Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава вторая.
Об ответственности должностных лиц судебного ведомства
261. Должностные лица судебного ведомства подвергаются ответственности:
или в порядке дисциплинарного производства,
или по приговорам уголовного суда.
Правила о взысканиях дисциплинарных и о порядке наложения оных излагаются в следующих 262-296 статьях. Порядок уголовного суда над должностными лицами судебного ведомства определен в Уставе уголовного судопроизводства.
Отделение первое.
О взысканиях дисциплинарных
262. Взыскания, коим должностные лица судебного ведомства могут быть подвергаемы в порядке дисциплинарного производства, без предания уголовному суду, суть:
1) предостережение;
2) замечание;
3) выговор без внесения в послужной список;
4) вычет из жалования на основании статей 458, 459 и 460-й Уложения о наказаниях;
5) арест не более как на семь дней и
6) перемещение с высшей должности на низшую.
263. Взысканиям, означенным в предшедшей 262-й статье, должностные лица судебного ведомства подлежат:
1) за те упущения по службе, за которые в Уложении о наказаниях определены такие же взыскания, а также вычет из времени службы, и
2) во всех случаях, в коих настоящим Учреждением и уставами уголовного и гражданского судопроизводств положено предавать сии лица дисциплинарной ответственности.
264. В порядке дисциплинарной ответственности председатели, товарищи председателей и члены судебных мест, а также мировые судьи подлежат только предостережениям, и не иначе как по рассмотрении дела надлежащим судом на основании правил, постановленных ниже в статьях 270-291-й.
265. Право делать предостережение или замечание какому-либо судебному месту в целом его составе или в составе присутствия принадлежит исключительно кассационным департаментам Правительствующего сената.
266. Лица прокурорского надзора и обер-секретари кассационных департаментов Сената подлежат дисциплинарным взысканиям по непосредственному усмотрению министра юстиции не иначе, однако же, как по истребовании от них объяснений. Но обер-прокуроры кассационных департаментов Сената могут на сем основании быть подвергаемы одним только предостережениям, а товарищи обер-прокуроров, прокуроры судебных палат и их товарищи, равно как и прокуроры окружных судов - только предостережениям, замечаниям и выговорам без внесения в послужные списки.
267. Чиновники канцелярий окружных судов и судебных палат подлежат дисциплинарным взысканиям по усмотрению председателей сих мест, а помощники обер-секретарей и прочие низшие чиновники канцелярий кассационных департаментов Сената - по усмотрению обер-прокуроров сих департаментов.
268. Вычетам из жалования и перемещению с высшей должности на низшую (ст. 262 п. 4 и 6) должностные лица судебного ведомства могут быть подвергаемы не иначе как по рассмотрении дела судом в порядке дисциплинарного производства (ст. 270-292).
269. Предостережения, замечания и выговоры делаются или на словах, или письменно.
Отделение второе.
О порядке дисциплинарного производства
270. Дела, подлежащие дисциплинарному производству, ведаются:
1) о председателях и членах судебных палат, обер-прокурорах, прокурорах судебных палат и товарищах их - кассационными департаментами Правительствующего сената;
2) о председателях, товарищах председателей и членах окружных судов, судебных следователях и мировых судьях, а также прокурорах окружных судов и их товарищах - судебными палатами;
3) о прочих чинах судебного ведомства - теми судебными местами, при которых они состоят.
271. Если дело, подлежащее дисциплинарному производству, касается двух или более должностных лиц судебного ведомства, из коих одни подсудны высшему, а другие низшему суду, то все они судятся совокупно в высшем из сих судов.
272. Дисциплинарное производство возбуждается: относительно судей, в том числе и судебных следователей, - или определениями самих судов и съездов мировых судей по принадлежности, или же предложениями министра юстиции; относительно прочих чинов судебного ведомства - или распоряжениями председателей, или предложениями лиц прокурорского надзора.
273. Дисциплинарное производство не может быть начато по истечении одного года со времени учинения действия или упущения, подлежащего дисциплинарному взысканию.
274. О поводах к начатию дисциплинарного производства вместе со всеми относящимися к сему бумагами и сведениями первоприсутствующий или председатель того суда, которому на основании предшедшей 270-й статьи подведомо дисциплинарное дело, предлагает на предварительное обсуждение в распорядительном заседании суда.
275. Дисциплинарное производство, начатое вследствие рассмотрения жалобы частного лица, не может быть прекращено, хотя бы это лицо и просило потом об оставлении его жалобы без последствий.
276. При предварительном обсуждении дисциплинарного дела суд собирает необходимые по делу справки и требует объяснений от обвиняемого должностного лица, которое имеет право представить оные словесно или письменно.
