Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XXV. О приказе общественнаго призрения и его должности
378. | |||||
В губернии учреждается приказ общественного призрения. |
В каждой губернии учреждается по одному приказу под названием: приказ общественнаго призрения. |
||||
379. | |||||
О присутствующих. |
В приказе общественного призрения председает губернатор сам, и заседают два заседателя верьхняго земскаго суда, два заседателя губернского магистрата, да два заседателя верьхней расправы [где есть, где же которых нет, то само собою разумеется, что в заседании не будут] и дозволяется приказу общественного призрения, буде случится надобность для сведения подробного, или местного призвать для заседания в приказ общественного призрения уезднаго которого дворянского предводителя, или городского главу для общаго уважения дел. |
||||
380. | |||||
Что есть дело приказа общественного призрения. |
Приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании 1. народных школ, 2. установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужескаго и женского пола оставшихся после родителей без пропитания, 3. установление и надзирание гошпиталей, или больниц для излечения больных, 4. установление и надзирание богаделен для мужескаго и женского пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, 5. установление и надзирание особого дома для не излечимых больных, кои пропитания не имеют, 6. установление и надзирание дома для сумасшедших, 7. установление и надзирание работных домов для обоего пола, 8. установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей. |
||||
381. | |||||
Каких установления не подчинены приказу общественного призрения. |
Из попечения и надзирания приказа общественного призрения изключаются те училища, или установления, кои особыми привиллегиями, или жалованными грамотами снабдены, или особым правлениям духовным, или светским поручены повелением императорскаго величества. |
||||
382. | |||||
О казне императорскаго величества порученной приказу общественного призрения. |
Приказу общественного призрения жалуется из казны императорскаго величества на установления выше сего в 380 статье прописанныя единожды на каждую губернию пятнадцать тысяч рублей из доходов той губернии, и предписывается приказу общественного призрения с сими деньгами поступать так, чтоб они действительно обращены были в пользу тех установлений, и отнюдь утрачены не были понапрасну, и не были обращены на другия употребления, или бы не пропадали злоупотреблениями, или ухищрениями от части, или вовсе. Дозволяется приказу общественного призрения отдавать сии деньги в узаконенные проценты на верные заклады на основании дворянского банка, но с тою отменою, чтоб заложенное имение действительно в той губернии находилось, и чтоб деньги не долее, как на год раздаваемы были. В одни же руки не отдавать более тысячи рублей, и не менее пяти сот рублей. Дозволяется приказу общественного призрения умножить сей капитал как частию процентных денег, так и принятием от доброхотных людей к благим установлениям добровольного подаяния, что кому разсудится, и для которого установления кто за благо разсудит назначить, то так и употреблять. Дозволяется приказу общественного призрения учредить аптеку, с которой доходы употреблять в пользу установлений в 380 статье прописанных, но оным установлениям лекарство получать от приказа без платы. |
||||
383. | |||||
О верных и точных приходных и расходных книгах. |
Приказ общественного призрения ведет весьма верныя и точныя приходный книги о всех принимаемых им деньгах как казенных, так и от доброхотных подателей, а расходам и кому деньги розданы, и что именно употреблено как на установление, так и на содержание которого установления сколько по годно расходится, сочиняет по годно особливыя расходныя исправныя книги, кои отсылаются для ревизии в казенную палату всякий раз, когда о том от государева наместника прислано будет повеление. |
||||
384. | |||||
О народных школах. |
В разсуждении народных школ, приказ общественного призрения долг имеет стараться, чтоб оные были установлены во 1. по всем городам, а по том в тех многолюдных селениях, кои подсудны верьхней расправе, для всех тех, кои добровольно пожелают обучаться в оных [в чем однако же не чинить ни кому принуждения, но отдать на волю родителей отдавать детей в школу, или оставлять их дома], 2. чтоб неимущие могли учиться без платежа, а имущие за умеренную плату, 3. учение в народных школах имеет на перьвый случай состоять в научении юношества грамоте, рисовать, писать, арифметике, детей же греко-российского исповедания учить катихизису для познания оснований православныя веры, толкованию десяти заповедей божиих, для вкоренения нравоучения всеобщаго, 4. во всякой школе надлежит иметь смотрение, дабы горницы были чисты, и всякий день выметены, и воздух в них переменялся открытием окон летом во весь день, а зимою всякий день на короткое время, дабы дети от духоты в горницах не претерпели в здоровье своем повреждения. Учение производиться имеет всякий день, выключая воскресные и табельные дни, но не более двух часов сряду по утру, до двух часов сряду после обеда для одних детей одной науке, по середам же и по субботам после обеда дается отдохновение, 6. учителям запрещается наказывать детей телесным наказанием, 7. приказ общественного призрения имеет прилежное попечение, чтоб учители и школы все определенное получали по всюды исправно, не радивых же и не исправных учителей, по разсмотрению жалоб, сменяет и определяет на место их радетельных и исправных. |
