Бухгалтерский учет специальной, санитарной и форменной одежды на предприятиях общественного питания
Обеспечение безопасности труда и гигиены производства - прямая обязанность работодателя. Для этого предприятие общественного питания выдает работникам производственную одежду. Какими нормами выдачи специальной и санитарной одежды должно руководствоваться предприятие? Как организовать выдачу и производить списание различных видов средств индивидуальной защиты? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.
Предназначение СИЗ, санитарной одежды и униформы
Средство индивидуальной защиты (СИЗ) - средство защиты, надеваемое на тело человека или его части или используемое им*(1). К СИЗ относятся специальная одежда, специальная обувь и иные средства защиты.
Специальная одежда - производственная одежда для защиты работающего от опасных и вредных производственных факторов*(2). Опасный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или к смерти. Вредный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства*(3).
В соответствии с требованиями ст. 221 ТК РФ СИЗ выдаются на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; выполняемых в особых температурных условиях; связанных с загрязнением.
На рабочих местах, где присутствует влияние биологических факторов (микроорганизмов), в том числе в общественном питании, торговле продуктами питания, а также для обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий производственного процесса кроме специальной выдаются санитарная одежда, обувь и санитарные принадлежности. Санитарная одежда - производственная одежда для защиты предметов труда от работающего и работающего от общих производственных загрязнений. Разновидностью санитарной одежды является технологическая одежда для защиты предметов труда*(4). Заметим, что форменная одежда не предназначена для защиты от вредного воздействия, как СИЗ, ее назначение состоит в создании благоприятного имиджа организации.
Обязанность ношения санитарной и форменной одежды работниками предприятий общепита предусмотрена действующими стандартами и санитарным законодательством. Так, в соответствии с п. 13.4 СП 2.3.6.1079-01*(5) работники организации обязаны работать в чистой санитарной одежде и менять ее по мере загрязнения. Руководитель организации обеспечивает проведение регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды (п. 15.1 СП 2.3.6.1079-01).
В силу п. 4.9 ГОСТ Р 50935-2007 "Услуги общественного питания. Требования к персоналу" обслуживающий и производственный персонал предприятия общественного питания должен быть одет в соответствующую форменную и (или) санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца. Работники предприятия на форменной одежде могут носить служебный значок с эмблемой предприятия и указанием фамилии и должности.
Нормы выдачи СИЗ
Обеспечивать работников СИЗ работодатель обязан в соответствии с типовыми нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ). Эти типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных СИЗ могут быть либо отраслевыми (ТОН), либо предназначенными для сквозных профессий и должностей (ТСН). ТОН вобрали в себя профессии и должности работников, специфические для отдельных отраслей, в ТСН вошли общие для всех отраслей профессии и должности.
Работники общепита обеспечиваются СИЗ в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам торговли, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68 (разд. II приложения 7) (далее - ТОН N 68). Данными типовыми нормами предусмотрены СИЗ для изготовителя пищевых полуфабрикатов; кухонного рабочего; мойщика посуды; рабочего, выполняющего работы по мойке котлов. Кроме того, заведение общепита должно руководствоваться не только нормами выдачи спецодежды, указанными в разд. II приложения 7 к ТОН N 68, но и соответствующими нормами выдачи спецодежды для работников торговли, приведенными в иных разделах этого приложения. Например, обеспечить спецодеждой буфетчика следует по нормам, утвержденным в разд. I приложения 7 к ТОН N 68.
При выполнении работ, свойственных отрасли пищевого производства, например по обвалке мяса и птицы, жиловке мяса и субпродуктов, нормы выдачи спецодежды сотруднику должны подбираться в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ, утвержденными для данной отрасли Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2010 N 1247н (далее - ТОН N 1247н).
Нормы выдачи СИЗ для работников профессий, общих для всех отраслей экономики (дворника, гардеробщика, уборщика производственных помещений и т.д.), приведены в:
- Типовых нормах бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н (далее - ТСН N 541н);
- Нормах бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 31.12.1997 N 70 (далее - ТСН N 70).
