Консультируют специалисты службы занятости
В своей деятельности предприниматели часто сталкиваются с ситуациями, которые не так однозначны с точки зрения трудового права, как это может показаться. Например, уже практически стало нормой, когда работодатель требует при приеме на работу от соискателя рекомендательные письма. А законно ли это? В данной статье мы рассмотрим наиболее интересные ответы на вопросы по трудовому законодательству, которые прозвучали на региональных сайтах службы занятости населения.
Дополнительные документы при приеме на работу
В статье 65 ТК РФ определен перечень документов, которые работодатель вправе потребовать у гражданина при приеме на работу. Речь здесь идет о:
- паспорте или ином документе, удостоверяющем личность;
- трудовой книжке, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования;
- документах воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документе об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
- справке о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям - при поступлении на работу, на которую не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В отдельных случаях с учетом специфики работы законодательством может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Рассмотрим правомерность требования от гражданина дополнительной информации, в частности, характеристики и рекомендательных писем с прежней работы. Обратимся к консультации на сайте ГСЗ Калининградской области*(1). Чиновники указали, что иные документы, помимо перечисленных в ст. 65 ТК РФ, в т.ч. и характеристика, могут быть затребованы работодателем тогда, когда для этого есть соответствующий законодательный или иной нормативно-правовой акт. Аналогично решается вопрос и в отношении рекомендательных писем.
Срочные трудовые договоры
Согласно ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).
Срочный трудовой договор подписывают, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы либо условий ее выполнения. При этом запрещено заключение таких договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, оформляющих договоры на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).
К сведению. Если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает трудиться, то условие о срочном характере утрачивает силу. Данный трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Специалисты департамента труда г. Москвы подтвердили этот факт*(2). Чиновники уточнили, что если работодатель пропустил срок расторжения договора и сотрудник продолжает работу, то указанный договор не может быть расторгнут в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Сокращение численности и штата работников
Сокращение численности и штата работников, а также прекращение деятельности индивидуального предпринимателя являются самостоятельными основаниями для увольнения сотрудников по инициативе работодателя. Работники ГУТиЗН Курганской области*(3) разъяснили, чем отличается сокращение численности от сокращения штата.
Сокращение численности - это уменьшение в установленном законодательством порядке численности по конкретной штатной единице, т.е. по соответствующей должности, специальности, профессии, при сохранении ее в целом как таковой с таким наименованием.
Сокращение штата - это изменение внутренней структуры организации, индивидуального предпринимателя. Это может быть полное упразднение конкретной штатной единицы, единственной в своем роде, или всех штатных единиц по данной должности.
При осуществлении мероприятий по высвобождению работников необходимо соблюдать требования, предусмотренные законодательством о труде и занятости населения.
Вначале работодатель издает приказ, в котором указываются основание, причины и срок высвобождения работников, их категории и количество, а также состав и порядок работы соответствующей комиссии, если таковая создается. Далее определяются кандидатуры на увольнение с учетом требований ст. 179, 261, 269 ТК РФ. О принятом решении индивидуальный предприниматель сообщает в органы службы занятости не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий. При этом указываются должность, профессия, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", далее - Закон о занятости). Данное правило действует даже тогда, когда сокращению подлежит только одна должность. На это указали специалисты АЗНиТ Республики Калмыкия*(4) и Минтруда Новосибирской области*(5). За нарушение обязанности по оповещению органа занятости работодателю грозит административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб.
В соответствии со ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работники предупреждаются работодателем персонально и под личную подпись не менее чем за два месяца до увольнения. В свою очередь, согласно ст. 178 ТК РФ, увольняемым из организации лицам полагается выходное пособие. Обращаем ваше внимание: речь здесь идет только о работодателях-организациях. Поэтому индивидуальный предприниматель, проводя указанные мероприятия, не обязан соблюдать двухмесячный срок уведомления работников об увольнении, а также выплачивать им выходное пособие. Данный вывод подтвердили специалисты ГУТиЗН Курганской области*(6).
