Глава третья.
О сословиях в России обретающихся
§ 1. Исчисление Сословий в России обретающихся
Много существует различных Сословий, Состояний или Классов Людей в России. Каждое из оных имеет свои особенные отличительные виды и преимущества, свои особенные определенные выгоды и ограничения. - По соображению настоящего Положения Вещей оказывается таковых Сословий в Народе до Двенацати различных; кои суть:
1) Духовенство.
2) Дворянство.
3) Купечество.
4) Мещанство.
5) Казенные Крестьяне.
6) Вольные Земледельцы.
7) Военные Поселяне.
8) Солдатские Дети.
9) Дворянские Крестьяне.
10) Дворовые Люди.
11) Заводские Крестьяне и
12) Монастырские Крестьяне.
О каждом из сих Сословий говорено будет особенно и отдельно и меры изложены которые с ними приняты быть имеютъ. Прежде же изложения сих меропринятий надлежит обстоятельно рассмотреть три суждения или соображения которые служить имеют основанием и руководством Временному Верьховному Правлению при изменениях с Сословиями последовать долженствующих.
§ 2. Сословия Постепенности в Государственных Делахъ не образуют
Много было рассуждаемо о необходимости чтобы Постепенность в Государственном Устройстве существовала; то есть чтобы Политическо-отвлеченное пространство отделяющее Массу Народную от Верьховной Власти на разные Степени было разделяемо и степени сии начинали бы от Массы Народной и восходили бы до Верьховной Власти. Мысль сия совершенно справедлива и таковой порядок конечно необходим; надлежит только истинные избрать средства к введению и установлению оного. Люди зловластие любящие уверяли что таковая Постепенность требует разделения Народа на многие Сословия таким образом чтобы нисшее Сословие мало прав и никакой власти бы не имело, а начиная от него все прочие Сословия имели бы различное Количество прав, преимуществ и Власти смотря на удаленность их от Народа и Приближенность к Верьховной Власти. Сии правила извлечены из феодальной Системы и совершенно в Существе Дела с истинною не согласны потому что теперешние Сословия никакой Постепенности не образуют ибо Постепенность в Государстве должна быть устанавливаема для того чтобы Верьховная Власть не была обременяема всеми Делами в Государстве без изъятия и Дела бы сии от части разрешались в нисших Степенях, от части до нее восходили чрез посредство Степеней установленных между Верьховною Властью и разными местами где Дела возникать могут. Из сего явствует что ежели бы Сословия постепенность Составляли, то Дела должны бы поступать от Крестьян на решение Мещан, от сих к Купечеству, от Купечества к Дворянству и так далее, А поелику сие бы слишком было безрассудно, то и не существует сего нигде а тем самим и доказывается что Сословия никакой в Государстве Постепенности не образуют, ибо не чрез их посредство Дела восходят до Верьховной Власти. Напротив того, они разные только отделения между Народом образуют, которые вечно друг на друга враждуют. Истинную Постепенность в Государстве образует Чиноначальство состоящее из тех Чиновников, которые в службе находятся, разные должности исполняют и разными званиями друг от друга отличаются. Сие Чиноначальство будучи распределено по разным Степеням общего и частного Государственного Правления дает всем Делам Законное течение и доводит оные от их начала до Совершения а ежели нужно то и до самой Верьховной Власти. Кратко сказать: Постепенность в Государстве необходима и находится не в народных Сословиях но в Государственном Чиноначальстве, которое всегда может состоять совершенно от Сословий независимым ибо в Чиновнике нужны Способности, Знания и Добродетели, могущие быть найдены во всех Сословиях и не составляющие принадлежности которого либо из них в особенности. Изложенное здесь понятие весьма важно и должно во всех случаях руководствовать соображениями всякого благомыслящего Правительства.
§ 3. Аристокрация Богатств
Распределение Народа на Сословия занимающиеся исключительно земледелием, изделиями или торговлею совершенно отвергнуто Политическою Економиею доказавшею неоспоримым образом что каждый человек должен иметь полную и совершенную свободу Заниматься тою отраслею Промышленности от которой наиболее ожидает для себя выгоды и Прибыли лишь бы честен был и к Законам исполнителен. Правительство должно конечно способствовать всеми мерами к Усовершенствованию Народного Богатства, но споспешествование сие должно состоять в разных законодательных и вспомогательных меропринятиях относительно промышленности а не в распределении Народа по отраслям Промышленности, которое на против того мешает повсеместному преуспеванию Народного Богатства. Сверх того надлежит при сем еще Заметить что Все Сословия составляющиеся чрез распределение частных Лиц по отраслям промышленности самые суть безрассудные и зловредные потому что имея основанием своего бытия Богатство они все желания и Помышления обращают единственно на деньги, другого отличия между людьми не знают как одне Деньги, Богатство ставят первейшим Достоинством превышающим все прочие и соделывая Народ ужасно падким к корыстолюбию производят неминуемую порчу в Нравах. Известно что исключительная Любовь к деньгам граничит к скупости а сей порок более всякого другого соделывает человека жестокосердым, почему и по всей справедливости сказать можно что Таковые Сословия суть самые безчеловечные, до чрезвычайности умножают число Бедных и Нищих и основывают свое влияние на Народ не на общем мнении но на Золоте и Серебре посредством коих подавляют общее мнение как хотят и приводять народ в совершенную от себя Зависимость. Отличительная черта нынешнего Столетия ознаменовывается явною борьбою между Народами и феодальною Аристокрациею во время коей начинает возникать Аристокрация богатств гораздо вреднейшая Аристокрации феодальной ибо сия последняя общим мнением всегда потрясена быть может и следовательно некоторым образом от общего мнения зависит между тем как Аристокрация Богатств владея богатствами находит в них орудия для своих видов противу коих общее мнение совершенно безсильно и посредством коих она приводит весь Народ как уже сказано в совершенную от себя зависимость. А потому обязано всякое Благомыслящее Правительство не только такового распределения народа не допускать, но даже и все меры принимать дабы таковые Сословия отдельным от Массы Народной Составлением сами собою бы не устанавливались и не образовывались. А тем более обязано их уничтожать Ежели они где либо существуют.