На работах, связанных с загрязнением, работникам общепита следует выдать также смывающие и (или) обезвреживающие средства (абз. 1 ст. 221 ТК РФ). Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н.
Нормы выдачи санитарной одежды
Нормы выдачи санитарной одежды работникам предприятий общественного питания и сроки ее носки утверждены Приказом Минторга СССР от 27.12.1983 N 308 (далее - Нормы выдачи санодежды N 308). Указанные нормы можно найти также в приложении 8 к СанПиН 42-123-5774-91*(6).
Кому спецовку, а кому - форму
Поскольку назначение специальной, санитарной и форменной одежды различно, экипировка одного работника в зависимости от выполняемых им работ может включать в себя и СИЗ, и санитарную и (или) форменную одежду.
Так, согласно Межотраслевым типовым инструкциям по охране труда для работников системы общественного питания, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 24.05.2002 N 36:
- специальная и санитарная одежда выдаются: буфетчику, кладовщику, изготовителю пищевых полуфабрикатов из мяса, рыбы, овощей, машинисту моечной машины (мойщику посуды), работнику, выполняющему работу по обвалке мяса и птицы, жиловке мяса и субпродуктов, работнику, выполняющему работу по очистке корнеплодов и картофеля, подсобному рабочему (при выполнении работ, для которых полагаются СИЗ и санитарная одежда), работнику, выполняющему работу по сбору посуды со столов;
- санитарная одежда выдается: бармену, кондитеру, кулинару мучных изделий, кухонному рабочему, пекарю, повару, продавцу магазина (отдела кулинарии), уборщику производственных и служебных помещений, работнику, выполняющему работы по нарезке хлеба;
- форменная и санитарная одежда (куртка, шапочка, фартук, полотенце) положена бармену и буфетчику;
- форменная одежда выдается официантам, кассирам зала и швейцарам.
Заметим, что в Нормах выдачи санодежды N 308 для официантов и кассиров приведены нормы выдачи санитарной одежды, однако появившийся позднее ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" ввел требование ношения форменной одежды обслуживающим персоналом ресторанов и баров всех классов, а санитарной одежды - для кафе, столовых и закусочных. То есть в заведениях общепита более высокого класса перечисленным работникам выдавалась форменная одежда, а более низкого - санитарная. На данный момент указанный стандарт не действует, а заменяющий его ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" аналогичных требований для различных типов предприятий общепита не устанавливает. Таким образом, на любом предприятии общепита официанты, кассиры и швейцары могут снабжаться форменной одеждой.
Обеспечивая одеждой сотрудников профессий, общих для всех отраслей экономики (например, грузчика, кладовщика*(7)), не нужно забывать простое правило: работникам, соприкасающимся в процессе работы с пищевыми продуктами, помимо СИЗ должна быть выдана санитарная одежда в соответствии с Нормами выдачи санодежды N 308.
Аттестация рабочих мест
Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н (далее - Межотраслевые правила).
Согласно п. 5 Межотраслевых правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
При прочтении этой нормы возникает вопрос: работодатель не вправе выдавать СИЗ по типовым нормам, не проведя аттестацию рабочих мест (АРМ), или достаточно того, что профессия (должность) работника значится в типовых нормах? Автор считает, что если исходить из того, что без аттестации выдача СИЗ невозможна, то это не коррелирует с Трудовым кодексом, который не связывает выдачу СИЗ с проведением АРМ. В случае непроведения по каким-либо причинам такой аттестации работодатель не вправе прекращать выдачу работникам СИЗ. При необеспечении работника в соответствии с установленными типовыми нормами СИЗ работодатель не имеет права требовать от него исполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой, а работник в свою очередь вправе отказаться от выполнения работы, за что он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 220 ТК РФ).
