Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 октября 2012 г. N 11-22575
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.
и судей Климовой С.В., Дедневой Л.В.,
при секретаре Калугине Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Журомской О.В. на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 марта 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Журомской О.В. к ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости - отказать, установила:
23.09.2011 Журомская О.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области), в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 70-73) просила обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды ее работы с 08.06.1989 по 10.01.1993 в должности музыкального воспитателя в детских яслях N 459 Ленинского отдела здравоохранения, с 28.01.1993 по 19.04.1994 в должности музыкального руководителя муниципального предприятия ясли N 459, с 20.04.1994 по 12.05.2003 в должности музыкального руководителя в Центре восстановительного лечения для детей ЦАО, с 18.03.1981 по 30.06.1981, с 01.09.1981 по 04.10.1982, с 18.10.1982 по 06.10.1983, с 06.08.1989 по 30.04.1990, с 01.05.1993 по 31.08.1993 в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 05.10.2009, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области иск не признала.
Представитель третьего лица Департамента образования ЦАО г. Москвы в судебное заседание не явился.
14.03.2012 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Журомская О.В. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Хутренко Н.Б.
В заседании судебной коллегии представитель истца по доверенности Хутренко Н.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области по доверенности Попова А.Н. против удовлетворения жалобы возражала; представитель третьего лица Департамента образования ЦАО г. Москвы в судебное заседание не явился.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Журомская О.В., 24.03.1961 года рождения, 05.10.2009 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области протокол N 1193 от 29.12.2009 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Журомской О.В. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку такой стаж составил 11 лет 8 месяцев 13 дней.
При этом в подсчет специального стажа не включены периоды ее работы с 08.06.1989 по 10.01.1993 в должности музыкального воспитателя в детских яслях N 459 Ленинского отдела здравоохранения, с 28.01.1993 по 19.04.1994 в муниципальном предприятии ясли N 459 и с 20.04.1994 по 12.05.2003 в Центре восстановительного лечения для детей ЦАО, поскольку организационно-правая форма организации, наименования учреждения и должности не соответствует спискам, а периоды с 18.03.1981 по 30.06.1981, с 01.09.1981 по 04.10.1982, с 18.10.1982 по 06.10.1983, с 06.08.1989 по 30.04.1990, с 01.05.1993 по 31.08.1993 в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки - поскольку не выполнялась норма рабочего времени.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей.
Как следует из трудовой книжки Журомской О.В. с 15.03.1981 по 04.10.1982 истец работала музыкальным руководителем в ясли-саду N 13, с 18.10.1992 по 06.10.1983 - музыкальным работником в ясли-саду N 215, с 12.10.1983 по 03.01.1985 - музыкальным руководителем в ясли-саду N 230, с 04.01.1985 по 12.07.1988 - музыкальным руководителем в ясли-саду N 253, с 18.07.1988 по 29.05.1989 - музыкальным руководителем в ясли-саду N 1183.
08.06.1989 Журомская О.В. принята на работу в детские ясли N 459 Ленинского отдела здравоохранения на должность музыкального воспитателя; 20.04.1994 детские ясли N 459 реорганизованы в Центр восстановительного лечения для детей N 7 ЦАО г. Москвы, 12.05.2003 истец уволена по собственному желанию.
19.05 2003 истец назначена на должность музыкального руководителя Центра развития ребенка - детский сад N 1844, где работает по настоящее время.
Согласно актам проверки фактов работы Журомской О.В. в период с 18.03.1981 по 30.06.1981, с 01.09.1981 по 04.10.1982 - в ясли-саду N 13, с 18.10.1982 по 06.10.1983 - в ясли-саду N 215, с 06.08.1989 по 30.04.1990 и с 01.05.1993 по 31.08.1993 в детских яслях N 459 истец работала на 0,5 ставки.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Между тем, п. 5 указанных Правил устанавливает, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
При таких данных, отказ суда во включении периодов работы истца с 18.03.1981 по 30.06.1981, с 01.09.1981 по 04.10.1982, с 18.10.1982 по 06.10.1983, с 06.08.1989 по 30.04.1990, с 01.05.1993 по 31.08.1993 в должности музыкального руководителя (воспитателя) на 0,5 ставки основан на действующем законодательстве.