§ 4. Все должны быть перед Законом ровны
Все вышеупомянутые Сословия составились в разные времена и при разных обстоятельствах и разделив Народ на разные Классы произвели большие различия и разнородности в Гражданском положении Людей принадлежащих к одному и тому же Государству. Различия сии целью имеют не лутчее Устроение Государственного порядка, коего нельзя посредством их достигнуть и не удобнейшее достовление общественного блага всему Народу, но единственно дарование некоторым Людям больших преимуществ противу Массы Народной и подавление сей последней в пользу и в Корысть Малейшего Числа. - Гражданские общества а следовательно и Государства составлены для Возможно большего Благоденствия Всех и каждого а не для блага некоторых за устранением большинства Людей. Все Люди в Государстве имеют одинаковое право на все выгоды государством доставляемые и все имеют ровные обязанности нести все тягости нераздельные с Государственным Устроением Из сего явствует что все Люди в Государстве должны непременно быть перед Законом совершенно ровны и что всякое Постановление нарушающее сие равенство всех перед Закономь есть нестерпимое Зловластие долженствующее непременно быть уничтоженным. - Сверх того нарушают сии различия добрую между Гражданами связь разделяя их на несколько отделений имеющих совсем различные виды и выгоды а следовательно и образ Мыслей. Сколь же добрая связь между Гражданами важна для благоденствия Государства ясно доказано было в предидушей главе и точно также нарушается различием сословий, как и разнородством племен. Сословия тем еще пагубнее что они только одним пристрастием дышат, что некоторым членам Народа выгоды дают в коих другим отказывают без всякой причины и без всякой для Государства пользы, что для пресыщения корысти нескольких Людей жестокую оказывают Несправедливость против наибольшей части Народа и что противны цели Государственного Существования состоящей не в пристрасти к малому числу, но в елико возможно большем благоденствии многочисленнейшего числа Людей в Государстве. - А из всего вышесказанного следует что учреждение Сословий непременно должно быть уничтожено, что все Люди в Государстве должны составлять только одно Сословие могущее называться гражданским и что все граждане в Государстве должны иметь одни и те же права и быть перед Законом все ровны.
Изложив таким образом коренные Соображения о Сословиях вообще, приступить теперь можно к изложению меропринятий коим каждое из них в особенности подвергнуться имеет.
§ 5. Духовенство
1. - Духовенство щитается ныне особым Сословием Российского Государства самым Несправедливым образом ибо особое Сословие составляют те только Люди или Класс Людей, которые признаны Законами государственными: пользующимися правом иметь в виду собственные свои выгоды отдельно от Массы Народной. Следовательно в том состоит отличительная черта всякого Сословия что оно имеет целью своего существования собственное благо своих членов отдельно и независимо от Массы Народа и без внимание на нее. Духовенство не находится в таковом положении: Цель его существования не суть Мирские Выгоды Духовных Лиц но есть Священчослужение необходимое для блага Всех, и Духовных и Мирян. Из сего явствует что Духовенство не есть особое Сословие но есть особое Звание имеющее особые занятия, исполняющее особые должности. А по сему Духовенство должно быть признано частью Правительства и частью самою наипочтеннейшею. Оно есть ветвь Государственного Правления, отрасль чиноначальства и чем теснее связь между Духовными и Мирянами, тем щастливее Народ, тем благополучнее Государство. Сами же Духовные Лицы суть Чиновные особы и вместе с тем Российсие Граждане как и все вообще Чиновники занимающие какие либо должности в Государственном Правлении. Духовные Лицы яко Граждане должны быть приписаны к которой нибудь Волости и щитаться членами оной так точно как и все вообще Граждане, пользуясь на ровне с прочими Чиновниками правами Российского Гражданства. Точно так и Дети Духовных Лиц должны почитаться российскими Гражданами на общих для всех правилах без всякого различия и отнюдь не составляя отдельного Сословия. Сие относится до Белого только духовенства ибо Черное отрекается от сего света а с тем вместе и от всех Прав Рос. Гражданства поступая на совсем особое положение. Сверх того поелику Духовенство есть часть Правительства то и могут исполнять духовные Должности одни только Рос. Граждане, Инностранцы же не могут к тому быть допускаемы. Посему обязывается Временное Верьховное Правление всегда иметь то Коренное правило в виду что Духовенство не есть отдельное Сословие Народа но есть отрасль Чиноначальства, часть Государственного Правления.
2. - Соблазны, Зловластие и Подобострастие прошедших времен ввели в церковь многие новости о коих православные Християне первых веков и понятия не имели, и которые противны Высоким Велениям прежних Церковных Отцов. К сему числу относится удаление Белого Духовенства от Вышних званий церкви. В первые Времена Християнства одно Белое Духовенство украшалось знатнейшими Санами Священно Начальства и черного Духовенства совсем не существовало во время жития святых Апостолов. Святой Василий Великий первый завел в 4-м столетии Монашество и предопределил ему жить в отдаленности от света никогда никакими общественными Делами не заниматься и всю жизнь проводить в одних молитвах отвергая всякую вещь могущую льстить самолюбию и служить поводом к возбуждению светских мыслей и желаний.
По сему Черное Духовенство никакие бы не должно занимать должности по Духовному Управлению исключая одних Монастырей и должно бы совершенно уступить белому Духовенству все Управляющие Звания Священноначальства; Но принимая в соображение что внезапное удаление Черного Духовенства от Духовных Правлений лишило бы Церковь миогих самих Достойнейших Мужей постановляются следующие правила коих обязывается Временное Верьховное Правление в Действие привезти; 1.) Все особы ныне к Черному Духовенству принадлежащие не только остаются при своих званиях и Должностях но могут еще возвышаться и все Степени Священноначальства по прежнему проходить. 2.) Все Миряне и Духовные которые в Монашество поступят после обнародования сего постановления не будут уже ни в какое Управляющее Звание назначаемы и всю жизнь свою оставаться будут в своих Монастырях. 3.) Все Особы Белого Духовенства могут от ныне впредь замещать все без изъятия Должности и Звания по Духовному Правлению на том основании как сие Правление устроено будет; о чем в главе о Министерстве Духовных дел обстоятельно изображено и 4.) Ежели Святейший Правительствующий Синод за благорассудит теперешнему Черному Духовенству дозволить переход в белое Духовенство вообще или частно то Временное Верьховное Правление Обязывается тому не противиться, а ровно и не принуждать впред вдовцов из белого Духовенства ко вступлению в Монашество
3.) Люди поступающие в Монашеское Звание отрекаются при вступлении в оное от сего бренного Света и клятву произносят в посвящении остальных Дней своих одному только благочестивому молению Всевышнего и умерщвлению плоти; а посему и должен образ их жизни смиренностью и чистотою своею соответствовать в полной мере высокому их предопределению. Взирая же на теперешнее житие Монахов оказывается что не везде сии правила с надлежащею точностью исполняются, а посему и возлагается обязанность на Временное Верьховное Правление старательное обратить внимание на сей предмет и с духовными отцами сердечно об оном пересоветоваться дабы глубокомысленно пересмотреть теперешнее положение Монашеского чина и на меру положить каким образом утвердить оный на пути угодном в своих Действиях Богу и святым отцам Православныя Церкви, искореняя непременно разврат и Злоупотребления. С сею целью постановить надлежит между протчим следующие правила основанные на Древних велениях и Законах Церковных Отцов: 1.) От ныне впред никто не может в монахи поступить прежде 60-го году от рождения. 2.) В Бельцы никто не может поступить прежде 40-го года от рождения. 3.) Лутчее испытание для Бельцов составляют Мисионерства. 4.) Первой и второй Пункт относится как до Мущин так и до женщин.