Кроме того, как следует из Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда*(8), аттестующая организация проводит оценку обеспеченности работников СИЗ путем сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами, проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам, проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ и оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте. Таким образом, на основании АРМ работнику выдаются, во-первых, дополнительные СИЗ, не предусмотренные типовыми нормами, если на рабочем месте работника выявлены негативные факторы, для защиты от которых необходимы СИЗ, не поименованные в типовых нормах, во-вторых, СИЗ работникам, профессии (должности) которых не значатся в типовых нормах.
Итак, работодатель, который не провел аттестацию, не освобождается от обязанности выдать СИЗ, но если выяснится, что работодатель, который не выполнил свою обязанность по аттестации рабочих мест, выдал СИЗ не по нормам, соответствующим фактическим условиям труда, то он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. До получения работодателем результатов проведения аттестации рабочих мест или в случае их отсутствия у работодателя выдача СИЗ должна производиться на основании типовых норм.
Выдача СИЗ
Выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства и находящихся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке (п. 8 Межотраслевых правил). Приобретение (в том числе по договору аренды) и выдача работникам СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускается.
СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы. Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в ТСН, СИЗ выдаются в соответствии с указанными нормами, если нормы выдачи их по этим профессиям и должностям специально не предусмотрены в соответствующих ТОН (п. 14 Межотраслевых правил). Право на получение СИЗ имеют бригадиры, мастера и помощники рабочих, указанных в типовых нормах, совместители, временные работники, а также все лица, участвующие в производственной деятельности работодателя, и лица, осуществляющие надзор и контроль (п. 15-18 Межотраслевых правил).
Статьей 221 ТК РФ за работодателем закреплено право установить нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту рабочих от воздействия вредных и (или) опасных факторов, а также от особых температурных условий или загрязнения, с учетом мнения выборного органа профсоюза или иного представительного органа работников. Аналогичное положение содержится в п. 6 Межотраслевых правил. Дополнительно в этой норме сказано: улучшенные нормы выдачи СИЗ утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договоры с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников СИЗ.
Также работодателю разрешается заменять один вид СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов (п. 7 Межотраслевых правил).
Бухгалтерский учет поступления одежды
Бухгалтерский учет спецодежды ведется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н*(9) (далее - Методические указания по учету спецодежды). Из пункта 13 этого документа, а также из Инструкции по применению Плана счетов следует, что спецодежда, находящаяся в собственности организации и поступившая на склад или в иные места хранения, отражается в составе оборотных активов на счете 10 "Материалы", субсчет 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе".
Согласно п. 11 Методических указаний по учету спецодежды спецодежду принимают к учету по фактической себестоимости (в сумме фактических затрат), которая определяется в зависимости от источников поступления (покупка, безвозмездная передача, поступление в счет вклада в уставный капитал, поступление иным предусмотренным законодательством путем или изготовление организацией самостоятельно). При этом применяются варианты оценки запасов, установленные п. 15-20 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ*(10). В фактическую себестоимость спецодежды, приобретенной за плату, не включаются НДС и иные возмещаемые налоги.
Порядок документального оформления поступления спецодежды на склад отражается в учетной политике. Как правило, ее приходуют на склад на основании приходных ордеров (форма М-4 *(11)) (п. 16 Методических указаний по учету спецодежды).
Для документального оформления поступления санитарной и форменной одежды также подойдет форма М-4. Поскольку отдельных указаний по бухгалтерскому учету санитарной и форменной одежды нет, считаем, что бухгалтер вправе учитывать эти виды одежды в том же порядке, что и иные виды МПЗ, введя отдельный субсчет к счету 10 "Материалы".
Передача одежды в эксплуатацию
При передаче в эксплуатацию фактическая себестоимость спецодежды, учтенная на субсчете 10-10, переносится в дебет субсчета 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" (Инструкция по применению Плана счетов, п. 20 Методических указаний по учету спецодежды).
Спецодежда отпускается работникам на основании: лимитно-заборных карт (форма М-8); накладных (форма М-15) - при отпуске хозяйствам предприятия, расположенным за пределами его территории; требований-накладных (форма М-11) - при передаче со склада в другое структурное подразделение*(12). Также, при необходимости, организация может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению спецодежды (п. 19 Методических указаний по учету спецодежды). Отпуск санитарной одежды может быть оформлен аналогичной первичной документацией.
