Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава вторая. О племянах Россию населяющих

Глава вторая.
О племянах Россию населяющих

 

§ 2. Законы должны быть одинаковы на целом пространстве Государства

 

Государство должно в Политическом отношении целое составлять и Государство должно в Политическом смысле и отношении Целое составлять и может таковым признано быть только тогда, когда все различные его части и члены совершенно крепкую и истинно тесную связь между собою имеют. Сия Политическая связь между частями Государства ознаменовывается большею или меньшею одинаковостью в законах и образовании Правления, от оной зависит и от оной силу и значение свое получает; и потому бывает Политическая связь в Государстве совершенна, когда одни и те же законы, один и тотже образ Управления во всех частях Государства существуют и Государство из частей состоит в Политическом смысле однородных и однообразных. В сем случае получает Государственный Состав высшую степень крепости а силы оного высшую степень Могущества. И потому полезно для блага и величия Государства чтобы во всем оного пространстве одни и те же Законы, один и тот же образ Управления существовали. Надлежит только рассмотреть может ли сие единообразие существовать.

Много было прений о сем предмете; но все споры сии могли только от сбивчивости в понятиях произойти и от того что смешивали Законы Политические с Законами Духовными и Естественными и что принимали связь или соотношение между сими тремя родами существующие за совершенное слитие сих родов во Едино. - Законы Духовные могут разделены быть на Християнские и иноверные. Мы обязаны запрещать все те Действия Иноверных законов, которые противны Духу Законов Християнских; но все что Духу оных не противно хотя и с оными различно, дозволять по усмотрению мы можем; Закон же Християнский имеет один и тот же Дух во всех своих различных исповеданиях и от Политических Законов только того требует чтобы сии последние его защищали и с Духом его были согласны: Сие же требование должно быть везде удовлетворяемо и ни какой нет причины воспрещающей сие исполнять единообразно на целом пространстве Государства. Из чего явствует что различие Духовных Законов может быть сопряжено с одинаковостью Политических Законов и Постановлений. - Законы природы или Законы естественные могут разделены быть на общие и частные. Первые на целом земном шаре действие свое имеют и везде одинаковы. Вторые, хотя от местностей зависят, но однакоже на первых основание свое имеют. Первые вызывают однообразность Политических Законов, вторые связь имеют с Политическими Законами в отношении Государственного общественного Хозяйства и требуют Защиты и Содействия. Для Удовлетворения сим двум требованиям надобно чтобы Политические Законы ни одного из сих предметов не упускали из виду; В следствие чего разнообразность естественных местностей в Государстве не особенного Уложения для каждой местности требует, но только число предметов общее Уложение составляющих увеличивает на щет Хозяйственных статей.

Наконец Государственные и Гражданские Законы могут быть в целом пространстве Государства одни и те же потому: 1.) Что истинна Политическая, будучи истинною нравственною или отвлеченною везде одна и та же. 2.) Что Нравы Народные везде зависят от Веры и Правительства. Законы Веры Християнской везде требуют одинаковых правил нравственности и Правительство одинаковостью Законов Политических с верою согласных будет Вере способствовать сие святое Единообразие в правилах нравственных повсюду ввезти к общему всех благоденствию. 3.) Что Правосудие двусмыслия и двоякого Толкования не допускает и будучи основано на понятии о наших обязанностях в отношении к Ближним одинаково везде быть должно тем более что сии обязанности Верою определены для всех Людей одинаковыми. И наконец: 4.) Потому что самые действительные Наставники Народов суть Законы Государственные, они образуют и так сказать воспитывают народы и по ним нравы, обычаи. Понятия, вид свой и Деятельность свою получают, от них исходят Направление Умов и Волей; и потому утвердительно сказать можно что Политические и Гражданские Законы соделывают Народы таковыми каковыми они суть. Из сего следует что одинаковые Гражданские Законы на целом пространстве Государства более всего содействовать будут к дарованию всем частям оного одинакового оттенка Нравственности а тем самым и произведут ту совершенно крепкую и истинно тесную политическую связь в Государстве, коей существование столь благодетельно. Из сего явствует что все Спорщики противу одинаковости Законов и образа Управления внимание свое обращали на частные предметы, не входя в соображение ни об общей связи Государственного Бытия, ни о Началах и основах из коих частные сии разнообразности могли произойти. Здесь изложенные соображения имеют служить руководством для Временного Верьховного Правления.