Отметим, что нигде в законодательстве не закреплена обязанность работодателя предупреждать увольняемого работника о необходимости обращения в орган службы занятости населения. Тем не менее специалисты Департамента труда и занятости населения г. Москвы думают иначе*(7). Чиновники уверены, что высвобождаемые работники должны быть предупреждены работодателем о том, что им следует в течение двух недель со дня увольнения обратиться в территориальный отдел Центра занятости.
Установление неполного рабочего времени
Неполным рабочим временем считают рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени. Фактически режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать:
- сокращение продолжительности ежедневной работы (смены);
- сокращение количества рабочих дней в неделю;
- сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.
Неполный рабочий день (смена) либо неполная рабочая неделя могут устанавливаться по соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии (ст. 93 ТК РФ). При этом ст. 74 ТК РФ позволяет работодателям в целях сохранения рабочих мест вводить режим неполного рабочего времени в одностороннем порядке.
Не путайте неполный рабочий день с сокращенной продолжительностью рабочего времени, установленной ст. 92 ТК РФ для отдельных категорий работников! Речь идет о лицах в возрасте до 16 лет; учащихся; инвалидах; занятых на работах с вредными условиями труда и т.д. Ведь для таких сотрудников сокращенная продолжительность рабочего времени - это полная норма труда. Данный вывод подтвердили специалисты Минтруда Саратовской области*(8).
К сведению. Работодатели обязаны сообщать в органы службы занятости о введении режима неполного рабочего времени сделать это надо в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона о занятости).
Зарплатный МРОТ
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) (ст. 133 ТК РФ). В настоящее время размер МРОТ составляет 4611 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). Согласно ст. 133.1 ТК РФ субъекты Российской Федерации вправе региональными соглашениями вводить свой размер минимальной заработной платы. При этом данная величина не может быть ниже МРОТ, утвержденного на федеральном уровне. Региональный минимум по зарплате устанавливается для лиц, работающих на территории соответствующего субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Специалисты ГУТиЗН Курганской области напомнили*(9), что, если работник трудится в режиме неполного рабочего времени, оплата его труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально установленному неполному времени. К примеру, для организаций внебюджетного сектора экономики, расположенных на территории Курганской области, минимальная заработная плата с 01.12.2011 установлена в сумме 5683 руб. Таким образом, при работе в режиме неполного рабочего времени, если сотрудник трудится на 0,5 ставки, минимальная зарплата составляет 4611 руб. х 0,5 = 2305,5 руб. в месяц в бюджетном секторе экономики и 5683 руб. х 0,5 = 2841,5 руб. во внебюджетном секторе. При этом в размер минимальной оплаты труда входят все стимулирующие и компенсационные выплаты, а сверхурочная работа оплачивается сверх МРОТ.
Компенсация за отпуск
Согласно ст. 127 ТК РФ работнику при увольнении полагается выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска. Указанную компенсацию рассчитывают пропорционально отработанному времени. При этом практически не встречается случаев, когда работник на момент увольнения отработал полный месяц. В этой ситуации в соответствии с п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169, при исчислении сроков работы, дающих право на компенсацию, излишки, составляющие менее половины месяца, исключают из расчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.
Специалисты ГУТиЗН Курганской области*(10) обратили внимание на то, что речь здесь идет не о полном календарном месяце (т.е. с 1 числа по последнее число месяца). Следует учесть отработанные месяцы, т.е. с момента поступления на работу до этого числа в следующем месяце. На это указывает ст. 14 ТК РФ. Например, сотрудник принят на работу 12.05.2012, а увольняется 17.07.2012. Здесь полным месяцем будет период с 12.05.2012 по 11.06.2012. Посчитанный данным образом стаж работника на момент увольнения составляет 2 месяца 6 дней. Т.к. 6 дней меньше, чем половина месяца, мы не включаем их в расчет, и стаж работника для получения компенсации за неиспользованный отпуск равняется 2 месяцам.
Неоплачиваемые отпуска
Согласно ст. 128 ТК РФ отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться по письменному заявлению работника по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. При этом специалисты Управления по труду и занятости населения Белгородской области*(11) напомнили, что трудовое законодательство не предусматривает возможности по инициативе работодателя отправлять работников без их согласия в отпуска без содержания.