4. - Поелику Коренным Правилам постановлено что от ныне впред никто не может в России духовные обязанности исполнять и Духовные Звания носить как только одни Российские Граждане в каком бы то ни было Исповедании или Вере ибо Духовенство признано частью Правительства а в службе Государственной могут находиться одни только Российские Граждане то и утверждается Постановление что естьли Духовенство какого нибудь иноземного Исповедания признает или признавать будет над собою Начальство состоящее вне России, то должно оно или Россию невозвратно оставить или от своего Начальства отказаться и всякие с ним связи и Сношения совершенно на всегда прекратить: ибо Россия никакого не должна признавать Внешнего влияния; а тем еще менее внешнего Начальства над своими Гражданами в каком бы то ни было отношении. По сему случаю разрешается Временное Верьховное Правление нужные сделать и согласить Конкордаты и потом их в Действие привезти. Что же касается до Монашеских Чинов иноземных исповеданий то им не дозволяется пребывание в России ибо все сии ордены противны Духу Православной Веры и потому не могут в России быть терпимы.
5. - Никакое звание не требует столь сильных Добродетелей как Духовное, долженствующее словом и Делом наставлять мирян в сей жизни и приуготовлять к будущей; сверх того требует оно и больших познаний;
а по сему и должно всевозможное Старание быть приложено для доставления желающим вступить в Духовенство Воспитание и Учености соразмерных с высокою важностью сего Чина. На сей Конец должны с особенною рассмотрительностью быть правила постановлены для приуготовления к Духовному Сану; а равно и для вступления в оный. - Духовные Училища должны с отличнейшею бдительностью быть устроены при Университетах особыми Богословскими Лицеями в коих кроме иных наук надлежит непременно медицину преподавать дабы особенно Сельские священники могли больных пользовать соединяя таким образом врачевание нравственное с врачеванием Телесным,- Что же касается до вступления в Духовную Службу, то каждый Россиянин может оную проходить на основании Церковных Законов лишь бы мог выдержать Лицейный Екзамен. На том же основании и Линейные Ученики вступать должны в Духовную Службу. Естьли же кто из Духовных Чинов пожелает оставить сие Звание то может от оного быть уволен после чего поступает в число прочих Частных Людей не находящихся в Службе.
6. - Наконец Обращая взоры на положение в коем находится ныне Российское Духовенство оказывается что сие положение горько и жалостно оно едва имеет ныне Насущный хлеб а в Старости остается без всякого должного призрения и хотя Духовенство конечно не должно о богатствах помышлять и в тяжкой скудости не должно переставать являть примеры строжайшей Добродетели и единственным своим занятием полагать Восслание к ВсеВышнему теплых и благочестивых своих молитв о спасении Душ наших, однако же чем чистосердечнее оно исполняет сии Добродетели, тем более должны и мы думать о Доставлении Ему жизни покойной и бессуетной А по сему и обязывается Временное Верьховное Правление все Средства употребить для доставления почтенному Российскому Духовенству совершенно Приличного Содержания соответствующего важности его Занятий и в полной мере его обеспечивающего в способах покойной жизни. Особенно же надлежит всемерно улутчить Состояние Приходских Священников дабы они не были принуждены сами заниматься Земледелием и беспокоиться о своем пропитании; и могли бы посвящать все свое время на усердное исполнение многозначительных своих обязанностей, доставляя вместе с тем и семействам своим приличное и достаточное содержание.
§ 6. Дворянство
Дворянство есть то отдельное от массы Народной сословие, которое свои особенные имеет преимущества состоящие в следующих пяти предметах: 1.) Дворянство обладает другими людьми как собственностью своею называя их своими крепостными и право имеет составлять Майораты с разрешения Правительства. 2.) Дворянство никакой подати не плотит и никаких вкладов в пользу общую не вносит. - 3.) Дворянство не подлежит телесным по суду наказаниям подобно прочим Россиянам ниже за самые ужаснейшие преступления. - 4.) Дворянство не подлежит Рекрутскому набору и всякие звания и должностные места в Государстве замещает за исключением прочих Россиян и 5.) Дворянство называется Сословием Благородным имеет Гербы и присоединяет к сему различные Титла. Сии пять Преимуществ составляют Дворянство, в отношении к коему здесь употреблено слово преимущество а не слово право потому что упомянутые выгоды, коими пользуется Дворянство ни на какой предшествующей обязанности не основаны, ниже для исполнения какой либо обязанности нужными не бывают; почему и не могут правами быть признаны на основании §5 предисловия: тем более что сии Выгоды не только не основаны на предшествующих обязанностях, но даже на против того от обязанностей избавляют и потому должны быть признаны Преимуществами а не правами. - Рассмотрим теперь должны ли таковые преимущества в благоустроенном Государстве отдельному Сословию быть дарованы.
Первое. - Обладать другими Людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать Людей на подобие Вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли. Выгоды а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное Человечеству, противное законам Естественным, противное святой Вере Християнской, противное наконец Заповедной воле ВсеВышнего гласящего в священном писании что Люди пред ним все ровны и что одни Деяния их и Добродетели разницу между ими поставляют. И потому не может долее в России существовать позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено и Дворянство должно непременно на веки отречься от гнусного преимущества обладать другими Людьми. - Нельзя ожидать чтобы нашелся хотя один довольно злосовестной Дворянин чтобы не содействовать всеми силами к уничтожению рабства и крепостного состояния в России; но ежели бы паче всякого чаяния нашолся изверг которой бы словом или Делом вздумал сему Действию противиться или оное осуждать то Временное Верьховное Правление обязывается всякого такового Злодея безизьятно немедленно взять под стражу и подвергнуть его строжайшему наказанию я ко Врага отечества и изменника противу первоначального коренного права Гражданского. Сие Уничтожение рабства и крепостного Состояния возлагается на Временное Верьховное Правление яко священнейшая и непременнейшая его обязанность. Позывается оно к престолу ВсеВышнего на вечное посрамление естьли не устремится всеми силами на исполнение сего веления в скорейшем времени решительнейшими и Действительнейшими меропринятиями. Что же касается до Майоратов, то должны теперешние непременно быть уничтожены и Составление новых на будущее время совершенно быть запрещено: ибо Дети должны быть все наделены ровными участками от родительского наследства и Установление Майоратов есть столь же гнусная сколь и явная Несправедливость. Уничтожение Теперешних Майоратов предоставляется распоряжению Временного Верьховного Правления.