 

§ 3. О Различных оттенках Коренного Народа Русского

 

Племя Славянское, Коренной Народ Русской составляющее имеет пять оттенков: 1.) Собственно так называемые Россияне населяющие Губернии Великороссийские. 2.) Малороссияне, населяющие Черниговскую и Полтавскую Губернии. 3.) Украинцы населяющие Харьковскую и Курскую Губернии. 4.) Жители Киевской, Подольской и Волынской Губернии называющие себя Русснаками и 5.) Белорусцы населяющие Витебскую и Могилевскую Губернии. Главная разница между первым и последующими оттенками Коренного Народа Русского состоит в том что Витебская, Могилевская, Черниговская, Полтавская, Киевская, Волынская и Подольская Губернии на особенных Правах ныне состоят и от прочих Великороссийских Губерний образом своего Управления отличаются. Все вообще Устройство Правления в России имеет в частных и общих своих началах сильное получить изменение и когда будет оное в окончательное исполнение приведено, тогда все Губернии будут одинаковыми правами наслаждаться и Правление будет в оных одинаковым образом устроено. Сих Губерний теперешнее положение хотя и различно, но во всех оно будет для улутчения своего новым Положением заменено; а сие предполагаемое новое Положение будет одно и то же для всех Губерний. Коль скоро же сего различия более существовать не будет, то и вовсе никакого в государственном отношении существовать не может, ибо: 1.) Язык везде один и тот же: различны одни только наречия, а сии даже и в самых Великороссийских Губерниях не везде одинаковы, да и нету того большого Народа, коего бы язык не имел различных наречий. 2.) Вера одна и таже: Православная во всех сих Губерниях как и в Великороссийских, и хотя в некоторых местах Униятство еще исповедуется, но оно ничто иное есть как слабый остаток соблазна флорентийским собором предложенный. Иноземным насилием в нещастные те времена введенный и ежедневно более и более искореняющийся. Что же касается до Католиков, то не между Народом они в сих Губерниях находятся но между потомками некоторых пришельцов прежних времен пользующимися правом свою веру исповедывать подобно всем прочим Иноверцам в России находящимся, и 3.) Гражданское Состояние в сих Губерниях совершенно одинаково с таковым в Великороссийских Губерниях ибо те же Сословия с теми же правами существуют. Сверх того надобно и то еще заметить что вышеназванные Губернии на особых правах состоящие принадлежали России в старинные времена и от оной в те злополучные обстоятельства отторгнуты были когда междоусобия малых Князей Удельных Государство обессилили и раздорами своими случай дали Иноземцу с Успехом их воевать. Присоединив оные опять к своему Составу, возвратила себе Россия древнее свое Достояние тем более для нее близкое что Колыбелью Российского Государства могут быть почтены в Северной стороне Новгород с окружающими его Губерниями а в Южной стороне Киев с Губерниями Черниговскою, Киевскою, Полтавскою Подольскою и Волынскою сим древнейшим средоточием Российского Государства. Из сего явствует что никакого истинного различия не существует между разрядами Коренной Народ Русский составляющими, и что малые оттенки замеченные должны быть слиты в одну общую форму. А по сему и постановляется правилом чтобы всех жителей населяющих Губернии Витебскую, Могилевскую, Черниговскую, Полтавскую, Курскую, Харьковскую, Киевскую, Подольскую и Волынскую истинными Россиянами почитать и от сих последних никакими особыми Названиями не отделять.

 

§ 4. О Различных Племенах к России присоединенных

 

Народы составляющие различные племена к Российскому Государству присоединенные и в оном обретающиеся могут на Десять Разрядов быть разделены:

1.) Племя финское.

2.) Племя Латышское.

3.) Племя Молдавское.

4.) Колонисты в России поселенные.

5.) Народы Кочующие.

6.) Племя Татарское.

7.) Народы Кавказские.

8.) Козаки.

9.) Восточные Народы Сибирские и

10.) Народ Еврейской.

Сие разделение основано в отношении к народам Татарским, Кавказским и Кочующим не на одном разнородстве сих Племен, но более на соображении о различном их положении в общем Составе Государства. - Что же касается до Колоний, то не имеет Россия других кроме однех Северо-Американских, которые столь малозначуши что нечего о них много и толковать. По сходству их с восточными Народами сибирскими подлежат они одинаковым с ними меропринятиям. Общее же правило в отношении Колоний состоит в том что ими надо управлять таким образом чтобы возможность была даровать им Независимость естьли оне достаточно сделаются сильными дабы оною пользоваться и потому надо ими управлять более в виде Покровительства чем в виде полного обладания.

 

§ 5. Племя Финское

 

Племя финское имеет три оттенка: Первый составляют жители Финляндию населяющие: сей край особое свое имеет правление, особыми пользуется правами и свои особые имеет Законы. Второй составляют Лопари и Остяки, два Народа Кочующие; что ниже сего сказано будет о всех Кочующих Народах вообще, то равным образом относится и до них; а посему здесь ничего особого о них упомянуто не будет. Третий наконец составляют те финские Народы, которые по Северному пространству России разбросаны и в разных губерниях находятся; особенно в Вятской и Пермской.