||||
385. | |||||
О содержании и воспитании сирот обоего пола. |
В разсуждении установления и надзирания сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужескаго и женскаго пола оставшихся после родителей без пропитания, приказу общественного призрения предписывается буде где не удобно установить таковых общих домов для воспитания, для того, что строение требует иждивения превосходящего подаяние, или же содержание приставников для научения и воспитания питомцев отнимало бы способы к умножению их числа, тогда приказ общественного призрения, имея в единственном виде распространение добра для много требующих от оного помощи, неимущих сирот по их рождению, или состоянию отдаст на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату для содержания и воспитания сирот с обязательством, чтоб представить их приказу общественного призрения во всякое время, детей ремесленных людей для научения ремесла, торговых для научения торга, и всяких иных сирот для научения, или прокормления по их полу, роду, или состоянию. |
||||
386. | |||||
О гошпиталях, или больницах. |
В разсуждении установления и надзирания гошпиталей, или больниц для излечения больных, надлежит приказу общественного призрения стараться учредить оныя для многолюдных городов вне города, но близ онаго, в низ по реке, а отнюдь не выше города, буде можно на высоком месте и свободном воздухе, и весьма прилежно смотреть должно, чтоб строение было не тесное и не низкое, чтоб покои чисто содержаны были, и чтоб в покоях воздух переменялся открытием хотя на короткое время окон, чтоб больные мужескаго пола особо содержаны были от больных женскаго пола, чтоб больные прилипчивыми болезнями особливые покои имели, чтоб излишними не нужными людьми, или приставниками, или иными не надобными издержками не убавлялась и не тратилась сумма, которая бы могла быть употреблена с лучшею пользою для излечения наивящшаго числа больных. Приказу общественного призрения равномерно непрестанное бдение и старание иметь надлежит, дабы до больниц и в них находящимся дошло все то, что им определено. Для примерного обозрения прилагается здесь учреждение одной больницы. |
||||
387. | |||||
О богадельнях. |
В разсуждении установления и надзирания богаделен для мужескаго и женскаго пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, надлежит приказу общественного призрения смотреть, где в оных нужда состоит [понеже во многих местах таковыя установления уже заведены] и буде найдет, что где в губернии число обоего пола убогих, увечных или престарелых, кои пропитания не имеют, превосходит число положенных мест по богадельням, тогда приказу общественного призрения отдается на разсмотрение, или распространить установленныя богадельни, и умножить места в оных, или же завести вновь в удобных к тому местах богадельни, имея всегда в виду, дабы таковые убогие, увечные и престарелые, кои пропитания не имеют, получали покров, одежду и прокормление в богадельнях, и к общему стыду и соблазну не были бы принуждены испросить оных вне установленных для них мест. При установлении богаделен, приказ общественного призрения наблюдать имеет и то, чтоб мужескаго пола богадельни были особо, а женскаго пола богадельни особо же заведены, чтоб до богаделен и в них находящимся дошло все то, что им определено, чтоб внутри богаделен благочиние было сохранено, чтоб горницы были чисто содержаны, чтоб в богадельнях молодых людей обоего пола отнюдь не было, и где таковые найдены будут, то приказ общественного призрения, смотря на лета, пол или состояние, отдаст оных или в школы, или поместит во услужение, или поручит добронравным людям для научения, или ремесла, или иных работ, или же отошлет в работные ломы для прокормления, и отнюдь не допустит, чтоб с молодости в праздности жили и к праздности привыкали. Приказ общественнаго призрения наблюдает и то, дабы внутри богаделен сохранялось добронравие, и чтоб ни каких неистовств обществу соблазнительных не происходило, найденных же паче чаяния в таковых соблазнительных противностях, приказ общественнаго призрения по разсмотрению отсылать может в смирительные домы на время или на всегда, чего весьма довольно будет для удержания продерзостей всякого рода обоего пола людей. |
