Субподряд и автотранспорт на "вмененке"
В письме от 10.10.2012 N 03-11-06/3/69 Минфин России рассмотрел правомерность уплаты ЕНВД в ситуации, когда транспортная компания привлекает к перевозке грузов сторонние организации по договорам субподряда. Чиновники решили, что автомашины в субподрядчика в таком случае должны учитываться для целей уплаты ЕНВД. Но, на наш взгляд, с позицией финансистов можно поспорить.
Все, на чем возите, - в расчет ЕНВД
В комментируемом письме финансисты рассмотрели следующую ситуацию. Транспортная компания - плательщик ЕНВД владеет на праве собственности 17 автомобилями. Расширение бизнеса и увеличение объема грузоперевозок потребовали дополнительного транспорта. Поэтому компания привлекла стороннюю организацию по договору субподряда. Получилось, что с учетом автомашин субподрядчика общее количество используемых для перевозок транспортных средств превысило 20 единиц. Означает ли это, что организация потеряла право применять спецрежим в виде ЕНВД? За разъяснениями компания обратилась в Минфин России.
Ответ чиновников оказался неутешительным: в рассматриваемой ситуации, по мнению финансистов, компания теряет право на применение ЕНВД. Приведем логику рассуждений Минфина России.
Уплата ЕНВД производится в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). В качестве физического показателя для грузоперевозок используется количество автотранспортных средств (ст. 346.29 НК РФ).
Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, по мнению чиновников, следует понимать количество всех автомашин, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Для целей исчисления ЕНВД учитываются все автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния (например, находящиеся в ремонте, простаивающие, находящиеся на консервации и т.п.), а также транспортные средства, полученные по договору аренды (субаренды) и лизинга.
Казалось бы, из приведенных выше норм НК РФ можно сделать только один вывод: автотранспортные средства, привлеченные по договору субподряда, не должны учитывать при расчете ЕНВД. Однако финансисты пошли в своих рассуждениях дальше и обратились к нормам гражданского законодательства.
Поскольку определение понятия "автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов" в налоговом законодательстве отсутствует, руководствоваться нужно нормами законодательства иных отраслей (п. 1 ст. 11 НК РФ). Исходя из положений главы 40 ГК РФ предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов связана с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов на основе договоров перевозки. При этом если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, который несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору (ст. 706 ГК РФ).
Нормами главы 26.3 НК РФ не установлен запрет для применения ЕНВД в случае привлечения транспортной компанией автотранспорта сторонних организаций в целях оказания услуг по перевозке грузов. Плательщиком ЕНВД будет признаваться та организация, с которой заказчик заключает договор на перевозку, а используется ли при этом собственный автотранспорт или автомобили, принадлежащие субподрядчикам, не имеет значения. Соответственно компания - плательщик ЕНВД должна учитывать при расчете суммы налога автотранспортные средства, привлеченные по договорам субподряда. И если их количество с учетом транспорта субподрядчиков превысит ограничение в 20 единиц, в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов организация утрачивает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД.
Главное - иметь право на автотранспорт
Считаем, что позиция финансистов полностью противоречит положениям главы 26.3 НК РФ. Ведь в подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ четко сказано, что для целей применения ЕНВД учитывать нужно только те транспортные средства, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения).
Обратимся, как и Минфин России, к нормам гражданского законодательства. Исходя из положений главы 37 ГК РФ по договору субподряда права на имущество субподрядчика генеральному подрядчику не передаются. Соответственно компания не может распоряжаться им самостоятельно. Следовательно, нет оснований для учета в целях исчисления ЕНВД автотранспорта субподрядчиков, который используется при оказании услуг по перевозке.
Отметим, что суды при рассмотрении аналогичных споров исходят из сущности сложившихся между сторонами отношений, а не из наименования договоров (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2009 N А55-8200/2008). И если налоговикам удастся доказать, что фактически подрядная организация не осуществляла грузоперевозки, а просто предоставляла транспортные средства генеральному подрядчику, то договоры подряда могут быть переквалифицированы в договоры аренды автотранспорта с экипажем или без такового (ст. 632 и 642 ГК РФ). Доводами в пользу инспекции в такой ситуации может послужить тот факт, что между субподрядчиком и заказчиками услуг не согласовывались маршруты перевозки и объемы перевозимого груза и не оформлялись товарно-транспортные накладные (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2010 N А81-1415/2010). В таком случае спорные транспортные средства включат в расчет ЕНВД компании, выступавшей в роли генерального подрядчика, а это чревато доначислениями единого налога либо утратой права на применение этого спецрежима.
А. Никитин,
"ЭЖ"
"Малая бухгалтерия", N 7, октябрь-ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Малая бухгалтерия"
Учредитель ОАО "АКДИ Экономика и жизнь"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ N ФС77-19030 от 25.11.2004 г.
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16