На щет первого оттенка надлежит заметить что когда в прошедшем столетии часть Финляндии была Россиею приобретена, тогда введены были в оную Законы, Правление и Язык Российский, так что Народ в оной обитающий в скором времени почти совсем обрусел. С приобретением остальной Финляндии в нынешнем столетии была старая Финляндия к новой присоединена и обеим дарованы Законы и Правление особые от прочих областей Российских. Первой опыт доказал удобство с которым Финляндия может соделаться истинною частью России. Присоединяя к сему соображению решительное отвержение всякого федеративного Устройства и непременное введение Политической Единообразности обязывается Верьховное Правление ввезти во все части Финляндии те законы и тот образ правления, которые для самих Губерний Российских приуготовляются. Сей новой порядок будет для Финляндии благодетельнее и приятнее не только нынешнего Российского но и нынешнего Финляндского. Что же касается до Языка, то надлежит ввезти в Финляндию Российский Язык устроивая нужные для сего Училища и принимая другие к той же цели ведущие меры по Усмотрению Верьховного Правления.

На щет третьего оттенка надлежит заметить что хотя оный по наружности и совершенно слит с остальною Россиею в Политическом отношении, но не менее того в существе своем от оной чрезвычайно различествует главнейше потому что мало обращено было внимания на действительное Положение сих маленьких Народов и от того они под тягостным угнетением местных начальств находятся и продолжают коснеть в Нищете и Невежестве. А по сему и вменяется в особенную обязанность Временного Верьховного Правления все меры принять для избавления сих племен от частного ига их правителей и для доставления им средств к улутчению их состояния и к водворению между ими просвещения; Особенное же приложить старание на щет правильного Действия Духовного чина.

 

§ 6. Племя Латышское

 

Племя Латышское имеет два оттенка: Первый составляют Латыши; Второй, Литва или Ляхи.

Жители Губерний Естляндской, Лифляндской и Курляндской разделяются на два рода: на жителей Коренных и на Пришельцев. Жители Коренные суть Народ Латышской с давних времен сии места населявший. Пришельцы суть Немцы, завоевавшие некогда сии страны и разделившие в то время между собою Имущества и Лицы Народа ими побежденного. О сих немецких пришельцах будет в последствии говорено. Что же касается до Латышей, то находятся они в состоянии гораздо менее благоденственном нежели сами Крестьяне Русские, не смотря на мнимую вольность им дарованную. И потому обязывается Временное Верьховное Правление: 1.) большое обратить внимание как на их положение так и на то обстоятельство что феодальная Система свирепствовавшая столь долгое время на западе Европы даже и сюда гнилые свои корни пустила и 2.) Все меры принять для совершенного окончательного изкоренения остатков феодализма и для приведения положения Латышей в согласие с коренными правилами долженствующими служить основанием всякому благому Устройству в Государстве. А по сему нынешнее политическое образование сих Губерний имеет быть заменено тем новым порядком, который введен будет в целом Государстве.

Другой разряд Латышского племяни составляют Литва или Ляхи населяющие Виленскую и Минскую Губернии. По близости сих Губерний с Витебскою и Могилевскою имеют оне с ними некоторое сходство и могут посему одинаковым с ними подлежать изменениям. Сие тем будет удобоисполнительнее, что от Виленской Губернии весьма малая часть а от Минской не более половины оным изменениям подвергнутся: ибо их остальные части предполагаются к отделению в состав Польского Государства.

 

§ 7. Племя Молдавское

 

Молдаване населяют область Бессарабскую и Господарство Молдаванское. Сие последнее имеет быть приобретено и к России присоединено. Обе сии части Молдавской Земли должны получить тоже самое Устройство какое и для всей России вообще предполагается. Все средства должны быть приняты дабы дать возможность сим двум областям совершенно обрусеть и сделаться однородными частями одного и того же целого, то есть Государства Российского. Сверх сего обязывается Временное Верьховное Правление расдачу земель в Бессарабии таким образом распорядить чтобы не могла сия роздача Земель препятствовать удобному образованию волостей на тех правилах, которые для казенных крестьян изданы будут.