Материально ответственные лица заполняют Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма МБ-7 *(13)), один экземпляр которой передается в бухгалтерию, а второй остается у заполнившего ее лица. Выдача спецодежды и ее сдача сопровождаются соответствующими записями в личной карточке работника, форма которой приведена в приложении к Межотраслевым правилам. Вестись она может как в документарном, так и в электронном виде (п. 13 Межотраслевых правил). При этом электронная форма карточки не должна отличаться от той, что содержится в приложении, и в ней вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.
Работодатель обязан организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки (п. 13 Межотраслевых правил). Принятую процедуру лучше всего прописать во внутреннем положении. Как правило, обязанности ведения учета и контроля распределяются между начальником подразделения, инженером по охране труда, кладовщиком (работником склада) и бухгалтерской службой.
В документах, оформляющих отпуск спецодежды работникам (лимитно-заборные карты, накладные, требования-накладные и др.), среди прочего следует отражать основание выдачи, а в личной карточке - срок носки и процент годности на момент выдачи (п. 62 Методических указаний по учету спецодежды).
Бухгалтерская служба должна организовать надлежащий аналитический учет спецодежды, переданной в эксплуатацию. К примеру, можно составлять оборотные ведомости или книги в электронном виде. В них следует указывать наименование, количество и фактическую себестоимость выданной спецодежды, дату поступления в эксплуатацию (месяц, год), цеха и подразделения, где используется спецодежда, материально ответственных лиц (п. 22 Методических указаний по учету спецодежды).
Списание стоимости одежды в расходы
В бухгалтерском учете стоимость СИЗ включается в расходы по обычным видам деятельности организации либо единовременно, в момент передачи ее сотрудникам, либо линейным способом (п. 21, 26 Методических указаний по учету спецодежды). Единовременное списание можно применять в отношении спецодежды, срок использования которой согласно типовым нормам выдачи не превышает 12 месяцев. Такой способ списания следует предусмотреть в учетной политике. Для сохранности предметов спецодежды организация может вести забалансовый учет СИЗ. Линейный способ списания применяется в отношении СИЗ со сроком использования более 12 месяцев. При таком способе фактическая себестоимость объекта погашается равномерно в течение срока его полезного использования.
Сроки полезного использования СИЗ определяются на основании типовых норм выдачи СИЗ, а также Межотраслевых правил (п. 26 Методических указаний по учету спецодежды). Для некоторых СИЗ норма выдачи установлена на год: "до износа" или "дежурные". Сроки носки дежурных СИЗ устанавливаются в каждом конкретном случае в зависимости от характера работы и условий труда руководителем предприятия по согласованию с профсоюзом. Они не должны быть короче сроков носки таких же видов СИЗ, выдаваемых по типовым нормам в индивидуальное пользование*(14). Полагаем, что логично и срок носки "до износа" для целей бухгалтерского учета формализовать подобным образом, исходя из нормативно-технической документации на конкретный вид СИЗ и срока службы изделия, указанного производителем в инструкции*(15).
Что касается санитарной и форменной одежды, то ее стоимость относится на затраты (счет 44 "Расходы на продажу) по мере выдачи ее работникам. С целью контроля за сохранностью и оборотом санитарной одежды организация может открыть специальный забалансовый счет, на котором после списания в расходы будет вести ее количественный учет.
Пример 1
В сентябре 2012 г. сеть ресторанов "Астория" приобрела пять костюмов по цене 767 руб. за шт. (в том числе НДС - 117 руб.) для защиты от общих производственных загрязнений для обработчиков мясных туш*(16). Нормативный срок носки костюма - 12 мес. В том же месяце три комплекта было выдано работникам. Учетной политикой предприятия предусмотрено единовременное списание на расходы стоимости спецодежды со сроком полезного использования до 12 мес. включительно.