В свою очередь на сайте Минтруда Республики Карелия отмечено*(12), что работнику, который все же пошел на уступки работодателю и под его нажимом написал заявление о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты, следует иметь в виду, что его ждут определенные потери. Если продолжительность такого отдыха превысит 14 календарных дней в году, то время нахождения в отпуске без содержания, превышающее указанный период, не будет учтено при исчислении стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска. Если же отпуска без сохранения зарплаты носят застойный характер, то они окажут серьезное влияние на размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по безработице.
Работники-пенсионеры
Специалисты ГУТиЗН Курганской области*(13) отметили, что в трудовом законодательстве оснований для увольнения работодателем лиц, достигших пенсионного возраста, нет, если только работник не имеет медицинских противопоказаний к работе.
Достижение пенсионного возраста не является основанием и для установления срочных трудовых отношений, если работник работает у работодателя по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. Ведь в соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор может оформляться только с вновь поступающими на работу пенсионерами по возрасту, и то только по соглашению сторон.
Работники-иностранцы
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации прописано в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Итак, иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Отметим, что в целях защиты отечественного рынка рабочей силы существуют ограничения на привлечение иностранных работников. Правительством РФ ежегодно утверждаются соответствующие квоты. Специалисты УГСЗН по Республике Башкортостан напомнили*(14), что в течение всего периода формирования квоты и ее реализации работодатели должны взаимодействовать с центрами занятости населения.
Порядок представления работодателями заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками установлен в Правилах определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783 (далее - Постановление N 783). В соответствии с п. 34 Постановления N 783 предприниматель вправе обратиться в центр занятости до 1 мая текущего года с просьбой об увеличении размера определенной на год потребности в привлечении иностранных работников.
Кстати, иностранные граждане, оформившие документы (разрешение на временное проживание сроком на три года или вид на жительство), автоматически включаются в квоту на текущий и предстоящие годы на основании оформленных документов. На это указали работники УЗН Чукотского автономного округа*(15).
Специалисты службы занятости Ульяновской области*(16) разъяснили порядок приема на работу иностранного гражданина. Итак, для принятия на работу иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в РФ в порядке, требующем получения визы, работодателю потребуется получить два разрешения:
- на привлечение и использование иностранных работников;
- на работу для каждого иностранного гражданина.
В свою очередь при приеме работника из безвизовых стран работодатель должен соблюдать два условия:
- иностранный гражданин должен иметь разрешение на работу;
- сам работодатель обязан уведомить в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения и расторжения трудового договора с иностранным гражданином, региональное Управление Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения.
Рассмотрим еще один интересный вопрос: должен ли работодатель заводить трудовую книжку при приеме на работу иностранного работника при наличии у него трудовой книжки образца, действующего в его государстве? Специалисты ГУТиЗН Курганской области*(17) сказали, что в данном случае на иностранного работника ведется трудовая книжка установленного в Российской Федерации образца.
Работа за компьютером
Работники службы занятости Курганской области*(18) сообщили, что лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. На это указано в разделе XIII п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Также на сайте ГУТиЗН Курганской области*(19) прозвучало, что в соответствии с п. 13.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1.1340-03 женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ. Либо для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более трех часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных данными Санитарными правилами.
Справка для службы занятости
Размер пособия по безработице и стипендий, выплачиваемых службой занятости, напрямую зависит от зарплаты гражданина по последнему месту его работы. Именно поэтому в пакет документов, предоставляемых гражданином в службу занятости, входит справка о среднем заработке (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). При расчете среднего заработка следует воспользоваться Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Минтруда России от 12.08.2003 N 62.
Работодатель обязан выдать бывшему сотруднику данную справку не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления (ст. 62 ТК РФ). Специалисты службы занятости Рязанской области напомнили*(20), что количество обращений гражданина к работодателю за справкой о заработке не лимитируется ни одним нормативно-правовым актом.