 

§ 8. Колонисты в России поселенные

 

Во многих местах России поселены Колонисты разных народов; особенно Немцы, Болгаре и Волохи. Их можно всего удобнее на три разряда разделить: 1.) Колонисты южного края из трех вышеназванных народов состоящие и в Губерниях Екатеринославской, Херсонской и области Бессарабской поселенные. 2.) Колонисты Волжского края из немцев по большей части состоящие и в губерниях Саратовской, Астраханской и Кавказской поселенные. 3.) Наконец Колонисты около Петербурга и в разных других местах поселенные. Первой и второй разряды имеют особые свои Правления в Екатеринославле для южного края и в Саратове для Волжского Края: третий род состоит малыми количествами и разбросанными частями. В отношении ко всем сим Колонистам обязывается Временное Верьховное Правление: 1.) Составить Волости на основании общих Правил как и в самой России. 2.) Дележ Земель в каждой Волости совершить тем же образом как и в казенных волостях. 3.) С неизменною точностью все те временные льготы им предоставить, которые обещаны им были. 4.) Даровать им все те права и преимущества, которые новой гражданской порядок всякому Россиянину даровать имеет. 5.) Подчинить их тем же начальствам и тому же образу Управления коим подчинены быть имеют все русские Волости вообще. 6.) Обратить старательное внимание на введение между ими русского Языка. - На предбудущее же время при вызове или принятии инностранных Колонистов надлежит таким образом их селить чтобы не составлять из них новых особых волостей, но вводить их в состав Русских Волостей уже существующих дабы они удобнее и скорее могли обрусеть.

 

§ 9. Народы Кочующие

 

Народы Кочующие разделяются на два рода: 1.) На такие, которые живут от скотоводства и 2.) На такие, которые живут от звериной и рыбной ловли. - Первые пребывание свое имеют в степях и климатах теплых; вторые в лесах, приморских берегах и климатах северных. Все Народы кочующие требуют для своего пропитания гораздо большего пространства нежели народы земледельные, а между ими, народы ловлею занимающиеся еще более нежели Народы скотоводством промышляющие. Их кочевья не будучи никакими точными пределами обозначены к частным между ими распрям и друг на друга набегам случай подают; так что вечная война в самом Государстве существует. Понятие же о собственности, не имея между ими точной положительности, грабежи, воровства, обманы всякого рода к общему их взаимному злоденствию производит. А по сему священная возлагается на Временное Верьховное Правление обязанность глубокое обратить внимание на сии народы. Они суть люди полудикие, а некоторые даже и совсем дикие, Люди не знающие собственной своей пользы, в невежестве и уничижении обретающиеся; А следовательно по одному уже долгу християнскому надлежит заботиться об улутчении их положения; тем еще более, когда к сей причине присоединяется еще и то обстоятельство, что они в нашем Государстве, в нашем отечестве обитают, А потому да сделаются они нашими братьями и да перестанут коснеть в жалостном своем положении. - Цель сия была бы большею частью достигнута ежели бы успеть можно было их на постоянные жилища поселить и к земледелию обратить. Но поелику сего нельзя исполнить прямым меропринятием, то и надлежит к сему предмету косвенно их вести. Для сего представляются три Главные меропринятия взаимно друг друга подкрепляющие. Первое состоит в том чтобы каждому кочевью особое пространство назначить взирая на него как на волость и обращая внимание при распределении сих пространств на климат, на плодородие и на общее разделение Земельного пространства в Государстве. - Второе: чтобы открыть им свет православной Веры и лучи истинного просвещения: посылая к ним для того Мисионеров, которые бы кротостью и убеждением мало по малу нещастные сии народы просветили и успокоили. - Третье: чтобы на каждом таковом пространстве удобнейшее место выбрать для склада различных потребностей в коих сии Народы нуждаться могут и тут же хлебные Магазейны устроить дозволяя им из оных пользоваться когда в собственной своей пищи нуждаться будут. Сии склады могут со временем в Волостные Селения обратиться. К сим трем средствам может еще и четвертое присоединено быть состоящее в переселении могущее с пользою иногда по обстоятельствам предпринято быть. Когда меры сии достигнут своей цели и кочующие Народы преобразуются в земледельные, тогда должны они Волости составить на общих правилах и в общий состав Государственного Устройства на общих же правилах поступить. - В отношении к Киргизам надлежит принять все меры дабы привезти их в тоже положение, Устройство и образование как Донские козаки ибо им одинаковая предназначается цель как о том уже было упомянуто в главе о земельном пространстве Государства и на каковой конец уже и определен для них особенный Удел. Их можно переименовать в Аральские Козаки - Что же до Цыган касается, то предоставить им право или оставить Россию или приняв веру православную распределиться по Волостям входя в общий состав. - Все подробные, частные, местные и постепенные соображения в отношении к Народам Кочующим предоставляются совершенно Усмотрению и Распоряжению Временного Верьховного Правления.