Бухгалтер сети ресторанов отразит операции следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оприходованы СИЗ (650 руб. x 5 шт.) | 3250 | ||
Отражен НДС по приобретенным СИЗ (117 руб. x 5 шт.) | 585 | ||
"Входной" НДС принят к вычету | 585 | ||
Погашена задолженность перед поставщиком (767 руб. x 5 шт.) | 3835 | ||
Отпущены СИЗ со склада в эксплуатацию (650 руб. x 3 шт.) | 1950 | ||
Списана на расходы по обычным видам деятельности стоимость выданных работникам СИЗ | 1950 |
Пример 2
В октябре 2012 г. ресторан "Астория" выдал слесарю-сантехнику новую куртку и брюки на утепляющей прокладке*(17) стоимостью 2 360 руб. (в том числе НДС - 360 руб.). Предприятие расположено в Краснодарском крае*(18).
В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Октябрь 2012 г. | |||
Отпущены СИЗ со склада | 2000 | ||
Отражено частичное погашение стоимости СИЗ (2000 руб. / 36 мес.) | 56 | ||
Отражено ОНО (2000 - 56) руб. x 20% | 389 | ||
Ноябрь 2012 г. и оставшиеся месяцы нормативного срока носки куртки и брюк | |||
Отражено частичное погашение стоимости СИЗ | 56 | ||
Уменьшено ОНО (56 руб. x 20%) | 11 |
Поскольку в налоговом учете расходы на приобретение спецодежды учитываются единовременно (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), а в бухгалтерском - постепенно, организации, применяющие ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", отражают в учете отложенное налоговое обязательство.
Организация ухода за одеждой
Как мы уже говорили, руководитель организации обеспечивает проведение регулярной централизованной стирки и починки СИЗ. Вынос спецодежды с предприятия и ее стирка в домашних условиях категорически запрещаются санитарными нормами и правилами. Так, в деле, рассмотренном в Решении Арбитражного суда Амурской области от 20.09.2012 N А04-6240/2012, Роспотребнадзор привлек к ответственности руководство пекарни, работники которой стирали санитарную одежду самостоятельно в домашних условиях, за необеспечение условий для качественной стирки и обработки санитарной одежды.
Если у работодателя отсутствуют технические возможности для проведения мероприятий по уходу за одеждой, для этих целей работодателем привлекается сторонняя организация по гражданско-правовому договору (п. 32 Межотраслевых правил).
В соответствии с п. 29 Методических указаний по учету спецодежды затраты предприятия по ремонту и обслуживанию спецодежды включаются в расходы по обычным видам деятельности. Предприятия общественного питания списывают эти расходы единовременно в том отчетном периоде, когда соответствующие работы (услуги) выполнены (оказаны), на счет 44 с кредита счетов 10, 60. Сдача работниками спецодежды для стирки, дезинфекции, ремонта производится материально ответственному лицу по ведомости, а затем по этой же ведомости работники получают одежду обратно (п. 66 Методических указаний по учету спецодежды).
Возврат на склад и повторная выдача
Спецодежда, выданная работникам, является собственностью организации и подлежит возврату при увольнении, переводе в той же организации на другую работу, для которой выданные им спецодежда, спецобувь не предусмотрены нормами, а также по окончании сроков носки СИЗ взамен получаемых новых (п. 64 Методических указаний по учету спецодежды).
Истечение срока носки. Когда спецодежда сдается на склад по истечении срока носки взамен выдаваемой новой, никакие записи в бухгалтерском учете о возврате не делают, поскольку ее стоимость уже списана. Возврат СИЗ отражается в аналитических оборотных ведомостях, складских документах и личных карточках работников.
Аналитический учет спецодежды продолжается до момента ее фактического физического выбытия (п. 30, 31 Методических указаний по учету спецодежды). Оно возможно в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания при износе, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций. По факту выбытия физически изношенной спецодежды инвентаризационной комиссией оформляется акт на списание объектов спецодежды, который подписывается руководителем.