Может случиться и так, что получить справку о заработке для работника будет проблематично, к примеру, в связи с тем, что место его последней работы находится на значительном расстоянии от нынешнего места жительства. В этом случае специалисты агентства занятости Республики Калмыкия*(21) посоветовали сделать письменный запрос работодателю, чтобы он почтой направил работнику данную справку.
Отметим, что на законодательном уровне форма указанной справки не утверждена. Поэтому зачастую региональные центры занятости принимают сведения по ими установленным образцам. Роструд в письме от 08.11.2010 N 3281-6-2 указал, что справка, утвержденная местными властями, может быть использована в работе органов службы занятости до принятия данной формы на федеральном уровне. Также чиновники отметили, что работодатель вправе заполнить данную справку в произвольном формате с указанием общепринятых для документов реквизитов и содержащую сведения о среднем заработке.
Специалисты Департамента труда и занятости населения г. Москвы*(22) напомнили, что центры занятости имеют право проверять достоверность документов и информации, представляемой работодателями и гражданами.
Пособие по безработице для предпринимателя
Бывшие индивидуальные предприниматели, прекратившие свою предпринимательскую деятельность, вправе встать на учет в центр занятости. Здесь возникает вопрос: в каком размере им будет выплачиваться пособие по безработице? Ответ на него мы нашли на сайте агентства занятости Республики Калмыкия*(23).
Индивидуальным предпринимателям при постановке на учет в центре занятости для получения пособия по безработице справку о среднем заработке представлять не нужно. Ведь данной категории граждан указанное пособие устанавливается как лицам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), т.е. не в процентном отношении к среднему заработку, а в размере минимальной величины пособия по безработице. Указанный вывод следует из п. 2 ст. 30 Закона о занятости. В свою очередь, согласно постановлению Правительства РФ от 03.11.2011 N 888 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год", минимальная величина пособия по безработице на 2012 г. установлена в размере 850 руб.
Стартовое пособие
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости безработным гражданам может оказываться государственная услуга по содействию самозанятости. Речь идет, в частности, о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей госрегистрации.
Как правило, службы занятости предлагают претендентам на получение субсидии пройти курсы по основам предпринимательской деятельности. При этом программа курсов обычно включает в себя составление бизнес-плана. Примерные формы бизнес-планов для различных видов деятельности можно посмотреть, например, на сайте службы занятости Иркутской области*(24).
В свою очередь советы по организации собственного бизнеса можно найти на региональных интернет-сайтах центров занятости населения. К примеру, много полезных ссылок содержится на сайтах Минтруда по Архангельской*(25) и Сахалинской*(26) областям.
Размер софинансирования мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (п. 10 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089). На сегодняшний день указанная выплата составляет 58 800 руб. (4900 руб. х 12 мес.).
Специалисты УЗН по Амурской области напомнили*(27), что данная помощь оказывается только гражданам, признанным в установленном порядке безработными. При этом индивидуальные предприниматели относятся к категории занятых граждан, следовательно, права на получение средств на организацию собственного дела, оказываемой органами службы занятости, не имеют.
С. Полятков,
главный бухгалтер ООО "Инс-ТРЕЙД"
"Арсенал предпринимателя", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подраздел "Часто задаваемые вопросы" раздела "Ищущим работу" сайта ГСЗ Калининградской области (http://www.rabotakaliningrad.ru/home/soisk/faq.aspx).
*(2) Сайт ДТ и ЗН г. Москвы (http://www.labor.ru/index.php?id=83).
*(3) Раздел "Вопрос-ответ" сайта ГУТиЗН Курганской области (http://www.czn.kurganobl.ru/4424.html).
*(4) Раздел "Вопросы и ответы" сайта АЗНиТ Республики Калмыкия (http://www.zan.kalmregion.ru/practice/).
*(5) Подраздел "Категория "Занятость населения" Раздела "Часто задаваемые вопросы" сайта Минтруда Новосибирской области (http://mintrud.nso.ru/question/Pages/bezopasnost.aspx).
*(6) Раздел "Вопрос-ответ" сайта ГУТиЗН Курганской области (http://www.czn.kurganobl.ru/4451.html).