 

§ 10. Племя Татарское

 

Татарское Племя в России находящееся может разделено быть на три оттенка: Первой состоит из тех татарских народов которые на Кавказе живут. Они подлежат тем же замечаниям и тем же меропринятиям как и все вообще кавказские Народы. Второй состоит из кочующих татарских Народов. Они подлежат тем же замечаниям и меропринятиям как и все вообще кочующие Народы. Третий наконец состоит из всех остальных татарских народов в России живущих. В отношение к сим последним встречаются следующие три обстоятельства: 1.) Они исповедуют Веру Магометанскую. - Им дозволяется продолжать оной держаться и всякое Насилие воспрещается. Не менее того надобно всяким случаем пользоваться дабы дружелюбием и кроткими убеждениями их склонять к воспринятию святого Крещения; на каковой конец полезно посоветоваться с их духовными чинами. 2.) У них заведено Многоженство. А так как обычай сей противен православной Вере, то и должно многоженство быть на будущее время совершенно запрещено. Содержание же жен в заперти есть большая несправедливость противу сей половины рода человеческого; А посему и надлежит употребить средства кроткие дабы Магометане обычай сей оставили. 3.) Так как Татаре и вообще Магометане в Poccia живущие никаких неприязненных Действий не оказывают противу Християн, то и справедливо даровать им все частные гражданские права на ровне с русскими и продолжать возлагать на них одинаковые с ними личные и денежные повинности, распределяя их по волостям на основании общих правил. Все подробности, временные, местные и частные соображения в смысле и духе сделанных здесь замечаний разрешается Временное Верьховное Правление по своему Усмотрению на меру положить и к исполнению привезти.

 

§ 11. Народы Кавказские

 

Кавказские Народы весьма большое количество отдельных владений, составляют. Они разные веры исповедуют, на разных языках говорят многоразличные обычаи и образ Управления имеют и в одной только склонности к буйству и грабительству между собою сходными оказываются. Беспрестанные междоусобия еще более ожесточают свирепый и хищный их нрав и прекращаются только тогда, когда общая страсть к набегам их на время соединяет для усильного на Русских нападения Образ их жизни проводимой в ежевременных военных действиях одарил сии Народы примечательною отважностью и отличною предприимчивостью; но самый сей образ жизни есть причиною что сии Народы столь же бедны сколь и мало просвещенны. Земля в которой они обитают издревле известна за край благословленный где все произведения природы с избытком труды человеческие награждать бы могли и который некогда в полном изобилии процветал. Ныне же находится в запустелом состоянии и никому никакой пользы не приносит от того что Народы Полудикие владеют сею прекрасною Страною. Положение сего Края сопредельного Персии и Малой Азии могло бы доставить России самые значительнейшие Способы к Установлению деятельнейшихъ и выгоднейших торговых Сношений с Южною Азиею и следовательно к обогащению Государства. Все же сие теряется совершенно от того только что Кавказские Народы суть столь же опасные и беспокойные Соседы сколь ненадежные и бесполезные Союзники. Принимая к тому в Соображение что все Опыты доказали уже неоспоримым образом Невозможность склонить сии Народы к Спокойствию средствами Кроткими и Дружелюбными разрешается Временное Верьховное Правление: 1.) Решительно покорить все Народы живущие и все Земли лежащие к северу от Границы имеющей быть протянутою между Россиею и Персиею а равно и Турциею; в том числе и Приморскую часть ныне Турции принадлежащую.

2.) Разделить все сии Кавказские Народы на два разряда: Мирные и Буйные. Первых оставить на их жилищах и дать им российское Правление и Устройство а Вторых Силою переселить во внутренность России раздробив их малыми количествами по всем русским Волостям и 3.). Завезти в Кавказской Земле Русские селения и сим русским переселенцам роздать все Земли отнятые у прежних буйных жителей дабы сим способом изгладить на Кавказе даже все признаки прежних (то есть теперешних) его обитателей и обратить сей Край в спокойную и благоустроенную область Русскую. Все подробности сего меропринятия предоставляются распоряжению Временного Верьховного Правления.

 

§ 12. Козаки

 

Козаки не столько происхождением своим, сколько образом своего существования от прочих Россиян различествуют. Их пять родов имеется:

1.) Козаки Сибирские, 2.) Козаки Уральские, 3.) Козаки Кавказские, 4.) Козаки Черноморские и 5.) Козаки Донские. Козаки Сибирские составляют кавалерию отдельного Сибирского Корпуса. Козаки Уральские составляют кавалерию отдельного оренбурского Корпуса. Козаки Кавказские и Черноморские составляют кавалерию отдельного Кавказского Корпуса. Так как сии три Корпуса не имеют ныне другой Кавалерии то и должны сии козаки оставаться в настоящем Положении до переобразования Сухопутных Войск. Потом имеют они или подвергнуты быть тем же меропринятиям как и все Поселенные Войска, или оставаться в теперешнем Положении с возможным улутчением оного или наконец что всего бы путче было получить образование подобное Донским козакам и переселиться на прекрасные места Аральского Удела, с переименованием в Аральские Козаки. Выбор сей и приведение оного в исполнение предоставляются по обстоятельствам и по соображению желания самих сих Козаков Усмотрению и Решению Временного Верьховного Правления.

