Дошкольные образовательные программы и подготовка к школе
Дошкольное образование представляет собой первый уровень общего образования. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, разрабатываются на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Они предполагают достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения в дальнейшем образовательных программ начального общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации. Специфика дошкольного возраста, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают также неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Примерных образовательных программ. В одной и той же образовательной организации для разных групп с разной продолжительностью пребывания детей могут разрабатываться различные программы.
Конкретное содержание образовательных программ зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год):
- непосредственное эмоциональное общение с взрослым;
- манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия;
- восприятие музыки, детских песен и стихов;
- двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года):
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок, двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
и форм активности ребенка, таких как:
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями).
По общему правилу дошкольное образование дается на русском языке. Вместе с тем дети имеют право на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов России, а также право на его изучение в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация этих прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, групп, а также условий для их функционирования.
Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в целях определения эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
При осуществлении образовательной деятельности длительность занятий не должна превышать установленных нормативов. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять занятия на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность непрерывных занятий:
- для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут;
- для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут;
- для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут;
- для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине этого времени проводят физкультурные минутки. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста могут осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Их продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Домашняя правовая энциклопедия
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии - присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.
Вы можете написать письмо в редакцию Домашней правовой энциклопедии, заполнив форму с обращением на нашем сайте или отправить Ваш запрос по электронной почте на адрес dpe@garant.ru.
См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.
Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.
Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека - семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.
Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.
При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.
Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Барсегян А. Г., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Ковалева Н. Ю., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Монько В. С., Обухова Н. В., Парасоцкая Е. В., Прибыткова М. В., Рафиков М. Ю., Рижская М. П., Родюшкин С. П., Трошина Т. А.
Список сокращений
ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека
ВС РФ - Верховный Суд РФ
Вуз - Организация высшего образования
ГВЭ - Государственный выпускной экзамен
ГД - Государственная Дума
ГИА - Государственная итоговая аттестация
ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения
ГК - Гражданский кодекс
ГПК - Гражданский процессуальный кодекс
ГЭК - Государственная экзаменационная комиссия
ДТП - Дорожно-транспортное происшествие
ЕГЭ - Единый государственный экзамен
ЕДВ - Ежемесячная денежная выплата
ЖК - Жилищный кодекс
ЖСК - Жилищно-строительный кооператив
ЗК - Земельный кодекс
ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии
КАС - Кодекс административного судопроизводства
КИМ - Контрольные измерительные материалы - комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА
КС РФ - Конституционный Суд РФ
МВД - Министерство внутренних дел
МРОТ - Минимальный размер оплаты труда
МСЭ - Медико-социальная экспертиза
НДФЛ - Налог на доходы физических лиц
НК - Налоговый кодекс
ОГЭ - Основной государственный экзамен
ОСАГО - Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев
ПДД - Правила дорожного движения
ПТС - Паспорт транспортного средства
ПФР - Пенсионный Фонд России
РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
РФ - Российская Федерация
СК РФ - Семейный кодекс РФ
СНГ - Содружество Независимых Государств
СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета
СССР - Союз Советских Социалистических Республик, Советский Союз
СТС - Свидетельство о регистрации транспортного средства
СФ - Совет Федерации
ТК - Трудовой кодекс
ТС - Транспортное средство
УК - Уголовный кодекс
УПК - Уголовно-процессуальный кодекс
ФЗ - Федеральный закон
ФКЗ - Федеральный конституционный закон
ЦБ РФ, ЦБР - Центральный банк РФ, Банк России
ЧАЭС - Чернобыльская атомная электростанция