||||
388. | |||||
О домах для больных не излечимых. |
В разсуждении установления и надзирания особого дома для неизлечимых больных, кои пропитания не имеют, приказу общественнаго призрения предписывается, токовый дом установить для того, что в гошпиталях, или больницах хотя и стараются о излечении разными недугами одержимых; однако же случаются болезни таковыя, кои по существу своему бывают неизлечимы, и буде где не будет особенного установления для неизлечимых неимущих, тогда случиться может, что в гошпиталях, или больницах число неизлечимых неимущих занимать будет места без пользы тех, кои будучи одержимы временными болезнями, могли бы получить пользованием излечение в гошпиталях, или больницах [не упоминая и о том, что бывают болезни неизлечимыя, кои еще при том и прилипчивы] или же неизлечимые неимущие останутся без покрова; и для того приказу общественнаго призрения надлежит стараться о доставлении неизлечимым неимущим покрова, прокормления, услужения и призрения, и чрез то да подастся неизлечимым неимущим хотя облегчение в их недугах. |
||||
389. | |||||
О домах для с ума сшедших |
В разсуждении установления и надзирания дома для с ума сшедших, приказу общественнаго призрения надлежит иметь попечение, чтоб дом избран был довольно пространный и кругом крепкий, чтоб утечки из него учинить не можно было. Токовый дом снабдить нужно пристойным, добросердечным, твердым и исправным надзирателем и нужным числом людей для смотрения, услужения и прокормления с ума сшедших, к чему нанимать можно или из отставных солдат добрых и исправных, или же иных людей за добровольную плату, кои бы обходились с ума сшедшими человеколюбиво, но при том имели за ними крепкое и не ослабное во всякое время смотрение, чтоб с ума сшедший сам себе и ни кому вреда не учинил; и для того держать с ума сшедших по состоянию с ума сшествия, или каждого особо заперта, или же в таком месте, где от него ни опасности, ни вреда учиниться не может, и приложить старание о их излечении. С ума сшедших неимущих принимают безденежно, а имущих имение принимают в доме не инако, как за годовую плату на содержание, присмотр и на приставников. |
||||
390. | |||||
О работных домах. |
В разсуждении установления и надзирания работных домов для обоего пола людей, приказ общественного призрения имеет строго и точно наблюдать, чтоб таковое учреждение соответствовало совершенно тому намерению, для которого таковые домы заводить предписывается, а именно: дабы работою доставить прокормление неимущим; какою же работою, сие отдается на усмотрение приказа общественного призрения [ибо не везде одинакия удобности бывают, в Москве каменья пилить, в других местах приготовлять лен, или прясть, и тому подобное] и понеже в работных домах всякий кормится своею работою, то и принимают в оные совершенно убогих обоего пола людей, кои работать могут, и сами добровольно туда приходят [и кои не привязаны к иной работе] в оных домах дают им работу, а по мере работы пищу, покров, одежду, или деньги, или же в работные домы принимают пристанища не имеющих, кои присланы будут на время, или на всегда из какого ни на есть места на то власть имеющего в той губернии. Живущих в работных домах людей мужескаго пола содержат особенно от женского пола, и в сих установлениях, как и во всех протчих сохраняют правила добронравия, отдаляют всякое злоупотребление и соблазны превращающие доброе установление во зловредное. Определяют к сим домам пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишества. |
||||
391. | |||||
О смирительных домах. |
В разсуждении установления и надзирания смирительных домов для обоего пола людей, приказу общественного призрения предписывается учреждать оные с великим прилежанием, дабы установление совершенно соответствовало намерению; ибо доброучрежденный смирительный дом ограждает общество от многих продерзостей добронравие повреждающих, и следовательно бывает нужен для общаго благочиния и спокойствия семей. Смирительный дом установляется ради таких людей обоего пола, которые непотребного и не воздержного жития, яко 1. сыновья или дочери, кои родителям своим не послушны, или пребывают злого жития, или ни к чему доброму не склонны, 2. люди, которые впадут в непотребное житие, начнут разточать имение, долги накоплять в двое против имения, дом разорять, и чинить непотребности противныя чести, 3. люди, которые начнут без стыда и зазора иметь явно поведение добронравию и благочинию противное, 4. рабы непотребные, которых никто в службу не принимает, 5. рабы ленивые и гуляки, кои все пропивают или проматывают, 6. люди, которые не хотя трудиться для своего пропитания, едят хлеб вотще, и сим подобные, 7. непотребного, неистового и соблазнительного жития женского пола. В смирительный же дом не инако принимают на