Второе. - Гражданское общество составлено для возможного Благоденствия всех и каждого. Сие Благоденствие достигается разными средствами и действиями; в числе коих находится Необходимость и Подати собирать. А поелику все члены имеют ровное право на Благоденствие, то все члены имеют точно также ровную обязанность и содействовать водворению оного. Сверх того одно только зловластие может все тягости возлагать на одних а других всеми выгодами осыпывать: Честной Человек без угрызения совести не может пользоваться трудами и пожертвованиями ближних без всякого с своей стороны возмездия или соучастия. А потому и не может Дворянство от Податей быть освобождаемо. Оно должно со всеми прочими Россиянами разделять не только все Государственные выгоды, но равным образом и все Государственный тягости. Временное Верьховное Правление обязывается при введении новой Государственной Финансовой системы подвергнуть Дворянство податям на ровне с прочими Россиянами.
Третье. - Род наказания должен ответствовать роду преступления а не сословию преступника ибо преступление есть произведение злых качеств человека а не причисление его к тому или другому сословию и хотя утверждают что одинаковое наказание для человека образованного и человека без воспитания будет большее страдание для первого нежели для второго но одинаковое преступление соделанное человеком образованным и человеком без воспитания заставляет предполагать более разврата и более унижения в первом нежели во втором а следовательно и должен первой быть наказан сильнее второго чем равновесие и восстановится. К тому же цель наказаний не есть страдание преступника но есть исправление его а еще более удержание других посредством примера от подобных Деяний; почему и должно Наказание быть соображено преимущественно с действием на посторонных Людей. Из чего и явствует необходимость чтобы за одинаковые преступления налагаемы были одинаковые наказания: тем более что нет возможности сообразить наказание со степенью чувствительности наказываемого и что Люди даже одного и того же сословия столь же различны в отношении к сей чувствительности сколь и люди различных Сословий. А по сему и должно Дворянство на ровне совсеми прочими Россиянами за одинаковые преступления одинаковым подлежать наказаниям и ежели телесные Наказания будут признаны необходимыми то должны оным быть подвергнуты Дворяне так точно как и все прочие Люди. Временное Верьховное Правление обязывается распорядить приведение сего в исполнение безупустительно с самого начала вступления своего в Должность.
Четвертое. - Набор Ратников в войско есть учреждение необходимое для Государственной безопасности а следовательно и для Государственного бытия, и потому должно оно неминуемо существовать; Но поелику польза от Военной Силы происходящая на всех членов Гражданского общества распространяется одинаковым образом то и должны все Сословия одинаковым образом в Составлении сей Силы участвовать руководствуясь очередью и жребием как то объяснено будет в Главе осьмой, то есть одинаковыми для всех Россиян правилами на сей щет. А по сему и не может Дворянство от сей личной повинности быть освобождаемо и должно сие преимущество его быть уничтожено. Главнейшее средство к избежанию рекрутства будет состоять в выдержке положенного Екзамена по которому право приобретаться будет вступать в службу не рядовым но уже офицером. Сие право распространено быть имеет на все Сословия и на всех вообще россиян одинаковым образом. О сем будет пространнее упомянуто в Осьмой Главе. Само собою разумеется что имеющий ныне какой бы то ни было офицерский Чин по какому бы то ни было ведомству уже более рекрутству подлежать не может и не будет. - Что же касается до исключительного права Дворян замещать все Должностные места то сие право распространяется на всех Россиян вообще и перестает быть исключительным преимуществом одного Дворянства. Кто по своим познаниям, способностям и Достоинствам окажется заслуживающим право на Должностные места, тот и будет сим правом пользоваться на основании общих правил без всякого внимания на его происхождение или Сословие. Временное Верьховное Правление обязывается привезти всю Статью сию в полное и совершенное Исполнение без всякого послабления.
Пятое. - Люди все рождены во Благо: ибо они суть все творение Всевышнего и потому несправедливо называть Благородным одно только Сословие Дворян. В следствие сего должно быть уничтожено Преимущество Дворянства именоваться Сословием Благородным. - Титла: Князь, Герцог, Граф, Барон и тому подобные происходят от тех времен, когда сии титла означали разные Должности или Степени Владычества; но так как они ныне ни того ни другого уже более не означяют, то и суть они одни только пустые звуки удовлетворяющие одному только надутому тщеславию и гордому самолюбию. А по сему и не могут таковые титла существовать в Государстве, коего Устройство и образование основаны быть имеют на истиной справедливости, чистой Нравственности и здравом смысле и разсудке. К тому же естьли к сим Титлам присоединяются особые какие Нибудь преимущества, то они вредны и пагубны ибо препятствуют Необходимому и Непременному равенству всех перед Законом. Естьли же они ни с какими особыми преимуществами не сопряжены, то составляют одно только ребяческое пустословие и следовательно во всех случаях должны решительно быть уничтожены. Временное Верьховное Правление обязывается все сии Звания и Титла совершенно уничтожить без малейшаго внимания на какие бы то ни было побочные Соображения. Что же касается до Гербов, то могут они подлежать двум различным Заключениям: или быть совершенно уничтожены и на всегда запрещены или всем Гражданам без изъятия быть дозволены. В сем последнем случае не должны Гербы ничего означать иного как только простой произвольный рисунок, который каждой Гражданин имеет право составлять, употреблять и изменять как ему угодно и на который Правительство ни малейшего не обращает внимания не давая оному совершенно никакого Значения. Временному Верьховному Правлению дозволяется выбрать по своему Усмотрению одно из сих Средств.
Из всего до сих пор сказанного явствует что все пять родов Преимуществ, коими Дворянское Сословие по ныне пользовалось должны непременно решительнейшим образом быть уничтожены; а так как Дворянское Достоинство ни что иное есть как итог сих пяти родов преимуществ, то и следует из сего что и само Звание Дворянства должно быть уничтожено: члены оного поступая в общий состав Российского Гражданства на основании общих правил ниже сего изложенных и долженствуя подобно всем прочим Россиянам по Волостям быть росписаны. - Хотя может быть некоторые Люди и будут полагать что при уничтожении Первых Четырех родов Дворянских Преимуществ, пятый род может быть сохранен в предположении что льстя одному только пустому Самолюбию, не будет оный производить Существенного Вреда. Но мысль сия совершенно не справедлива: ибо всякое Существование отдельного от общей массы Народной Сословия есть вещь пагубная по той причине что таковое Сословие не долго будет удовлетворяться одним наслаждением Самолюбия: Оно верно будет скоро искать существеннейших выгод и отделившись раз от общей массы Народной будет всегда жертвовать Благом общим для пресыщения своей Корысти и для овладения Существеннейших преимуществ нарушающих равенство всех перед Законом, сие первейшее Главнейшее и прочнейшее основание Государственного Благоденствия. Чего не делали древные Козни Дворянские?