Чтоже касается Донских Козаков, то они должны составлять особенной отдельный Округ под названием Донского Удела. Цель их образования должна быть снабжение Российской Армии столь отличною иррегулярною Конницею каковы суть Донские козаки. Довезти войско посредством екзерциции до сего рода совершенства никакой нет возможности: ибо оно есть последствие общего образования не одного военного, но преимущественно и гражданского их Состояния. Коренные правила с коими надлежит Верьховному Правлению в отношении к Донским Козакам сообразоваться суть следующие: 1.) Вся Земля есть общая принадлежность и все Козаки составляют только одно Сословие. 2.) Составив Донской Удел из Десяти Начальств или Уездов разделить каждый Уезд по удобности на Волости или Станицы. 3.) Сохранить Иррегулярство Донских Козаков яко главную принадлежность сего рода Войска, 4.) Разделить Донское Начальство на местное и Военное. Первое должно всегда существовать, второе должно действие свое иметь только во время воинской службы. Первое должно Гражданским образом устроено быть, второе Воинским образом. Одно с другим недолжно быть смешено, и 5.) В мирное время быть всем козакам в своих домах исключая нескольких полков необходимых для пограничной стражи а в военное время идти им к Армиям сколько потребности состоять будет, и быть тогда устроенными на полки и отряды как то описано будет в Статье о Сухопутных Военных Силах.

 

§ 13. Народы Сибирские

 

Восточные Сибирские Народы от части поселены, от части кочуют. Сии последние подлежат тем же заключениям как и все Кочующие Народы вообще. Поселенные же мало занимаются Земледелием и по большой части пропитываются от рыбной ловли. Много было сделано опытов для введения между ими хлебопашества, но почти всегда без успеха по причине суровости климата. При заботливости Верьховного Правления об улутчении состояния сих народов должно оно особенно иметь в виду: 1.) Что Распространение и Усиление Веры в истинно християнском Духе наиболее может способствовать к смягчению суровых Нравов и введению просвещения и образованности. 2.) Что Составление Волостей и устройство Правления на общих началах для России ныне вновь принимаемых есть надежнейшее средство к водворению между сими народами порядка и благоденствия. 3.) Что надобно продолжать средства изыскивать к введению Земледелия ибо после худых прежних Успехов, может быть, откроются ныне лутчие к тому способы, особенно когда обратят внимание на разные овощи и преимущественно на картофель. 4.) Что самые Нещастные Народы суть те, которые управляются Американскою компаниею. Она их угнетает, грабит и нимало о существовании их не заботится; почему и должны непременно сии Народы от нее быть совершенно освобождены.

§ 14. Народ Еврейский

 

Евреи обитают преимущественно в Губерниях белорусских, Малороссийских, Новороссийских и Литовских и преимущественно тем отличаются от всех прочих народов что неимоверно тесную связь между собою неизменно сохраняют, никогда друг друга не выдают ни в каких случаях и обстоятельствах и всегда готовы ко всему тому что собственно для их общества может быть выгодно или полезно.

Главные причины поддерживающие и Усиливающие сию тесную между Евреями связь суть следующие: 1.) Евреи собственную свою веру имеют, которая их уверяет что они предопределены все прочие Народы покорить и ими обладать; а тем самым она их отделяет от всех прочих Народов, заставляет их все прочие Народы так сказать презирать и всякое смешение с каким бы то ни было другим Народом совершенно запрещает и невозможным делает. - 2.) Еврейские Духовные лицы называемые Рабинами содержат свой Народ в неимоверной от себя Зависимости: запрещая имянем веры всякое чтение каких бы то ни было книг кроме Талмута и некоторых других собственных своих духовных книг; народ немо[гу]щий просветиться останется всегда под властью предрассудков. 3.) Сия Зависимость от Рабинов происходит от того что по Еврейскому Закону всякое деяние частного лица даже самое маловажное от духовного распоряжения зависит и сии распоряжения одними рабинами делаются. Еврей даже в яствах не может обойтиться без рабинского разрешения. 7.) Они ожидают прибытия Мессия, который должен будет их водворить в их царство и все остальные народы покорить. От сего ожидания укрепляется дружная между ими связь, ненависть их ко всяким иноверцам и Зависимость от Рабинов.