время, или на всегда вышеписанных людей обществу стыд и зазор наносящих, как по повелению наместнического правления, или по приговору прочих судов, или же по прошению в приказе общественного призрения отцов, или матерей, или по прошению трех родственников [сим представить свидетельство, для чего] или по требованию помещика, или хозяина с прописанием причины, для которой ссылает человека в смирительный дом. Смирительному дому надлежит быть довольно пространну, построену на вольном воздухе, кругом крепку со стеною, или таким забором, чтоб утечки из онаго дома отнюдь ни кто учинить не мог, и чтоб числа людей для присмотра или караула излишно не умножить, внутри смирительного дома иметь все нужныя для дома строения и бани. К смирительному дому надлежит приставить пристойного и исправного надзирателя, а для надлежащею во всех частях дома присмотра определить из отставных солдат добропорядочного состояния и исправных людей. В смирительном доме сосланных людей должно содержать мужеского пола особо от женскаго, и как скоро кто в смирительный дом принят будет, и имя, отечество и прозванье его в книге дома того запишутся, то называть уже его тем именем, как при крещении назван, а не отчеством, или прозваньем. В смирительном доме всего более смотреть надлежит, чтоб сосланные, кроме нужного человеку времени для сна и пищи, отнюдь праздны не были, но обращались в безпрерывной работе внутри дома, а оттуда ни под каким видом отнюдь выпускаемы не были; ленивых же принуждать к работе, а роптивых и непослушных дозволяется надзирателю наказывать прутьями, но не более трех ударов за один проступок, или сажать на хлеб и на воду на три дни, или в темную тюрьму того дома на неделю. Сосланным в смирительный дом производить нужную для жизни пищу без излишества, а одежду самую простую, больным же из них стараются излечением возвратить здоровье. Сосланных в смирительный дом по прошению родителей, родственников, помещиков или хозяев, сами родители, родственники, помещики и хозяева должны снабдевать содержанием, без чего смирительный дом сосланных не принимает, или принятых освобождает. В смирительном доме, как и во всех прочих установлениях, приказ общественного призрения строго наблюдает, чтоб сохранены были правила добронравия и благочиния, и отдаляет всякое злоупотребление и соблазны, превращающие доброе и полезное заведение во зловредное. |
||||
392. | |||||
О особенных установлениях. |
Буде же случится, что частный человек, или какое общество, или город, или селение захотят установить которое нибудь из вышеписанных учреждений, или к установленным прибавить пожелают своим иждивением, то приказ общественного призрения не чинит в том ни кому препятствия, лишь бы установление сходствовало общим для установлений предписанным правилам, и оных не повреждало; ибо приказ общественного призрения везде оказывать долженствует доброхотство к роду человеческому, и споспешествовать по всюду делам основанным на человеколюбии; дворянские же предводители и градские главы обязаны по благотворительным предметам, о коих попечение возложено на приказ общественного призрения, сделать по своим местам примечания и представления в приказ общественного призрения, что к общей пользе их мест им покажется быть нужным. |
||||
393. | |||||
О сроке заседания приказа общественного призрения. |
Приказ общественного призрения имеет один срок заседания в году, а именно от 8 генваря до страстной недели. |
||||
394. | |||||
Примерное положение для учреждения больницы | |||||
А. Как поступать в приеме и содержании больных | |||||
|
1. В больницу не принимать ни кого без записки за рукою главного надзирателя. |
||||
2. Как скоро больной принят будет в больницу, то отобрать у него все его платье, и всю обувь, и дать ему вместо того шлафорок, или халат холстинный, рубашку, калпак, чулки, портки и туфли. Все взятыя у больного вещи переписав, собрать в одну связку, и положить в казенную той больницы с подписанием имени больного. | |||||
3. Таковыя отобранныя вещи у больного возвращать ему в тот день, как по выздоровлении выходить будет из больницы. | |||||
4. Больница учреждается для ограниченного числа людей [как разсуждено будет, двадцать, тридцать, более или менее по возможности определенного содержания] и более ограниченного числа больных не помещать в больнице; и для того ограниченного числа больных содержать постели всегда в готовности со всем прибором, белья всякого по три перемены на человека. | |||||
5. У каждого больного подле постели быть не большему столику, покрытому вощанкою, а на том столике по стакану и кружке оловянным, и по малинькому колокольчику, чтоб звать сидельников. | |||||
6. Комнаты содержать всегда в чистоте, и курить в них по два раза в день и переменять воздух, как доктор, или лекарь о том предпишут, в которой комнате; сидельникам же быть безотлучно. | |||||