Согласно п. 22 Межотраслевых правил СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (например, стирка, чистка, ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость мероприятий по уходу за ними, а также процент их износа устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
Установленный процент износа позволяет инвентаризационной комиссии решить вопрос о том, можно снова выдавать СИЗ работникам или следует списывать их с учета (п. 34, 35 Методических указаний по учету спецодежды). Пригодную для дальнейшего использования спецодежду материально ответственное лицо должно сдать на склад, оформив Приходный ордер (форма М-4) в двух экземплярах. При повторной выдаче работнику СИЗ, нормативный срок носки которого вышел, в личной карточке получателя производится запись с пометкой "б/у" ("бывшая в употреблении") без указания срока носки (фактически - до износа).
Увольнение работника или смена характера его работы. В этом случае соответствующие записи делают не только в складских документах, ведомостях и личных карточках, но и на счетах бухгалтерского учета: Дебет 10-10 Кредит 10-11 - отражение остаточной стоимости спецодежды, возвращенной на склад. Пока спецодежда находится на складе, списание ее стоимости (и сальдо ОНО) приостанавливается, поскольку п. 27 Методических указаний по учету спецодежды предусматривает начисление погашения стоимости по спецсредствам, находящимся в эксплуатации (числящимся по дебету субсчета 10-11).
Выдавая СИЗ повторно, делаем обратную проводку, в личной карточке ставим пометку "б/у" и вписываем оставшийся срок носки изделия (время хранения СИЗ на складе в срок носки не входит). После этого списание стоимости СИЗ (и сальдо ОНО) возобновляем.
Стоимость санитарной одежды, как было сказано выше, полностью списывается расходы в момент отпуска в эксплуатацию, и если она оказывается годна к использованию по истечении нормативного срока носки, срок ее носки продлевается на время до износа. При увольнении санитарную одежду и обувь работник возвращает на склад, поскольку она, как и СИЗ, является собственностью предприятия, и пользование ею разрешается только в производственных целях (п. 6, 7 Норм выдачи санодежды N 308). Сан-одежда, бывшая в пользовании у одних лиц, выдается другим лицам (на время, остающееся до истечения срока носки) только после ее предварительной стирки или дезинфекции.
Пример 3
Изменим условия примера 2. В августе 2013 г. работник, за которым были закреплены куртка и брюки, уволился*(19). Инвентаризационная комиссия признала СИЗ годными к дальнейшему использованию. В ноябре 2013 г. куртка и брюки были выданы другому работнику.
На момент увольнения слесаря-сантехника списано в расходы 560 руб. (56 руб. x 10 мес.) стоимости СИЗ, остаточная стоимость куртки и брюк - 1 440 руб. (2 000 - 560) руб. Оставшийся срок носки СИЗ - 26 мес.
Бухгалтерские записи будут следующими:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В августе 2013 г. | |||
Сданы на склад и выведены из эксплуатации СИЗ уволенного работника | 1440 | ||
В ноябре 2013 г. | |||
Отпущены СИЗ со склада в эксплуатацию вновь принятому работнику | 1440 | ||
В течение 26 мес., начиная с ноября 2013 г. | |||
Отражено частичное погашение стоимости СИЗ | 56 | ||
Уменьшено ОНО (56 руб. x 20%) | 11 |
Бухгалтерский учет выбытия
Спецодежда, которая выбывает или не используется в деятельности предприятия, списывается с бухгалтерского учета (п. 30, 32, 33 Методических указаний по учету спецодежды). Доходы и расходы от ее списания отражаются в составе прочих доходов и расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся. При досрочном выбытии СИЗ (например, износ, продажа) остаточная стоимость СИЗ списывается с субсчета 10-11 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". При продаже спецодежды выручка признается в сумме, указанной сторонами в договоре купли-продажи.
