Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2012 г. по делу N 11-21336
Судебная коллегия по гражданским делам Московского
городского суда, в составе председательствующего Огановой Э.Ю.
и судей Вишняковой Н.Е., Федерякиной Е.Ю.
при секретаре Ланине Н.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Вишняковой Н.Е. дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от "19" июня 2012 г., которым постановлено:
обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить создание или выделение рабочих мест в Орловско-Курской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурном подразделении Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурном подразделении Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД" для трудоустройства инвалидов и приема инвалидов на работу в пределах установленной квоты в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников организации.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход государства государственную по-шлину в размере ... рублей.
Установила:
Орловский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" об обязании обеспечить создание рабочих мест для приема на работу инвалидов, обязании обеспечить предоставление информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов в Орловско-Курской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурном подразделении Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурном подразделении Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД", ссылаясь на невыполнение ответчиком требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.
В связи с чем истец, просил суд обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить создание рабочих мест в Орловско-Курской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурном подразделении Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурном подразделении Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД" для трудоустройства инвалидов и приема инвалидов на работу в пределах установленной Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Орловской области от 06.12.2007 г. N 726-03 "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" квоты в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников организации; обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить предоставление Орловско-Курской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурном подразделении Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурном подразделении Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД" ежемесячно в КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов.
Помощник Орловского транспортного прокурора Горина Л.А. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" Кабанов М.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла, извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилось ОАО "РЖД", обратившись с апелляционной жалобой.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчика - ..., прокурора Горину Л.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, представленными доказательствами, которым судом дана оценка и требованиями действующего законодательства.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.
В силу требований ст. 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Орловской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" от 06.12.2007 г. N 726-03 установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников организации.
Судом по делу установлено, что проведенной прокуратурой проверкой по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в Орловско-Курской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурном подразделении Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурном подразделении Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД" выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов.
Штатная численность центра составляет 183 человека, предприятие является структурным подразделением Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом -структурном подразделении Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД" и расположено на территории Орловской области.
Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 7 человек. В соответствии с информацией о приеме на работу инвалидов, предоставленной начальником дистанции, в настоящее время создано лишь 6 рабочих мест для инвалидов.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что штатная численность в Орловско-Курской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурном подразделении Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурном подразделении Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД" составляет 183 человека, в связи с чем у ответчика, в силу с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ст.ст. 20, 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 2 Закона Орловской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области", возникла обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в Орловско-Курской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурном подразделении Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурном подразделении Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД" в соответствии с установленной квотой, чего ответчиком сделано не было.
Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы представителя ответчика о том, что прокурором был неверно избран способ защиты нарушенного права являются неправомерными, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы ответчика о том, что дистанция не является юридическим лицом и не должна выполнять требования законодательства о квотировании не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку в соответствии с п. 6.4.7 Положения об Орловско-Курской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурном подразделении Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурном подразделении Центральной дирекции по управлению тер-минально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД", утвержденного приказом от 11.01.2011 г., начальник дистанции в пределах представленных ему полномочий выполняет функции работодателя. Обладая функциями работодателя и имея численность работников более 100 человек, дистанция обязана создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения.
Не находя оснований к отмене решения по доводам жалобы, судебная коллегия руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2012 г. по делу N 11-21336
Текст определения официально опубликован не был