А По сему Временное Верьховное Правление обязывается все Вышеобьясненные меропринятия привезти в непременное, полное и совершенное исполнение: им[е]я всегда в виду и во внимании что сии меропринятия принадлежат к числу самых важнейших и необходимейших Действий для утверждения Благоденствия России: ибо не существует без оных Равенства перед Законом а следовательно и не существует Главнейшего основания правильного Государственного Установления. Законы без сих меропринятий всегда пребудут орудием одного только зловластия некоторых Человек над массою Народною для общей пагубы целого Государства. Довольно долго существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора теперь положить решительный Конец сему гнусному и неистовому распорядку Вещей. Добрые Дворяне, истинные Сыны Отечества с удовольствием и радостью примут сие Постановление в полном убеждении что не нужно им Вышепомянутых отдельных преимуществ дабы общею пользоваться любовью и Доверенностью, дабы посредством оных занимать разные Государственные должностные места, участвовать в разных частях и отраслях Правления, продолжать иметь случай и возможность оказывать Отечеству Услуги, личными Достоинствами приобретать признательность и уважение Соотчичей и наконец самим пользоваться всеми Гражданскими выгодами и частными благами приобретаемыми средствами праведными и никому не обидными. Они будут чувствовать что выгоды доставляемые Дворянству на ровне с прочими Россиянами новым Государственным Порядком сею Русскою Правдою определяемым несравненно обширнее и значительнее тех преимуществ коих Дворянство сим лишается, и что они следовательно меняют Малое на Большое не говоря уже о том что теряют Постыдное а приобретают Похвальное и Достойное. Чтоже касается Дворян закосневших в своих враждебных противу Массы Народной предрассудках и мыслящих что вся Россия для них одних существует, то крепкую питать можно надежду что таковых Дворян окажется весьма Мало. Однакоже ежели паче чаяния найдутся таковые недостойные Сыны Отечества, то противу них надлежит принять меры решительные дабы в полной мере укротить свирепый их нрав и поставить в невозможность Отечеству вредить хотя бы к тому и нужными были Действия скорой и непреклонной Строгости
§ 7. Купечество
В нынешних постановлениях о Купечестве щитающемся отдельным Сословием обретаются большие Несправедливости, противуречия и Злоупотребления многоразличными препонами и затруднениями гибель торговле наносящие. Известно что лутчий способ для доставления Народному Богатству возможности процветать состоит в Даровании Свободы, обращая внимание Правительства на промышленность народную с тою только целью чтобы распространять познания и сведения необходимые для Промышленности и вообще Просвещение и чтобы устранять препятствия частные Способы превышающие Из сего явствует что Свобода есть главная Необходимость для Народной Промышленности Свобода же сия состоит в трех главных предметах. 1.) Чтобы каждый Гражданин имел право и позволение заниматься тою или теми отраслями промышленности, которые он за благорассудит избрать лишь бы честен был и к Законам исполнителен. 2.) Чтобы каждому дозволено было любою заниматься Промышленностью не только в одних Городах и назначенных местах, но равным образом и в Селениях всякого рода и вообще везде где только пожелает и 3 ) Чтобы сама промышленность была освобождена елико возможно более от всяких затруднений и препятствий производимых иногда не только худообдуманными Постановлениями но и посторонными Действиями и причинами, так чтобы она находила в Распоряжениях Правительства не препоны своему преуспеванию но на против того Защиту и Содействие. Для окончательного соображения надлежит еще присоединить ко всему здесь сказанному содержание третьего параграфа сей Главы в коем объяснен весь вред произойти долженствующий от Составления особых Сословий по отраслям Промышленности.
В следствие сего обязывается Временное Верьховное Правление в отношении к Купечеству: 1.) Объявить что Купечество не будет более щитаться отдельным Сословием Народа; а по сему уничтожить гильдии и распределить всех членов сего Сословия по Волостям дабы они поступили в общий состав Российского Гражданства. 2.) Так как Земледелие, Изделие и Торговля столь многоразличные имеют связи и соотношения, что точное отделение одной отрасли Промышленности от другой, образуя для каждой особенное Сословие столь же вредно сколь и невозможно, то и распространить на всех россиян без изъятия одинаковым образом все права Торговли, дозволяя во всяком месте торг и Лавки заводить. - 3.) Все Старания приложить к Устранению тех многочисленных препятствий и Неудобств, которые ныне столь сильно Торговлю затрудняют и Торговцев угнетают; а Вместе с тем и перебрать все Тарифы дабы они как можно более торговлю облегчали, к лутчему ее ходу способствовали и притом остальным отраслям Промышленности не вредили и 4.) Устроить взимание Податей с Торгующих на общих правилах Государственной финансовой системы оставляя однакоже по необходимости нынешний порядок до введения нового о котором надлежит без промедления времени озаботиться Соображение подробностей и приведение всего сего в надлежащий ход и Действие предоставляется усмотрению и распоряжению Временного Верьховного Правления.
§ 8. Мещанство
Мещане составляют ныне подобно Купечеству особое Сословие с собственными своими преимуществами и ограничениями. О них следующее надлежит заметить: 1.) Мещане распределены по цехам. 2) Мещане приписаны все к городам. 3.) Мещане мало могут заниматься Земледелием потому что мало Земель имеют и 4.) Для Мешан Торговля затруднительна. - На сии четыре предмета надлежит заметить: 1 ) Распределение Граждан по цехам и принуждение их заниматься каким нибудь одним только Ремеслом есть стольже бесполезная сколь и несправедливая препона свободному ходу и Действию Промышленности Изыскивай каждый себе пропитание в чем удобнее найти оное может, будь только честен и к Законам исполнителен. К тому же не исполняется в точности сие постановление ибо часто бывает что Мещане занимаются совсем другим промыслом нежели тем Мастерством к которому приписаны Да и сами Цехи кроме вреда ничего не приносят как то ясно и неоспоримо доказано Политическою Економиею. 2.) Никакой нет пользы принуждать Мещан быть непременно приписанными к какому нибудь Городу и не позволять им к селениям приписываться. Сделано сие постановление с целью покровительствовать Городам, но поелику чем в большем количестве различных мест всякая Промышленность будет ход и пребывание свое иметь, тем в большем количестве будет Народ удобностью к Благосостоянию пользоваться а по сему и должен каждой Гражданин право иметь на основании общих правил приписываться по собственному своему желанию и Усмотрению в том месте где он родился или где наиболее для себя выгод приобрести надеется. Городам же покровительствовать более нежели Селениям никакой нет ни надобности ни причины. 3.) Мещане мало могут земледелиям заниматься потому что число Земель принадлежащих к каждому Городу не в соразмерности находится с числом Мещан. Земель мало а Мещан много. Сие происходит от того что все Мещане состоят приписанными к Городам. Сверх того раждается от сего и распространяется между Людьми мысль что Земледелие есть последний из всех Промыслов и что все прочие почетнее его между тем как Земледелие будучи самое необходимейше[е] должно бы гораздо более быть в уважении и Почтении, особенно в России коей главнейшее богатство именно в Земледелии состоит. и 4.) Торговля дозволяемая Мещанам стеснена чрезвычайным образом для них как тем обстоятельством что все предметы выгодной Торговли предоставлены одним только купцам, так и тем что Крестьяне допускаемые до той же торговли как и Мещане, сим последним большой делают Подрыв. От сего происходит что Мещане удалены от выгодной Торговли, стеснены Крестьянами в мелочной и сверх того еще за сию даже мелочную плотят подати совершенно не в соразмерности с купцами которые в сравнении с своими правами гораздо менее Мещан в казну взносят.