7. Обедать больным всегда в десять часов по утру, а ужинать в шесть часов в вечеру. Кушанье варить для все обще, разве для кого особливо что от доктора, или лекаря приказано будет. | |||||
8. Смотреть накрепко, чтоб к больным ни кто из посторонних ни чего не носил; разнощиков ни под каким видом к больным не пускать. | |||||
9. В больнице пользовать и призирать всякого звания бедных и неимущих людей безденежно; прочих же больних и господских служителей тогда только принимать, когда порожния места случатся, и класть особо, а плату за излечение сих установить весьма умеренную. | |||||
Каким людям быть при больнице и с каким жалованьем | |||||
Звание чинов |
Число людей |
Жалованья каждому |
На жалованье всем |
||
Главный надзиратель Доктор Смотритель Лекарей Подлекарей Для стережения дома Перьвый сторож Сторожей Сидельников Баб сиделъниц у больных женщин Накрыватель стола Поваров Поваренных помощников Портомоя, главная смотрительница над всем бельем При ней работницы для мытья белья Бухгалтер Копеист Дровосек Конюхов для вояки воды Лошадей |
|
|
|
||
Всего |
|
|
|
||
В. Что кому из находящихся при больнице наблюдать | |||||
|
10. Главный надзиратель имеет попечение обо всем касающемся до больницы, и все при разных должностях находящиеся в больнице ему подчинены. |
||||
11. Доктор должен главного надзирателя еженедельно письменно уведомлять о состоянии больных, и иметь не усыпное смотрение, чтоб больные в лечении и в пище по предписаниям его содержаны были. О лекарствах приказывает лекарю и в аптеке, и записывает свои приказания, о пище же для больных дает записки смотрителю больницы. | |||||
12. Есть ли из присланных по записке от главного надзирателя больных явится кто в прилипчивой болезни, то доктор дает о том знать смотрителю больницы, коему тот час таковаго больного поместить особо, дабы не сделалось заразы. | |||||
13. Доктору посещать больных по утру, не реже как через день, или по крайней мере через два дни, а когда случатся больший лекарския операции, то быть и доктору при оных. | |||||
14. Лекарю, а где лекарей много, то дневальному лекарю не токмо при посещении докторском быть безотлучно, но и в те дни, когда доктор даст знать, что он за чем либо не будет осматривать больных по утру, и предписывать им нужный лекарства, а кроме того и в день по часту иметь смотрение, чтоб ни кто по предписанию ни в чем не имел недостатка, и обо всем доносить доктору. | |||||
15. Лекарю, а где лекарей более одного, то дневальному лекарю уведомлять словесно главного надзирателя ежедневно о состоянии больных. Нужныя операции, перевязывание рук и кровопускание делать ему по его искуству с наиусерднейшим примечанием. | |||||
16. Подлекарю во время принимания лекарств быть при больных безотлучно, и смотреть, чтоб не произошло в чем недоразумения, в прочем состоит он в повелениях дневального лекаря. | |||||
17. Смотрителю больницы неутомимое иметь попечение, чтоб в больнице наблюдалась чистота и во всем порядок, чтоб пища по предписанию докторскому была приуготовлена, чтоб больные в пристойных по болезням их местах помещены были, и отобранное у них платье и прочее прилежно хранилось. Он имеет в ведомстве своем сторожей, сидельников, поваров и прочих всех нижних служителей, и наблюдает, чтоб всякий из них прилежно отправлял свою должность. О порядке в больнице уведомляет ежедневно главного надзирателя. | |||||
18. Бухгалтеру иметь шнуровую книгу за печатью главнаго надзирателя. В оную записывать ему получаемыя на расход от главнаго надзирателя деньги, також и что куда именно употреблено, у кого куплено и кому отдано, при чем под запискою купцам должно расписаться. Мясо и прочия потребности по предписанию смотрителя закупать доброго качества. Ежемесячно о всем расходе подавать главному надзирателю ведомости, а по прошествии года и всю шнуровую книгу на разсмотрение. Он имеет при себе копеиста. | |||||
19. Перьваго числа каждого месяца быть собранию, в котором присутствовать доктору, лекарям, смотрителю и бухгалтеру, и естьли в сем собрании положено будет что в пользу больных, о том предложить главному надзирателю. | |||||
20. Главному надзирателю дать каждому из помянутых чинов, особо в силу сего общего положения подробные наказы, или предписания за своею рукою на все представляющиеся случаи. | |||||
21. Сверьх присылаемых и подаваемых главному надзирателю уведомлений, доктору вести дневную записку как о числе и звании больных, так и о их болезнях, о способах употребленных для излечения оных с приличными на то мнениями, дабы таковая книга могла впредь служить в советованиях докторских, которой книге и быть тут хранимой в архиве. |
<< Глава XXIV. О суде, называемом верьхняя расправа |
Глава XXVI. >> О совестном суде и его должности |
|
Содержание Учреждения для управления губерний от 7 ноября 1775 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.