Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
(рекомендуемое)
Расчет подпоров на мостовых переходах
При проектировании мостовых переходов определяют следующие величины характерных подпоров: начального - в начале сжатия потока (при расчете дополнительных отверстий, построении свободной поверхности и т.д.); полного - в створе с максимумом подпора; подмостового - в створе самого моста (для расчета минимальных отметок бровок струенаправляющих дамб, отметок верха укреплений и т.д.); подпора у насыпи - для расчета минимальных отметок бровки земляного полотна на подходах.
Для определения характерных подпоров принимаются расчетные условия на пике первого расчетного паводка с учетом русловых деформаций, происшедших на ветви его подъема. При этом все характерные подпоры имеют наибольшие возможные значения.
Начальный подпор определяют методом последовательных приближений:
; (1)
, (2)
где - относительный подпор;
- бытовой уклон свободной поверхности.
Параметр для равнинных рек (при ) определяют по известным и :
при ; (3)
при . (4)
При значения , полученные по формулам (3) и (4), следует умножать на коэффициенты и учитывающие соответственно влияние уклона и характер растекания потока за мостом:
; (5)
, (6)
где n - коэффициент, характеризующий растекание потока за мостом.
Значения n принимают от 0,6 до 2,0. Чем больше уклон, степень затопления пойм и меньше их шероховатость, тем больше значения n. Обычно для равнинных рек , для горных - .
Коэффициент размыва под мостом определяют на пике первого расчетного паводка:
. (7)
Среднюю глубину размыва в русле находят по формуле для верхнего предела на ветви подъема паводка. При отсутствии водомерного графика расчетного паводка время его подъема принимают , а полноту паводка на ветви подъема для равнинных рек .
Дальнейший расчет начального подпора производят методом последовательных приближений в следующем порядке:
при и по формуле (1) вычисляют ;
при и находят ,
где - средняя бытовая глубина всего потока;
; (8)
при и вычисляют .
Обычно после выполнения трех расчетов получают близкие значения и (10%), поэтому .
Полный подпор перед мостом принимают:
при ;
при
, (9)
где - расстояние от моста до створа полного подпора;
. (10)
Максимальный подпор у насыпи
. (11)
Подмостовой подпор рассчитывают методом последовательных приближений по формулам:
; (12)
; (13)
, (14)
где и - средняя скорость соответственно бытовая всего потока и под мостом с учетом размыва;
и - коэффициенты Кориолиса соответственно в бытовых условиях и подмостовом сечении,
; (15)
, (16)
и - скорость соответственно на русловой и пойменной частях живого сечения;
и - площадь соответственно русловой и пойменных частей живого сечения.
Параметр для равнинных рок (при ) определяют по известным и по формулам:
при ; (17)
при . (18)
При значение , полученное по формулам (17) и (18), следует умножать на коэффициенты и , учитывающие соответственно влияние уклона и характер растекания потока за мостом.
, (19)
(20)
Дальнейший расчет производят методом последовательных приближений аналогично расчету начального подпора, при этом
,
где - средняя глубина под мостом до размыва,
. (21)
Кривую свободной поверхности с верховой стороны насыпи рассчитывают по формуле
, (22)
где - подпор у насыпи на расстоянии x от устоя моста при .
При .
Поверхность воды у низового откоса практически горизонтальна и имеет отметку, соответствующую уровню воды у низовых струенаправляющих дамб, которую определяют по формуле (12) подмостового подпора, но при .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.