Из всего здесь объясненного явствует что прежнее Правительство не только не обращало благодетельного внимания на сословие Мещан, но даже на против того как будто с намерением выдумывало все постановления могущие сие Сословие угнетать и превращать всех Мещан в Поденщики, которые бы с трудом могли доставлять себе дневное пропитание и то без надежды на дни Старости и Болезни. Для отвращения сего Зла постановляются следующие главные Правила коих Временное Верьховное Правление обязывается привезти в полное и надлежащее исполнение: 1.) объявить что Мещанство не будет более щитаться отдельным сословием Народа и что Мещане поступая в общий состав Российского Гражданства должны быть к Волостям приписаны и могут приписываться к любой Волости на основании общих правил не имея обязанности непременно состоять к Городу приписанным. 2.) Уничтожить Цехи и дозволить Мещанам заниматься тою или теми отраслями промышленности какие заблагорассудят для себя избрать и совокуплять и переменять оные как им угодно. 3.) Распространить на Мещан все Права даруемые новым порядком Вещей всякому Российскому Гражданину; а вместе с тем и взимание Податей с них устроить на основании общей Государственной Системы для всех россиян приуготовляемой и 4.) непременно уничтожить вышедшее в конце 1824-го года постановление известное под названием Гильдейского и заключающее в себе все то что Зловластие выдумать только могло для вреда Народной Промышленности, покровительствования всем Злоупотреблениям и совершенного Угнетения беднейших, классов Людей.
Военные Поселяне
Одна мысль о Военных Поселениях прежним Правительством заводимых наполняет каждую благомыслящую Душу Терзанием и Ужасом. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханного Зловластия, которое с яростью мучило нещастные Селения для сего заведения отданные! Сколько Денежных Сумм на сей предмет расточенных: все Силы Государства нарочито соединяя для Гибели Государства! И все сие для удовлетворения неистовому Упрямству одного Человека. Каких же предвещали Государству выгоды от учреждения Военных Поселений? Три Главные: 1.) Что не будет более рекрутства существовать. 2.) Что Войны получат оседлость и 3.) Что продовольствие Армии Провиянтом и фуражем ничего казне стоить не будет. При рассмотрении сих обещанных выгод легко удостовериться можно что сии выгоды суть или мнимые или даже на против того истинный вред и величайшее Зло: 1.) Военные поселения могут от Рекрутства Народ освобождать единственно в Мирное время а в Военное предполагается по самим постановлениям Военного Поселения наполнять Армию Рекрутами со всего Государства. Да иначе сие и быть не может ибо в противном Случае, Полк, потеряв много людей на Войне и комплектующйся из одного своего Поселения расстроил бы оное совершенно и даже бы мог уничтожить. Но вместе с тем и освобождение Народа от Рекрутства чрез посредство Военных Поселений делается мнимым, тем более что в то самое время от сей повинности не освобождает когда она бывает самая тягостнейшая. 2.) Ничего не может быть для Войска вреднее как оседлость или беспрестанное нахождение каждого Воина в кругу своего Семейства ибо таковое Состояние неминуемо изнежит оное и лишит Воинского Духа приобретаемого единственно в сообществе начальников и товарищей, из коих составляется так сказать новое воинское Семейство. Родителям сохранение сына всегда важнее и милее казаться будет чем все его Подвиги; и потому при объявлении войны будет поселенное Войско всегда с плачем и скорбью в поход выступать и разве только надеждою на Добычь утешаться. Сие тем справедливее что при теперешнем Устройстве Государственного Порядка и при теперешней Велич[и]ны Государства Внешние оного Сношения так многосложными сделались что Войско не может в подробности знать всех обстоятельств соделывающих Войну неизбежною и следовательно не может в самих причинах к Войне черпать пламенную к оной охоту которую посему найти может единственно в желании отличиться и славу приобрести. Сии же чувства подавляются оседлостью Войска. 3.) Хотя продовольствие Армии может статься и могло бы чрез Военные Поселения устроено быть без особенных на то издержек со стороны Казны но однако же сие не значит чтобы оно тогда ничего не стоило: ибо при возложении на Военные Поселения обязанности Армию продовольствовать избавляются они от всякого платежа каких бы то ни было Податей. Ежели же сравнить выигрыш казны от продовольствия Армии чрез военные Поселения с убытком казны от избавления Военных Поселений от всякого платежа Податей, то и полное получится удостоверение что сия Выгода есть совершенно мнимая. Из сего явствует что из трех представленных доводов в пользу Военных Поселении одно заключает истинный вред а два совершенно мнимую Пользу. Обращая теперь взоры на несправедливость. Неудобства и худые Последствия с Поселением Войска сопряженные нельзя довольно надивиться как могла таковая мысль когда либо прийти в ум нелишенный совершенно всякого здравого рассудка. Не будем о сих соображениях здесь распространяться ибо они так многочисленны что целые стопы бумаг исписать бы должно было дабы их исчислить упомянем в кратце только о двух; из коих одно относится к Войску поселенному а другое к Народу и Государству. 1.) Никакое Правительство не может никогда право иметь отделить от общей массы народа часть оного с тем чтобы на сию часть возложить за исключением остальных самую тягостнейшую и жесточайшую повинность, какова есть военная. Как можно до такой степени все чувства совести и справедливости отвергнуть чтобы навеки некоторые Семейства назначить для войны со всеми их Детьми, внуками и вообще Потомством На, сии Семейства возложить исключительно повинность Военной Службы и пролитие крови за Народ коего они знают только потому что за него всегда готовыми быть должны терять всех своих Детей, сих драгоценнейших предметов Любви и Нежности. Разве Военные Поселяне не такие же чувства имеют разве они не также Граждане нашего Отечества, разве они не те же права имеют на благоденствие как и прочие Россияне, разве прочие Россияне не те же имеют обязанности к Отечеству как и они и разве защита Отечества не есть священная обязанность для Всех и Каждого. И потому ясным образом из сего можно вывезти заключение что Военные Поселения суть самая жесточайшая Несправедливость какую только разяренное Зловластие выдумать могло.