Выявление недостачи СИЗ на складе оформляется записью: Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кредит 10-10 (на сумму фактической себестоимости предметов), а потеря СИЗ, находящейся в эксплуатации: Дебет 94 Кредит 10-11 (на остаточную стоимость СИЗ). Далее в зависимости от причин потерь фактическая себестоимость или остаточная стоимость спецодежды списывается со счета 94 в дебет счетов учета затрат на производство (издержки обращения), расчетов по возмещению ущерба или финансовых результатов (п. 41 Методических указаний по учету спецодежды).
Выбытие спецодежды, в том числе досрочное, оформляется актом выбытия, форму которого организация разрабатывает самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(20), предъявляемых к первичным документам.
Если работник при увольнении не сдал выданные ему СИЗ на склад, он должен написать объяснительную, либо составляется акт об отказе в даче объяснительной, после чего производится расчет размера прямого действительного ущерба (рыночной стоимости утраченных СИЗ). Сумма причиненного ущерба взыскивается с работника. При этом необходимо учитывать положения гл. 39 ТК РФ.
Пример 4
При увольнении слесарь-сантехник не сдал брюки на утепляющей прокладке остаточной стоимостью 450 руб. Приказом руководителя при расчете из заработной платы работника было удержано 450 руб.
Записи на счетах бухгалтерского учета будут такими:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена недостача брюк по остаточной стоимости | 450 | ||
Предъявлен к возмещению ущерб от недостачи брюк | 450 | ||
Удержана стоимость брюк из заработной платы работника | 450 | ||
Списано сальдо ОНО (450 руб. x 20%) | 90 |
Аренда спецодежды
Пару слов скажем об аренде СИЗ. Такую возможность предоставляет предприятиям общепита п. 4 Межотраслевых правил. Согласно п. 12 Методических указаний по учету спецодежды спецодежда, не принадлежащая организации, но находящаяся в ее пользовании или распоряжении, учитывается на забалансовом счете в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с собственником. Выдается она работнику в том же порядке, что и собственные спецсредства. На выданный работнику индивидуальный комплект СИЗ наносится соответствующая маркировка, а сведения о его выдаче заносятся в личную карточку учета и выдачи СИЗ работника (п. 23 Межотраслевых правил).
От редакции. О налоговом учете расходов на СИЗ, санитарную и форменную одежду читайте в следующем номере журнала.
Е.В. Шоломова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ГОСТ 12.0.002-80 "Система стандартов безопасности труда. Термины и определения".
*(2) ГОСТ 17037-85 "Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения".
*(3) ГОСТ 12.0.002-80.
*(4) ГОСТ 17037-85 "Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения".
*(5) Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001.
*(6) Санитарные правила для предприятий общественного питания. СанПиН 42-123-5774-91, утв. Минздравом СССР 19.03.1991.
*(7) На основании ТСН N 541н.
*(8) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н.
*(9) Спецодеждой в данном документе обобщенно именуются все средства индивидуальной защиты (п. 2, 7).
*(10) Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
*(11) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
*(12) Все формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
*(13) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ N 71а.
*(14) Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 24.05.1983 N 100-П-9.
*(15) Пункт 2.9 ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования и классификация".
*(16) Пункт 354 ТОН N 1247н.
*(17) Пункт 73 ТСН N 541н.
*(18) Согласно п. 5 ТСН N 70 работникам, которым ТОН предусмотрена бесплатная выдача теплой спецодежды со сроком носки по поясам (куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке), в районах, не отнесенных к климатическим поясам, зимой выдаются соответственно куртка лавсано-вискозная на утепляющей прокладке, брюки лавсано-вискозные на утепляющей прокладке сроком носки 3 года. Так как Краснодарский край не отнесен к климатическим поясам, срок носки выданных работнику куртки и брюк составит 36 месяцев.
*(19) Согласно п. 21 Межотраслевых правил СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона. Время пользования указанными видами СИЗ устанавливается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и местных климатических условий. В сроки носки СИЗ, применяемых в особых температурных условиях, включается время их организованного хранения. Таким образом, амортизация утепленных куртки и брюк на время их организованного хранения на складе в теплое время года не прекращается.
*(20) С 01.01.2013 - Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"