Визит с проверкой из Роспотребнадзора
Установлено, как Роспотребнадзор проводит проверки фирм на предмет соблюдения ими санитарных требований, законодательства о защите прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров*(1).
Административный Регламент (далее - Регламент) стал, как бы, сводным документом, который синтезировал требования Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(2), а также Кодекса об административных правонарушениях, иных нормативных актов.
Для юристов и предпринимателей Регламент полезен тем, что облегчает понимание законности отдельных нюансов процессуальных действий чиновников.
Права и обязанности сторон
Права и обязанности проверяющих и проверяемых важны с точки зрения регламентации действий обеих сторон и ограничивают процессуальный произвол чиновников, так как проверяемая компания вправе получать информацию о проверке*(3).
Так, контролеры вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, привлекать к проведению выездной проверки экспертов, проводить досмотр транспортных средств и перевозимых грузов и т.д. Главное, чтобы такая информация и пробы были объектами проверки, иначе действия контролеров незаконны*(4).
При этом чиновники вправе проводить проверку лишь на основании распоряжения о ее проведении и только при предъявлении служебных удостоверений.
В свою очередь проверяемые компании вправе присутствовать при проведении проверки, получать информацию, относящуюся к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки, обжаловать действия проверяющих в административном и судебном порядке.
Сроки проверки
В Регламенте четко указано, когда могут проводиться плановые, а когда внеплановые проверки. Плановые проверки проходят не чаще одного раза в три года. Исключение - сферы здравоохранения, образования и социальная. Здесь такие мероприятия возможны два раза и более в три года. Внеплановый контроль проводят по обращениям граждан о нарушении прав потребителей, требованию прокурора, поручению Президента или Правительства РФ, информации из СМИ. О плановой проверке уведомляют за три рабочих дня до ее начала, внеплановой - за 24 часа. Проверка сведений о причинении вреда жизни, здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций (их угрозе) проводится без предварительного уведомления.
Плановые и внеплановые проверки проводят в форме документарной и (или) выездной проверки. Срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней*(5). Продолжительность проверки (как документарной, так и выездной) - не более 20 рабочих дней (в отношении малого бизнеса - максимум 50 часов в год, микропредприятий - 15 часов в год). В исключительных случаях выездную плановую проверку могут продлить еще не более чем на 20 рабочих дней (для малых и микропредприятий - не более чем на 15 часов)*(6). Установлено важное положение о возможности привлечения к проверке экспертов и специалистов*(7).
Роспотребнадзор не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя (иного должностного лица или уполномоченного представителя). Исключение - случай, когда основанием для проверки послужило причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера*(8).
Предмет проверки
Предметом документарной проверки могут быть сведения в документах, устанавливающие организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые в деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, предписаний и постановлений контролеров Роспотребнадзора.
При проведении документарной проверки контролеры не вправе требовать у компании сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки*(9). В течение 10 рабочих дней со дня получения запроса фирма направляет документы на бумаге в виде заверенных копий или в электронной форме. В случае выявления ошибок или несоответствий сведений в документах контролеры требуют представить пояснения в письменном виде в течение 10 дней. Вместе с такой пояснительной компания может представить дополнительные документы, подтверждающие ее точку зрения. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований, контролеры вправе провести выездную проверку.
Выездная проверка проводится в случае, если не удается при документарной проверке:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора документах;
- оценить соответствие деятельности, подлежащей проверке, обязательным требованиям без соответствующего мероприятия по контролю, для проведения которого требуется организация выездной проверки.
При выездной проверке фирма обязана не только предоставить возможность ознакомления с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, но и обеспечить доступ на территорию, в здания, строения, к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Информация о результатах проверок размещается на официальном сайте Службы Роспотребнадзора (ее территориальных органов).
В Регламенте также прописан порядок назначения проверки и ее проведения, составления итоговых документов, установлены формы согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры.
Полагаю, что открытая регламентация действий чиновников позволит предпринимателям и потребителям успешнее защищать свои права.
Л. Лялин,
почетный адвокат, член Президиума
Московской областной коллегии адвокатов
Мнение. Документы при проверке
Олег Москвитин, адвокат Коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры"
Проведение проверок Роспотребнадзором регулируется, в том числе, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Административным регламентом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 года N 764 (далее - Регламент).
При проведении выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора обязаны предъявить проверяемой компании служебные удостоверения, копию распоряжения о проведении проверки, а также копию документа о согласовании проведения проверки в случае, если проверка подлежит обязательному согласованию с органом прокуратуры (подп. 4 п. 7 Регламента).
Что касается результатов проверки, то они оформляются актом, в котором должны быть отражены полученные в ходе проверки данные, сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях (если таковые были), об их характере и о лицах, допустивших такие нарушения.
Такой акт составляется непосредственно после завершения проверки или не позднее трех рабочих дней после ее окончания - в случаях, когда проверяющим необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, измерений, специальных расследований, экспертиз (п. 64 Регламента).
К акту прилагаются объяснения работников проверяемой фирмы, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз, а также предписание об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы (п. 62 Регламента).
Один экземпляр акта со всеми приложениями вручается проверявшемуся лицу.
В случае обнаружения нарушений проверяющие выдают предписания об устранении выявленных нарушений.
Необходимо отметить, что проверявшаяся компания вправе указать в акте на свое несогласие с результатами проверки и конкретными действиями сотрудников Роспотребнадзора по проведению проверки. Кроме того, в случае несогласия фирмы с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений можно в течение 15 дней представить письменные возражения в отношении акта проверки и выданного предписания, а также приложить к возражениям подтверждающие их документы (п. 82 Регламента).
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2012 г.
---------------------------------------------------------------------------------------
*(1) приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764
*(2) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
*(3) пп. 6-9 Регламента
*(4) подп. 3 п. 57 Регламента
*(5) пп. 14-16 Регламента
*(6) п. 18 Регламента
*(7) п. 13 Регламента
*(8) подп. 2 п. 57 Регламента
*(9) п. 45 Регламента
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.