2.) Как Военные Поселения жестоки для подлежащих оным, так равно пагубны они для самого Государства: образуя в оном другое совсем особое Государство которое имеет совсем отдельные и различные выгоды, не сохранило никакой связи с остальными частями и никакого не оставило в оных Залога в своей верности имея при себе все что ему мило и дорого, и чувствуя сверх того что вся Сила у него находится в руках ибо оно вооружено между тем как остальное Государство против него без всякой находится Защиты. Легко можно предвидеть что естьли бы вся Армия была поселена и сей порядок был бы уже совершенно введен так чтобы поселенные Войски к оному привыкли и из памяти их бы изгладилось всякое воспоминание о прежней связи Войска с Гражданами, то скоро бы поселения захотели управляться собственными своими начальствами и чиновниками выбранными из их среды, чего никакая Дисциплина удержать бы не могла и потом в скорости взглянули бы на Государство как на ближную добычу и зная свою силу овладели бы оным совершенно и разделили бы между собою как варвары делили завоеванные Земли. Они снова бы представили нашествие Татар и притом гораздо опаснейшее ибо сильнее и умнее бы их были и менее или даже и никакого противуборства найти бы не могли от беззаботных и безоруженных Граждан. Тогда подверглось бы Государство ужаснейшим бедствиям и превращениям которые бы кончились введением феодального Зловластия и всеобщим Порабощением и Нещастием. Сии неизбежные от Военных Поселении последствия достаточно доказывают, что одна из Первейших обязанностей Временного Верьховного Правления состоит в Уничтожении Военных Поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех Селений ныне к оным принадлежащих. На основании всего здесь сказанного обязывается Временное Верьховное Правление: 1.) В Военных Поселениях отделить Войско от Поселян, причислить Войско к общему Составу Армии на общих правилах и разместить войско по разным местам сообразно общему расквартированию Армии. 2.) Привезти Военные Поселения в общее Земледельческое Состояние, составить из оного Волости на основании общих правил. Военных Поселян признать Гражданами на ровне со всеми прочими Россиянами, даровать им совершенно те же Права и устроить в прекра[ща]ющихся Военных Поселениях тот же образ Управления как и в прочих местах России и 3.) Все Меры принять какие только нужными и возможными окажутся для доставления Военным Поселянам нужных Льгот и необходимых средств для поправления раззоренных их Имуществ. А Вместе с тем и возвратить к Семействам всех Нещастных Находящихся ныне по разным местам в ссылке и Заточении. - Подробности и частности сего меропринятия предоставляются распоряжениям и соображениям Временного Верьховного Правления обязывающегося сим предметом заняться с любо[вь]ю и старанием.
Солдатские Дети
Дети Солдат обязаны ныне поступать в военную Службу, подлежа подобно отцам своим Двадцатипятилетнему сроку и будучи от Родителей насильно в Военносиротские Отделения отбираемы немедленно по достижении семи лет от Рождения. Сие право разлучать Детей от Родителей, на веки их друг от друга отделить и всех Детей сих в войско помещать на Двадцатипятилетнее служение начиная сей щет с Восемнадцатого года рождения каждого основывало прежнее Правительство на том что оно выдает родителям на каждого Кантониста половинный Паек пока он при родителях находится полагая что сим количеством Муки оно у Отца и Матери откупает всякое право на Сына и на сего последнего неизбежную налагает Кабалу. Таковое Распоряжение доказывает ясно что прежнее Правительство смотрело на Россиян как на собственность свою щитало только их Количество, и взирало только на пользу которую от их Сил и Трудов для себя извлечь могло. В сих соображениях более всего содействовало Дворянство радующееся что Дети Солдат поступают в войско дабы тем в Наборах реже или менее было надобности и чрез то бы оно более сохраняло крепостных людей в своей власти для своих работ и своего Употребления. Все сие доказывает что Россияне были до ныне нещастными жертвами зловластия прежнего Правительства и безжалостной, безрассудной, бессовестной Корысти дворянского Сословия.
Человек посвятивший 25 лет своей жизни служению Отечеству в войске, так много перенес трудов и так часто подвергал жизнь и здоровье свое увечью и опасности что Отечество вечно будет перед ним в Долгу и никогда не может в полной мере вознаградить его за таковые пожертвования. И у такового Человека отымают насильно Детей его дабы подвергнуть их тем же прохождениям коими полагал Отец что он хоть то право приобрел чтобы Детям своим быть Полезным и доставить им по крайней мере казенное Воспитание. И по сему постановляется Правилом: 1.) Чтобы Солдатские Дети ни в каком отношении не зависили от военного Начальства, щитались бы в тех волостях, к коим родители их принадлежат и всеми правами в оных бы пользовались на ровне с прочими Россиянами причем и в военную службу поступать бы могли на основании общих для всех правил как будто бы их отцы не были солдатами. 2.) Чтобы Военно Сиротские отделения были уничтожены и от ныне впредь Солдатские Дети более бы в оные не поступали, но оставались бы в полном распоряжении своих родителей при полках, командах, в волостях или как о том родители распорядятся по собственному своему желанию и Усмотрению. 3.) Чтобы Солдатские Дети получали от Казны пропитание в продолжении всего времени что их Отцы в службе находиться будут, а равным образом и воспитание в первоначальных основаниях оного а потом и в Уездном Училище. По выходе отцов в отставку должны они Детей своих брать с Собою. Временному Верьховному Правлению поручается сообразить все Частности и подробности сего меропринятия и привезти оное потом в надлежащее Исполнение.
Сие Постановление Действие свое иметь будет начиная с теперешнего времени, но что касается до Солдатских Детей в Военно Сиротских отделениях ныне уже находящихся то всего может быть для России полезнее составить из них Педагогичесие Институты Все Классы Людей чувствуют теперь в России большую потребность учиться и Просвещаться, главный Недостаток состоит в Хорошых Учителях и потому образование и доставление таковых неизъяснимую пользу принесет Сие могут исполнить теперешние Военно-сиротские Отделения естьли преобразованы будут надлежащим порядком в Педагогические Институты. Для сего нужно составить в каждом Губернском Городе по одному таковому Институту и по оным распределить всех Солдатских Детей уравнивая число оных в каждом Институте как общее так и по возрастам. Каждый из сих Институтов должен поручен быть особому Профессору для надзора и ведения Воспитания и к каждому быть командировану надлежащему числу Учителей. Курс наук разделится на два отделения: В первом преподаваться будет все то что нужно для учителя уездного Училища а во втором все то что нужно для учителя Губернского Училища. Все Воспитанники поступят с начала в Первое Отделение в коем полный курс кончен быть имеет в три года. После сего трехлетия последует екзамен. Воспитанники оказавшиеся в сем Екзамене могущими быть отличными Уездными Учителями поступят во второе Отделение а прочие останутся в Первом. Тогда начнется новый курс в обоих Отделениях и продолжаться будет также три года после коих новое последует испытание. Воспитанники оказавшиеся могущими быть отличными Губернскими Учителями будут выпущены из Института и к Учительским должностям в Губернских Училищах определены.
