоимости.
Министерство в нарушение положений пункта 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075, в рамках своих полномочий не запрашивало у ООО "ЗИМ-Энерго" дополнительной информации и пояснений в части статьи затрат "Амортизация основных средств и нематериальных активов" при тарифном регулировании на 2014 год.
Согласно представленной ООО "ЗИМ-Энерго" в адрес Министерства на тарифное регулирование и в адрес ФСТ России на досудебное рассмотрение спора ведомости начисления амортизации за 2012 год сумма начисленных амортизационных отчислений составила 4 090,10 тыс. руб., при этом на тепловую энергию относится 4 056,36 тыс. руб.
Со стороны ООО "ЗИМ-Энерго" в адрес ФСТ России в обоснование заявленных требований был представлен пообъектный расчет амортизации основных средств, содержащий сведения о балансовой и остаточной стоимости объектов основных фондов (средств), сроке их полезного использования с отображением соответствующих инвентарных номеров и инвентарные карты учета объектов основных средств.
Представленный расчет амортизации на 2014 год (в общей сумме 4 528,82 тыс. руб.) был проверен ФСТ России, а также были проверены инвентарные карточки учета основных средств, на предмет корректности отражения сведений, содержащихся в них, в сводном расчете расходов по данной статье затрат.
Анализ вышеуказанной документации позволил установить, что сводный расчет расходов по данной статье выполнен ООО "ЗИМ-Энерго" не корректно, в связи с чем расчет был откорректирован ФСТ России, а именно:
- исключены объекты, введенные после 01.07.2013 г., поскольку информация о вводе данных объектов не была представлена в адрес Министерства и у Министерства на момент установления тарифов на 2014 год не было возможности учесть амортизацию по указанным объектам;
- исключены объекты, срок амортизации по которым истек в 2013 году;
- исправлены арифметические ошибки.
По результатам проведённого ФСТ России анализа представленных материалов, в том числе проверки всех инвентарных карт, экономически обоснованный размер затрат ООО "ЗИМ-Энерго" на амортизацию на 2014 году составляет 3 901,15 тыс. руб., что свидетельствует о неправомерности отказа Министерства Заявителю в учёте в тарифах 2014 года полного размера экономически обоснованных расходов.
Кроме того, в рамках анализа представленных Министерством материалов ФСТ России установлено, что экспертное заключение Министерства по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "ЗИМ-Энерго" на 2014 год и протокол заседания Правления Министерства, на котором принималось решение об установлении оспариваемых тарифов, не соответствуют требованиям, установленным пп. 29 и 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075.
Также ФСТ России отмечает, что абзацем первым пункта 12 Основ ценообразования установлено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется регулирующими органами раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования.
Отсутствие в протоколе заседания правления регулирующего органа информации об установленных для регулируемой организации величинах необходимой валовой выручки по всем видам деятельности (производству, передаче и сбыту тепловой энергии) лишает регулируемую организацию возможности ведения раздельного учета доходов от регулируемой деятельности.
Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утверждена приказом ФСТ России от 12.04.2013 г. N 91.
Обязательность ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, установлена п. 9) части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075, протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является неотъемлемой частью решению об установлении тарифов.
Несоответствие протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения требования, которые установлены положениями пункта 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075, подтверждает факт нарушения Министерством установленного порядка ценообразования в отношении теплоснабжающей организации.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 26 февраля 2014 г. N СН-119), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования ООО "ЗИМ-Энерго", указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
2. Признать экономически обоснованной и подлежащей учету при расчете и установлении для ООО "ЗИМ-Энерго" тарифов на тепловую энергию на 2014 год величину расходов по статье затрат "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в размере 3 901,15 тыс. руб. (дополнительному учёту подлежат неправомерно не учтённые Министерством экономически обоснованные расходы в размере 2 333,07 тыс. руб.).
3. Отказать в удовлетворении остальной части требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора ООО "ЗИМ-Энерго".
4. Органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 1 июня 2014 года:
- принять решение об установлении для ООО "ЗИМ-Энерго" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год в соответствии с законодательством и настоящим приказом, при этом дополнительно учесть экономически обоснованные и ранее не учтённые при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО "ЗИМ-Энерго" на 2014 год указанные в пункте 2 настоящего приказа экономически обоснованные расходы в размере 2 333,07 тыс. руб., без изменения иных ранее учтённых Министерством величин расходов по иным статьям затрат и технико-экономических параметров расчёта тарифов, кроме статьи затрат "Амортизация", являвшейся предметом рассмотрения спора;
- привести в соответствие с законодательством экспертное заключение органа регулирования по делу об установлении тарифов для ООО "ЗИМ-Энерго" на 2014 год;
- рассчитать ставки тарифов на тепловую энергию для ООО "ЗИМ-Энерго" на 2014 год с учётом непревышения величин ставок в первом полугодии 2014 года ставкам тарифов второго полугодия 2013 года, при этом установленные на 2014 год ставки тарифов (с учётом их календарной разбивки) должны обеспечивать сбор установленной для ООО "ЗИМ-Энерго" на 2014 год величины необходимой валовой выручки по 2014 году в целом.
5. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 4 настоящего приказа решения проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано пунктом 4 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось вышеуказанное решение;
- соответствующее законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения экспертное заключение по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "ЗИМ-Энерго" на 2014 год;
- шаблона ЕИАС ВALANCE.CALC.TARIFF.WARM.2014YEAR, заполненного с учётом исполнения настоящего приказа.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 февраля 2014 г. N 260-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "ЗИМ-Энерго" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 14 марта 2014 г. N 10
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ФСТ России от 16 июня 2014 г. N 966-д