Сия связь между Евреями имеет весьма замечательные действия и последствия из коих о некоторых здесь упомянем: 4.) зависимость Евреев от Рабинов идет так далеко что всякое приказание сими данное исполняется свято и беспрекословно: они даже жизнею Евреев располагают по своему произволу: Убитый по их приказанию пропадает без ведома Правительства ибо право им дано не уведомлять об умерших местного Начальства. 5.) Рабины право имеют отчуждать от Общества Евреев найденных ими заслуживающими сие Наказание. К Отчужденному таким образом никто подойти не смеет и никто не может с ним никаких иметь Сношений до тех пор пока не снимет Рабин с него произнесенное проклятие. Евреи чрезвычайно сего наказания страшатся, тесная между Евреями связь дает им средства большие Суммы накоплять или собирать для общих их потребностей особенно для склонения разных Начальств к лихоимству и ко всякого рода злоупотреблениям для них Евреев полезным. Сии общественные с Евреев сборы весьма удобным образом делаются по распоряжению Рабинов чрез посредство общественных Резников. Каждый Еврей непременно должен по своему Закону в определенные Дни мясо есть и притом никто не может скотину и даже курицу зарезать кроме общественных их резников; при каковом случае и сбор взимается. 8.) Ожидая Мессия, щитают себя Евреи временными обывателями края где находятся и потому никак нехотят земледелием заниматься, ремесленников даже от части презирают и большею частью одною торговлею занимаются. По причине же большого их числа не может честная торговля всем доставлять достаточное пропитание; и потому нет тех обманов и фальшивых Действий, коих бы они себе не позволяли; в чем им Рабины еще более способствуют, говоря что обмануть християнина не есть преступление и основывая на своем Законе право фальшивые даже давать присяги есть ли только может то быть Еврею полезно. 9) Дружная связь между ими то последствие имеет что коль скоро они в какое нибудь место допущены, то неминуемо сделаются монополистами и всех прочих вытеснят. Сие ясно видеть можем в тех губерниях где жительство свое они имеют. Вся торговля там в их руках и мало там крестьян, которые бы посредством долгов не в их власти состояли; от чего и раззоряют они ужасным образом край, где жительствуют. 10.) Прежнее Правительство даровало им много отличных прав и преимуществ усиливающих зло, которое они делают. В числе главнейших упомянуть можно о праве подавать Рекрут, о праве не объявлять об умерших, о праве иметь общественных Резников, о праве воспитывать детей в каких правилах хотят, о праве по усмотрению одних Рабинов книги Еврейские печатать, о праве судиться между собою по приговорам Рабинов и многие другие, не говоря уже о том что сверх того они всеми теми же правами пользуются как и прочие Народы Християнские. - Принимая все сии обстоятельства в полное Соображение ясным образом усмотреть можно, что Евреи составляют в Государстве так сказать свое особенное совсем отдельное Государство и притом ныне в России пользуются большими правами нежели сами Християне. Хотя самих Евреев и нельзя винить ни в том что они сохраняют столь тесную между собою связь, ниже в том что пользуются столь большими правами коих даровало им прежнее Правительство, не менее того не может долее длится таковой порядок вещей утвердивший неприиязненное отношение Евреев к Христииянам и поставивший их в положение противное общественному порядку в Государстве. Для приведения сего порядка Вещей в надлежащее Состояние открываются два Способа. Первый состоит в совершенном изменении сего порядка. Изменение сие должно относиться до всех тех предметов, которые в теперешнем их положении и Устройстве вредны и Злоупотребительны, паче же всего надлежит иметь целью устранение вредного для Християн влияния тесной связи Евреями между собою содержимой ими противу Християн направляемой и от всех прочих граждан их совершенно отделяющей. Для сего может Временное Верьховное Правление ученейших рабинов и умнейших Евреев созвать, выслушать их представление и потом меропринятия распорядить дабы вышеизьясненное зло прекращено было и таким порядком заменено, который бы соответствовал в полной мере общим Коренным правилам имеющим служить основанием политическому зданию Российского Государства. Ежели Россия не выгоняет Евреев, то тем более не должны они ставить себя в неприязненное отношение к Християнам. Российское Правительство хотя и оказывает всякому человеку защиту и Милость но однакоже прежде всего помышлять обязано о том чтобы никто не мог противиться Государственному Порядку, частному и общественному Благоденствию. Второй Способ зависит от особенных обстоятельств и особенного хода внешних Дел и состоит в содействии Евреям к Учреждению особенного отдельного Государства в какой либо части Малой Азии. Для сего нужно назначить Сборный пункт для Еврейского Народа и дать несколько войска им в подкрепление. - Ежели все русские и Польские Евреи соберутся на одно место то их будет свыше двух милионов. Таковому числу Людей ищущих отечество не трудно будет преодолеть все Препоны какие Турки могут им Противупоставить и пройдя всю Европейскую Турцию перейти в Азиятскую и там заняв достаточные места и Земли устроить особенное Еврейское Государство. Но так как сие исполинское предприятие требует особенных обстоятельств и истинно-генияльной предприимчивости; то и не может быть оно поставлено в непременную обязанность Временному Верьховному Правлению и здесь упоминается только для того об нем чтобы намеку представить на все то что можно бы было сделать.