§ 11. Вольные Земледельцы
Вольных Земледельцев имеется в России несколько родов: Вольные крестьяне. Малороссийские козаки, Панцарные Бояре, Однодворцы, Колонисты и разные другие. Они все подлежат одинаковым заключениям и меропринятиям, и потому все, что здесь сказано будет о вольных земледельцах относится вообще до них всех без исключения.
Вольные земледельцы пользуются ныне различными правами их Сословиям предоставленными при чем разные роды сих Земледельцев между собою еще разнствуют в отношении к сим Правам так что Малороссийские казаки имеют свои особенные Права, Панцарные бояры свои особенные, и так далее Однодворцы, Колонисты и все прочие. Нет надобности здесь входить в Подробность всех сих различий и разнообразий ибо все они подвергнуты быть имеют одинаковым изменениям, и все Вольные Земледельцы имеют поступить в общий состав Российского Гражданства на основании общих Правил. Все Права Мещанства и Купечества должны быть на них распространены равно как и все прочие права каждому Российскому Гражданину имеющие быть присвоенными, и вместе с тем имеют быть прекращены все те их частные права, которые окажутся не соответствующими новому Порядку Государственного Устройства или устраненными от общего Состава Прав Российского Гражданства.
Главнейшее Основание предполагаемого для России Гражданского бытия состоит в образовании Волостей и в распределении всех Россиян по Волостям Сему распорядку имеют подлежать все Вольные Земледельцы; почему и обязывается Временное Верьховное Правление составить по общим Правилам Волости из селений обитаемых Вольными Земледельцами или включить сии Селения в состав других Волостей смотря на удобность и на обстоятельства, и потом самих Вольных Земледельцев расписать по Волостям на основании общих Правил, подвергая их тому же образу Правления и тем же законам и Постановлениям как и всех прочих Россиян.
Земли принадлежащие Вольным Земледельцам могут на два рода быть разделены: одне составляют собственность целого общества или Селения, другие составляют собственность частных Лиц. В главе о Политическом Состоянии Народа будет подробно изъяснено почему, для чего и каким образом имеют все Земли вообще разделены быть в каждой Волости на две ровные части; из коих будет одна составлять общественную собственность а другая частные Собственности. Таковому распорядку имеют быть подвергнуты ровным образом и земли Вольных Земледельцев. А по сему и обязывается В. В. П. разделить земли каждой Волости на две половины из коих одной быть собственностью общественною а другой собственностью частною. - Земля общественная имеет принадлежать Волостному обществу вообще а Земля частная имеет составлять отдельную собственность Частных Лиц В сем отношении нужным почитается следующие зделать определения: 1.) Земли, коими ныне владеют Вольные Земледельцы не везде состоят за ними записанными по купчим или другим письменным актам и во многих местах владеют они сими Землями по преданиям, старым обычаям или правам Давности. По сему, ежели бы ограничиваться одними письменными актами и Документами при признавании Права обладания Вольных Земледельцов на Земли коими они владеют, то большая из них часть лишилась бы совершенно всякой Собственности. Принимая в соображение что таковое Действие совершенное бы было зловластие поставляется в обязанность Временному Верьховному Правлению признавать право обладания не по одним письменным актам и Документам но ровным образом и по праву Давности признавая Действительность оного по Повальным обыскам. Учинив таким образом распределение всех Земель снабдить владельцев письменными актами и потом уже на будущие времена повальных обысков в решение более не принимать: обратя при сем последнем учинении повальных обысков особенное внимание и особенное старание на справедливое исполнение оных и совершенное устранение злоупотреблений, столь часто и столь сильно при сих случаях действующих. 2.) Во многих Селениях и Волостях населенных вольными Земледельцами принадлежит ныне вся Земля или большая часть оной Всему Обществу вообще, А поелику Общественная Земля имеет по новому предположению составлять только половинную часть всей Земли волости то в таковых волостях где общественная Земля более половины всей Земли составлять будет обязывается В. В. П. отделить от общественной Собственности ту часть Земли, которая половину всей Земли Волости превышать будет и сию отделенную часть раздать по ровным участкам в вечное потомственное владение членам того общества Вольных Земледельцев коему вся Земля принадлежит. 3.) Ежели где нибудь необходимым окажется включить в состав общественной собственности частную Землю какого нибудь Вольного Земледельца, то сей Вольный Земледелец имеет быть в полной мере за сию Землю вознагражден или денежною платою или выдачею ему в собственность из казенных Земель такового участка который бы в ценности своей равнялся участку земли у него отнятому все же земли принадлежащие ныне в частную собственность Вольных Земледельцовь коих не нужным окажется включить в общественную Волостную Собственность имеют оставаться в вечном потомственном владении нынешних своих владельцев на основами общих Правил.
Все подробности сего распорядка имеет В.В.П. устроить Законодательными и исполнительными Действиями по внимательному соображению временных обстоятельств, частных случаев и местных Положений руководствуясь неизменно и полномерно Правилами здесь изложенными.
§ 12. Казенные крестьяне
Казенные Крестьяне разделяются ныне на три рода: Государственные или Економические, Удельные и наконец Арендные с Старостинскими. Все Сии три рода Казенных Крестьян составляют ныне с землями и Заведениями к ним принадлежащими Государственные Имущества и потому правилом постановляется чтобы от ныне впредь не различать сих Имуществ на Государственные, Удельные и Арендные, но даровать им всем одинаковое существование, образование, Управление и предназначение щитая их всех на одинаковых правилах Государственным имуществом, И потому подвергнуть их всех одинаковым изменениям и меропринятиям и привезти их всех в одинаковое Политическое Состояние или Положение. На сей конец открываются необходимыми следующие меропринятия:
1.) Признать, объявить и провозгласить всех казенных и Удельных Крестьян Вольными и никакого рода Крепости более не подлежащими, включить их всех в общий состав Российского Гражданства на основании общих Правил признавая их Российскими Гражданами и распространяя на них все Права Купечества и Мещанства, так чтобы они от ныне впредь особого Сословия более не составляли но принадлежали бы к общему Сословию Российских Граждан.
2.) Составить по общим правилам Волости из казенных и Удельных Селений или включить сии Селения в состав других Волостей смотря на удобность и на обстоятельства и потом самих казенных и Удельных Крестьян распределить и расписать по Волостям на основании общих правил вводя в сии Волости тот образ Управления которой в последствии сей русской Правды для всех Волостей вообще описан будет и подвергнуть казенных и Удельных Крестьян тем же законам и постановлениям, как и всех прочих Россиян.
3.) Разделить все Земли в каждой Волости на две Половины; из кои одну отдать под названием общественной Земли в собственность Волостному обществу а другую под названием Казенной оставить собственностью Казны входящею в состав Государственных Имуществ. Общественную Землю не должно Волостное Общество иметь право ни продавать ниже закладывать ибо она есть собственность неприкосновенная. Казна же является в отношении к казенной земле в виде частного Человека и потому казенные земли продавать может.
4.)**