Разрешая требования Журомской О.В. о включении в специальный стаж периода ее работы с 08.06.1989 по 12.05.2003 музыкальным воспитателем в детских яслях N 459 Ленинского отдела здравоохранения г. Москвы, которые с 28.01.1993 были зарегистрированы как муниципальное предприятие "Ясли N 459" Медицинского управления ЦАО г. Москвы, а 20.04.1994 реорганизованы в ГУЗ г. Москвы "Центр восстановительного лечения для детей N 7", суд исходил из того, что объяснения истца и имеющиеся в деле доказательства указывают на медицинский профиль учреждений, в которых в спорный период работала истец.
Действительно, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрены образовательные учреждения; в п. 1.14 указанного Списка предусмотрены учреждения здравоохранения: дом ребенка, в том числе специализированный; детские санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом и психоневрологические.
При таких данных, работа истца музыкальным воспитателем в ГУЗ г. Москвы "Центр восстановительного лечения для детей N 7" с 20.04.1994 по 12.05.2003, не подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку указанное учреждение, являясь учреждением здравоохранения, не является домом ребенка (в том числе, специализированным), а также детским санаторием, что предусмотрено п. 1.14 Списка.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что период работы истца 08.06.1989 по 20.04.1994 (за исключением периода работы на 0,5 ставки в указанный период с 08.06.1989 по 30.04.1990 и с 01.05.1993 по 31.08.1993) в должности музыкального воспитателя в детских яслях N 459 Ленинского отдела здравоохранения и муниципальном предприятии ясли N 459 подлежит включению в подсчет специального стажа по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Так, Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, который предусматривал работу учителем, педагогом-воспитателем, логопедом и сурдопедагогом в лечебных учреждениях - детские клиники, поликлиники, больницы, санатории и диспансеры, ясли и дома ребенка, детские отделения в больницах, санаториях, диспансерах и колониях; должность музыкального руководителя в указанном списке не поименована. В то же время п. 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 01.10.1993 г. указанный пункт признан утратившим силу.
Затем, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в п. 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Кроме того, Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, предусматривало, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В указанный список были включены детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли), однако должности музыкального руководителя в нем не предусмотрена.
Таким образом, период до 01.11.1999 законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в п. 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781" имеется в виду "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781"
Из архивной справки Центрального объединенного архива от 16.11.2009 следует, что в период работы Журомской О.В. в детских яслях N 459 Ленинского отдела здравоохранения г. Москвы и муниципальном предприятии "Ясли N 459" Медицинского управления ЦАО г. Москвы в период с 08.06.1989 по 12.05.2003 истец получала надбавку за вредность; в этой же справке указано, что с 11.01.1993 по лицевым счетам и в соответствии с приказом об установлении разрядов оплаты труда по ЕТС Журомская О.В. значится как музыкальный руководитель, однако приказа о переводе не имеется (л.д. 59).
При таких данных, учитывая нормативное урегулирование порядка включения времени работы в должности музыкального руководителя, также то, что наименование учреждения "детские ясли", "ясли" были включены в соответствующие Списки независимо от вида учреждения и его организационно-правовой формы, судебная коллегия приходит к выводу о возможности включения в подсчет специального стажа по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Журомской О.В. периода ее работы в должности музыкального воспитателя в детских яслях N 459 Ленинского отдела здравоохранения г. Москвы и муниципальном предприятии "Ясли N 459" Медицинского управления ЦАО г. Москвы с 01.05.1990 по 30.04.1993 и с 01.09.1993 по 20.04.1994.
При таких данных, решение суда в указанной части подлежит отмене, однако при включении указанного периода (3 года 07 месяцев 18 дней) в специальный стаж, который определен ответчиком на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 11 лет 8 месяцев 13 дней, у истца не возникает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимых 25 лет осуществления педагогической деятельность в учреждениях для детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 марта 2012 года в части отказа во включение в подсчет специального стажа по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Журомской О.В. периода работы с 01 мая 1990 года по 30 апреля 1993 года и с 01 сентября 1993 года по 20 апреля 1994 года отменить,
обязать ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Журомской О.В. периоды работы с 01 мая 1990 года по 30 апреля 1993 года и с 01 сентября 1993 года по 20 апреля 1994 года,
в остальной части решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Журомской О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.