Как подготовиться к бухучету "упрощенцу"
В 2013 году компаниям, применяющим УСН, придется вести бухучет*(1). Расскажем, как "упрощенцу" следует готовиться к ведению бухгалтерского учета и что нужно предусмотреть заранее.
Сейчас компании на УСН обязаны вести только учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством о бухгалтерском учете*(2).
Бухучет начинается с формирования учетной политики. В ней отражают принципы ведения учета на конкретном предприятии по тем аспектам, по которым законодательство допускает несколько вариантов учета или вообще не регламентирует.
При формировании учетной политики важно знать, что для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих отдельные виды деятельности, предусмотрена возможность применения упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности*(3).
К субъектам малого предпринимательства относятся фирмы, в которых:
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных компаний, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25 процентов; доля участия, принадлежащая одному или нескольким компаниям, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25 процентов;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год составляла не более 100 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость ОС и НМА) за предшествующий календарный год не превысила 400 млн. руб.*(4)
Лимит по выручке и остаточную стоимость ОС и НМА устанавливает Правительство РФ раз в пять лет*(5), поэтому в 2013 году он может измениться.
Разрабатываем план счетов
Количество синтетических счетов у малых предприятий может быть сокращено по сравнению с утвержденным Планом счетов *(6). А именно, разрешено учитывать*(7):
- все производственные запасы на счете 10 "Материалы" (вместо счетов 10, 07 "Оборудование к установке", 11 "Животные на выращивании и откорме");
- затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг), на счетах 20 "Основное производство" (вместо счетов 20, 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"), 44 "Расходы на продажу";
- готовую продукцию и товары на счете 41 "Товары" (вместо счетов 41 и 43 "Готовая продукция");
- дебиторскую и кредиторскую задолженность на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (вместо счетов 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76, 79 "Внутрихозяйственные расчеты");
- денежные средства в банках на счете 51 "Расчетные счета" (вместо счетов 51, 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути");
- капитал на счете 80 "Уставный капитал" (вместо счетов 80, 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал");
- финансовый результат на счете 99 "Прибыли и убытки" (вместо счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99.
Регистры бухгалтерского учета
Компания - субъект малого предпринимательства может применять упрощенную форму систематизации и накопления информации*(8). В зависимости от характера и объема операций это может быть форма учета:
- без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма);
- с использованием регистров.
Простая форма предполагает регистрацию всех операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников на определенную дату, и составить бухотчетность. Она рекомендована малым предприятиям с незначительным количеством хозопераций (как правило, не более 30 в месяц), не производящих продукцию (работы, услуги), связанную с большими затратами материальных ресурсов.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей. Каждую ведомость, как правило, применяют для учета операций по какому-либо из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма рекомендована малым предприятиям, осуществляющим производство продукции (работ, услуг)*(9). Например, для отражения операций по счетам 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация по основным средствам" применяют ведомость по форме N В-1 *(10).
Преимущества упрощенной системы
Рассмотрим преимущества упрощенной системы бухучета.
1. Возможность ведения бухучета кассовым методом*(11).
Учет доходов и расходов в налоговом учете компании на УСН ведут тоже по кассовому методу, поэтому применение упрощенной системы позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет, а следовательно, сократить трудозатраты на их ведение. Следует отметить, что на эмитентов публично размещаемых ценных бумаг возможность ведения бухучета кассовым методом не распространяется, даже если они являются субъектами малого предпринимательства.
2. Доходы и расходы по договору строительного подряда могут признаваться малыми предприятиями (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) на основании ПБУ 9/99 *(12) и ПБУ 10/99 *(13) (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008 *(14).
Субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе проводить последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финвложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется*(15).
Возможность исправлять малыми предприятиями (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухотчетности за этот год, без ретроспективного пересчета*(16).
Право малого предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) относить все расходы по займам в состав прочих расходов*(17). Это позволяет списывать их в момент признания, не включая в стоимость товаров или основных средств.
Компании на УСН вправе использовать упрощенные формы отчетности*(18).
В бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).
В приложениях к балансу и отчету о прибылях и убытках приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения компании или результатов ее деятельности.
Субъекты малого предпринимательства могут:
- не применять ПБУ 18/02 и показывать в бухучете только суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет, без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога последующих отчетных периодов*(19);
- не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности (за исключением публикующих отчетность полностью или частично)*(20);
- не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности*(21);
- не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг)*(22);
- не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг)*(23).
Восстановление остатков
Независимо от того, выберет для себя компания на УСН вести бухучет по упрощенной форме или нет, ей необходимо получить данные об остатках по счетам бухгалтерского учета на начало 2013 года.
Новый закон распространяет свое действие на отчетность за 2013 год, поэтому достаточно ввести остатки на начало года.
Поскольку учет основных средств и нематериальных активов компания на УСН должна была вести весь 2012 год, то остатки по этим счетам на 01 января 2013 года получить не составит труда. Если же по каким-либо причинам учет не велся, то компании следует провести инвентаризацию.
Что же касается товаров и материалов, а также незавершенного производства и готовой продукции, рекомендуем также провести инвентаризацию, на основании которой отразить остатки по соответствующим счетам*(24).
По дебиторской и кредиторской задолженности советуем заранее разослать всем своим контрагентам акты сверок взаимных расчетов и получить от них подписанные экземпляры. Свою информацию относительно задолженности с каждым контрагентом можно получить, сопоставляя данные договоров и оплат.
Акты сверок следует получить от фондов и налоговой инспекции. Остаток средств на расчетном счете подтвердит выписка банка. Остаток денежных средств по счету 50 "Касса" определяют на основании Кассовой книги фирмы.
А. Урванцева,
консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению
компании "Кузьминых, Евсеев и партнеры"
Экспертиза статьи:
С. Мягкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
*(2) п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ)
*(3) ст. 5 Закона N 129-ФЗ, п. 3 ст. 20 Закона N 402-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ
*(4) п. 1 пост. Правительства РФ от 22.07.2008 N 556
*(5) ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ
*(6) утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н
*(7) п. 3, 3.1, 3.2 Информации Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 (далее - Информация N ПЗ-3/2010), Типовые рекомендации, утв. приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н
*(8) п. 4 Информации N ПЗ-3/2010
*(9) п. 4.2 Информации N ПЗ-3/2010
*(10) приложение 2 к Типовым рекомендациям, утв. приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н
*(11) п. 12 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, п. 18 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н
*(12) приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н
*(13) приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н
*(14) приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н
*(15) п. 19 ПБУ 19/02, утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н
*(16) п. 9 ПБУ 22/2010, утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н
*(17) п. 7 ПБУ 15/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н
*(18) утв. приказом Минфина России от 17.08.2012 N 113н
*(19) п. 1 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н
*(20) п. 3 ПБУ 11/2008, утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н
*(21) п. 2 ПБУ 12/2010, утв. приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н
*(22) п. 3.1 ПБУ 16/02, утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н
*(23) п. 3 ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н
*(24) утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.