 

§ 15. Инностранцы Подданные и Неподданные

 

Инностранцы в России находящиеся и к разным другим нациям принадлежащие могут на два класса быть разделены: I.) Поданные и 2.) Неподанные. Первые суть те, которые постоянное свое пребывание в России основали и в подданстве присягнули. Вторые суть те, которые на время только в Россию прииезжают или в подданстве не присягали. - Первые нами потому не Русскими названы, что они сами себя Инностранцами щитают и что присягнули в Подданстве прежним Властелинам над Россиею, но не Россию за свое отечество признали. К сему разряду принадлежат: Немцы ост-зейских Губерний, Дворянство в оных составляющие; Поляки в Белорусских, Литовских и Новороссийских Губерниях живущие и в оных Дворянство составляющие; Армяне, Греки и Все другие подданные иноземного происхождения в разных местах живущие. - В отношении ко всем сим лицам один только вопрос встречается. Желают ли они быть Русскими или хотят ли быть Инностранцами. Ежели кто из них не пожелает быть Русским, то обязан подать Временному Верьховному Правлению прошение об освобождении его от подданства, каковое немедленно получив поступает он во второй разряд и всему тому подлежать будет чему сей второй разряд подвергнется. Ежели же кто из сих подданных в срочное время такового прошения не подаст, тот без всякого дальнейшего объяснения Русским признается. Сим образом будет сей первой Разряд совершенно уничтожен: члены оного признаваемы будучи или совершенно Русскими или совершенно Инностранцами. - Чтоже касается до второго разряда, то есть до Неподданных Инностранцев, то всегда будет Россия всяким гостям рада и будет им всякое покровительство и всякую Любовь оказывать; но не могут они правом пользоваться: 1.) Иметь в России какое бы то ни было Недвижимое Имущество. 2.) Пользоваться в России правами Политическими предоставляемыми одним только Российским Гражданам и 3.) Вступать в Государственную Службу или какую нибудь отрасль правления и продолжать оную; исключая Министерства Просвещения. - Есть ли кто из сих Неподданных Инностранцев пожелает которым либо из сих Прав пользоваться то предварительно обязан вступить в Российское Гражданство: Вступив же в оное будет он уже тогда признаваться Русским. - Пользующиеся ныне которым либо из сих Прав и притом не состоящие в числе российских Подданных обязываются в срочное время прошения подать о принятии их в Российское подданство; а естьли сего не желают, то обязываются в срочное время имения свои продать и об увольнении из службы просить. Подробности сего мероположения и распорядка предоставляются соображению и благоусмотрению Временного Верьховного Правления.

 

§ 16. Все племяна должны слиты быть в один Народ

 

Из всего содержания Главы сей явствует что при всех меропринятиях Временного Верьховного Правления в отношении к различным Народам и племенам Россию населяющим беспрестанно должно непременную цель иметь в виду чтобы составить из них всех только Один Народ и все различные оттенки в одну общую массу слить гак чтобы обитатели целого пространства Российского Государства все были Русские. К сей цели ведут многоразличные Способы, могущие на два рода быть разделены; На средства общие и средства частные. - Средства общие состоят главнейше в том чтобы во первых на целом пространстве Российского Государства господствовал один только язык российский: Все сношения тем самим чрезвычайным образом облегчатся; Понятия и образ мыслей сделаются однороднее; Люди объясняющиеся на одном и том же языке теснейшую связь между собою возымеют и однообразнее составлять будут один и тот же народ. Во Вторых: Так как ныне существующее различие в названиях Народов и Племен Россию населяющих всегда составлять будет из жителей Российского Государства отдельные друг от друга массы и никогда не допустит столь для блага отечества необходимого совершенного в России Единородства, то чтобы все сии различные имена были уничтожены и везде в общее Название Русских во едино слиты. В третьих: чтобы одни и те же Законы, один и тот же образ Управления по всем частям России существовали и тем самим в Политическом и Гражданском отношениях вся Россия на целом своем пространстве бы являла вид Единородства, Единообразия и Единомыслия. Опыты всех веков и всех Государств доказали что Народы везде бывают таковыми, каковыми их соделывают правление и Законы под коими они живут. Вот главные средства общие. Что же касается до частных, то было о них упомянуто выше сего в отношении к каждому Народу или племени особенно. Соединяя общие средства с частными можно будет с полною уверенностью ожидать что цель будет достигнута и что все различные племена в России обретающиеся к общей пользе совершенно обрусеют и тем содействовать будут к возведению России на высшую степень Благоденствия, Величия и Могущества.