277. По надлежащем объяснении дела оное вносится на рассмотрение и решение общего собрания департаментов или отделений суда.
278. О времени рассмотрения дела в общем собрании суда извещается обвиняемый, который имеет право явиться к этому времени в суд для личных объяснений. Присылка поверенного не допускается.
279. Суд может, буде признает нужным, потребовать обвиняемого к назначенному сроку посредством письменного вызова. Неявка вызываемого в срок без уважительных причин не останавливает рассмотрения дела.
280. В делах дисциплинарных устранение судей допускается на общем основании.
281. Дела дисциплинарные слушаются при закрытых дверях, за исключением случая, когда обвиняемый будет просить о докладе дела его в публичном заседании. В сем случае обвиняемый вправе иметь защитника из числа присяжных поверенных.
282. При рассмотрении дисциплинарных дел суд не подчиняется никаким особенным формам, кроме указанных в предшедших 274-281-й статьях, и порядок объяснения дела зависит исключительно от усмотрения суда; но пред постановлением решения суд выслушивает заключение прокурора и обер-прокурора по принадлежности, а затем окончательные объяснения подсудимого или его защитника.
283. Если при дисциплинарном производстве обнаружится какое-либо другое нарушение или упущение обвиняемого, то суд, смотря по обстоятельствам, или решит оба дела совокупно, или же дает новому делу особый ход порядком, указанным выше сего в статьях 272 и 274-й.
284. Решение суда объявляется наличному подсудимому немедленно. Для выслушания решения, постановленного в отсутствие подсудимого, он требуется в суд, а если находится на службе в суде другого города, то решение объявляется ему в общем собрании сего последнего суда при закрытых дверях.
285. Решения, коими положено сделать мировым судьям или судебным следователям предостережение, могут по усмотрению суда быть объявляемы им и в месте их жительства.
286. Против решений окружных судов, а также постановленных в первой степени решений судебных палат осужденным предоставляется право жалобы в течение одной недели со времени объявления решений.
287. По делам, решенным в дисциплинарном порядке окружными судами и судебными палатами в первой степени, протесты прокуроров допускаются в семидневный срок со времени постановления решений.
288. Жалобы и протесты представляются председателю суда, решившего дело, и вместе со всеми относящимися к оному бумагами препровождаются в высший суд для решения в общем собрании департаментов оного. Против решений сего суда жалобы и протесты не допускаются.
289. При рассмотрении дел по жалобам и протестам наблюдаются правила, постановленные выше в статьях 278-285-й.
290. О всяком окончательном решении, состоявшемся в дисциплинарном порядке, сообщается министру юстиции для сведения.
291. Просьбы об отмене окончательных решений судебной палаты, постановленных в дисциплинарном порядке, допускаются в течение одной недели со времени объявления решений только в следующих случаях:
1) когда решение постановлено не надлежащим судом или не в надлежащем составе присутствия;
2) когда решение состоялось без истребования от подсудимого объяснений;
3) когда судом назначено наказание свыше предоставленной ему законом власти и
4) когда к делу применен закон с нарушением прямого смысла оного.
292. Если при рассмотрении дела дисциплинарным порядком будут обнаружены такие обстоятельства, по коим виновный подлежит суду уголовному, то дисциплинарное производство прекращается и подсудимый предается уголовному суду по правилам Устава уголовного судопроизводства.
293. Если судья в течение одного года подвергся три раза предостережению, то в случае новой в том же году, считая со времени первого предостережения, вины, подлежащей тому же взысканию, представляется на усмотрение кассационных департаментов Сената, не признают ли они нужным предать виновного уголовному суду.
294. Все прочие должностные лица судебного ведомства, подвергшиеся в течение одного года (ст. 293) три раза дисциплинарному взысканию строже предостережения и замечания за новые после того нарушения, хотя бы подлежащие также лишь дисциплинарному взысканию, предаются уголовному суду, который при определении им взыскания руководствуется статьей 455-й Уложения о наказаниях.
295. Когда судья за преступление или проступок, не относящиеся к службе, будет в уголовном порядке подвергнут какому-либо взысканию или наказанию, хотя бы и не соединенному с потерею права на службу, то обстоятельство это передается на обсуждение общего собрания кассационных департаментов Сената, которое, истребовав объяснение от сего судьи, может, смотря по обстоятельствам, постановить об удалении его от должности.
296. Правило предшедшей 295-й статьи распространяется также на судей, подвергшихся личному задержанию за долги или же объявленных в установленном порядке несостоятельными должниками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.