*(7) Подраздел "Работодателям. Высвобождение работников и обеспечение их занятости" раздела "Взаимодействие с работодателями" сайта ДТ и ЗН г. Москвы (http://www.labor.ru/index.php?id=1202).
*(8) Подраздел "В сфере труда" раздела "Консультации" сайта Минтруда Саратовской области (http://zanas.saratov.gov.ru/consultations/KT1.doc).
*(9) Раздел "Вопрос-ответ" сайта ГУТиЗН Курганской области (http://www.czn.kurganobl.ru/4407.html, http://www.czn.kurganobl.ru/4390.html, http://www.czn.kurganobl.ru/4392.html, http://www.czn.kurganobl.ru/4393.html).
*(10) Раздел "Вопрос-ответ" сайта ГУТиЗН Курганской области (http://www.czn.kurganobl.ru/4423.html).
*(11) Подраздел "Общие вопросы" раздела "Ответы на вопросы" сайта УТЗН Белгородской области (http://www.bel-zan.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=119:2 010-10-18-06-03-20&catid=31:general&Itemid=41).
*(12) Подраздел "Часто задаваемые вопросы" раздела "Информация" сайта Минтруда Республики Карелия (http://www.mintrud.karelia.ru/home/info/faq.aspx).
*(13) Раздел "Вопрос-ответ" сайта ГУТиЗН Курганской области (http://www.czn.kurganobl.ru/4379.html и http://www.czn.kurganobl.ru/4380.html).
*(14) Подраздел "Информация для работодателей" раздела "Трудовая миграция" сайта УГСЗН Республики Башкортостан (http://www.bashzan.ru/posts/5579).
*(15) Подраздел "Иностранная рабочая сила" раздела "Информация" сайта УЗН Чукотского автономного округа (http://chukotregiontrud.ru/home/info/irs.aspx).
*(16) Подраздел "Привлечение и использование ИРС в Ульяновской области" раздела "Иностранная рабочая сила" сайта ДЗН Ульяновской области (http://www.ulyanovsk-zan.ru/home/rabotodatel/irs/privlirs.aspx).
*(17) Раздел "Вопрос-ответ" сайта ГУТиЗН Курганской области (http://www.czn.kurganobl.ru/4378.html).
*(18) Раздел "Вопрос-ответ" сайта ГУТиЗН Курганской области (http://www.czn.kurganobl.ru/4370.html).
*(19) Раздел "Вопрос-ответ" сайта ГУТиЗН курганской области (http://www.czn.kurganobl.ru/4372.html).
*(20) Раздел "Вопрос ответ" сайта ГУГСЗН Рязанской области (http://www.rzn-zan.ru/vopros-otvet/detail.php?ID=367).
*(21) Раздел "Вопросы и ответы" сайта АЗНиТ Республики Калмыкия (http://www.zan.kalmregion.ru/practice/).
*(22) Подраздел "Права и обязанности" раздела "Безработному гражданину" сайта ДТ и ЗН г. Москвы (http://www.labor.ru/index.php?id=1029).
*(23) Раздел "Вопросы и ответы" сайта АЗНиТ Республики Калмыкия (http://www.zan.kalmregion.ru/practice/).
*(24) Подраздел "Бизнес-планы. Примерные формы" раздела "Содействие самозанятости безработных граждан" сайта службы занятости населения Иркутской области (http://www.irkzan.ru/qa/1110.html).
*(25) Раздел "Содействие самозанятости безработных граждан" сайта Минтруда Архангельской области (http://www.arhzan.ru/home/slugbazan/trud/samozan.aspx).
*(26) Раздел "Гражданам, желающим открыть собственное дело" сайта ГСЗН Сахалинской области (http://agszn.admsakhalin.ru/page.php?id=182).
*(27) Раздел "Ответы на часто задаваемые вопросы" сайта УЗН по Амурской области (http://www.amczn.creamax.su/?faq).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Арсенал предпринимателя"
ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ N ФС77-36567 от 08.06.2009 г.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru