Учет спортивной одежды
В соответствии со ст. 348.10 ТК РФ работодатель обязан за счет собственных средств обеспечивать спортсменов, тренеров материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления их трудовой деятельности, в том числе спортивной экипировкой, а также поддерживать указанную экипировку в состоянии, пригодном для использования. В данной статье рассмотрим источники финансирования, за счет которых приобретается спортивная одежда, и правила обеспечения этой одеждой, а также бухгалтерский учет спортивной одежды.
Источники финансирования для приобретения спортивной одежды
Согласно п. 6 Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденных Приказом Минспорта РФ от 24.10.2012 N 325 (далее - Методические рекомендации), финансовое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, производится за счет субсидий, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг, включающих расходы на реализацию программ спортивной подготовки в порядке, предусмотренном законодательством РФ и субъектов РФ.
Кроме того, учреждение, осуществляющее спортивную подготовку, может привлекать денежные средства, получаемые:
- от оказания платных услуг;
- в виде добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц;
- как целевое финансирование (гранты).
Указанные денежные средства (за исключением целевого финансирования) учреждение вправе расходовать, в частности, на приобретение спортивной экипировки.
Также стоит отметить, что учреждениям, осуществляющим спортивную подготовку, и, соответственно, их учредителям рекомендовано предусматривать уровень бюджетной гарантированности обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием с учетом этапов спортивной подготовки в соответствии с таблицей.
Минимальный уровень бюджетной гарантированности обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием (в процентах от расчетного уровня)
Этапы | Минимальный уровень обеспечения учреждении экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием | |
по олимпийским видам спорта и видам спорта, признанным МОК | по другим видам спорта | |
Высшего спортивного мастерства | 90-100 | 70-90 |
Совершенствования спортивного мастерства | 70-90 | 60-70 |
Тренировочный (этап спортивной специализации) | 50-70 | 40-60 |
Начальной подготовки | 30-50 | 20-40 |
Спортивно-оздоровительный | 20-30 | 10-20 |
Для спортсменов, проходящих индивидуальную подготовку на основании договора с учреждением, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется уровень обеспечения учреждения экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием по олимпийским видам спорта и видам спорта, признанным Международным олимпийским комитетом (МОК), осуществлять на 100%, по другим видам спорта - на 90-100%.
Исходя из вышесказанного спортивная экипировка может быть приобретена за счет как бюджетных средств, так и внебюджетных источников финансирования. Аналогичная позиция изложена в Рекомендациях по обеспечению спортивной одеждой и обувью индивидуального пользования участников образовательного процесса, утвержденных Приказом Госкомспорта РФ от 03.03.2004 N 190/л (далее - Рекомендации N 190/л, Приказ N 190/л).
Обратите внимание! К учреждениям, осуществляющим спортивную подготовку, относятся, в частности, автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, соответственно, в области спортивной подготовки. К ним относятся центры спортивной подготовки, спортивно-тренировочные центры, училища олимпийского резерва, детско-юношеские спортивные школы, клубы физической подготовки, дворцы спорта и т.д. (п. 2, пп. 1 п. 3.2 Методических рекомендаций).
Стоит отметить, что обеспечение спортивной экипировкой спортивных сборных команд:
- РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 3 ст. 35, пп. 1 п. 1 ст. 38 Закона о спорте*(1));
- субъектов РФ - за счет средств субъекта РФ (пп. 4 п. 2 ст. 38 Закона о спорте).
Порядок (нормы) обеспечения спортивной одеждой
В соответствии с п. 8 Методических рекомендаций учреждения, осуществляющие спортивную подготовку, обязаны обеспечить лиц, проходящих спортивную подготовку, материально-техническими средствами, в том числе спортивной экипировкой.
Учреждения, осуществляющие спортивную подготовку, должны иметь спортивную форму и обувь в объеме, необходимом для качественного проведения тренировочного процесса, согласно требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки и Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, утвержденного Приказом N 190/л.
Приказ N 190/л является документом, обязательным для применения государственными и муниципальными учреждениями и организациями, независимо от ведомственной принадлежности: детско-юношескими спортивными школами, специализированными детско-юношескими спортивными школами; школами высшего спортивного мастерства; центрами спортивной подготовки; училищами олимпийского резерва; учреждениями среднего и высшего профессионального образования, осуществляющими подготовку спортсменов и специалистов (п. 1.3 Рекомендаций N 190/л).
Планирование расходов и приобретение предметов спортивной экипировки осуществляются учреждениями в соответствии с примерным перечнем обеспечения учащихся, тренеров-преподавателей и других участников спортивно-образовательного процесса спортивной одеждой, обувью и спортивным инвентарем (п. 2.1 Рекомендаций N 190/л).
В соответствии с п. 3.1 Рекомендаций N 190/л спортивная экипировка подразделяется на две категории:
- спортивная одежда и обувь общего назначения, предназначенная для спортсменов, тренеров, учащихся, студентов и преподавателей независимо от их спортивной специализации. Эти предметы должны использоваться в период проведения занятий по общей физической подготовке и при участии в церемониях открытия и закрытия соревнований;
- спортивная экипировка специального назначения. Она предназначена для использования в период специальной физической подготовки участников образовательного процесса и для выступления их на соревнованиях.
Стоит отметить, что спортивная экипировка в индивидуальное пользование выдается (п. 3.2 Рекомендаций N 190/л):
- спортсменам, проходящим подготовку в соответствующих группах согласно уровню их квалификации;
- учащимся спортивных школ и клубов физической подготовки всех типов и видов;
- студентам учреждений среднего и высшего профессионального образования, готовящим кадры специалистов для физической культуры и спорта;
- тренерам-преподавателям, преподавателям физической культуры, руководителям физического воспитания.
Что касается обеспечения спортивной одеждой спортивных сборных команд, оно осуществляется в порядке, установленном Приказом Минспорттуризма РФ от 27.05.2010 N 525 "Об утверждении Порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета" (далее - Порядок N 525). В соответствии с п. 2.1 Порядка N 525 обеспечению спортивной экипировкой подлежат спортсмены и персонал спортсменов, являющиеся членами спортивной сборной команды РФ.
Непосредственное обеспечение спортивной экипировкой спортивных сборных команд РФ осуществляется федеральным государственным учреждением "Центр спортивной подготовки сборных команд России" (далее - ФГУ "ЦСП"). Для этого оно:
- направляет в установленные сроки запрос в общероссийские спортивные федерации по видам спорта, формирующие состав членов спортивных сборных команд, о представлении не позднее 1 сентября заявок на закупку необходимой спортивной одежды и обуви для обеспечения членов спортивных сборных команд на планируемый год;
- на основании представленных общероссийскими спортивными федерациями заявок формирует сводную заявку, включая перечень спортивной экипировки, условия обеспечения данной экипировкой спортивных сборных команд, а также ее эксплуатации и списания;
- направляет сводную заявку в Минспорт для определения объемов финансирования по обеспечению материально-техническими средствами спортивных сборных команд на планируемый год;
- согласно доведенным объемам финансирования на обеспечение материально-техническими средствами спортивных сборных команд в соответствии с законодательством РФ определяет поставщика спортивной экипировки по согласованию с министерством и заключает соответствующие государственные контракты;
- в соответствии с государственными контрактами на поставку спортивной экипировки, заключенными с организациями, осуществляющими эту поставку (далее - организации-поставщики), подписывает документы, подтверждающие поставку спортивной экипировки, и принимает их на учет;
- заключает договоры материальной ответственности с работниками ФГУ "ЦСП" (членами спортивной сборной команды) и осуществляет выдачу закупленной спортивной одежды для обеспечения учебно-тренировочного процесса и участия в международных спортивных соревнованиях в соответствии с нормами и сроками их эксплуатации;
- осуществляет учет и выдачу материально-технических средств в соответствии с инструкциями N 157н *(2), 162н *(3), 174н *(4), 183н *(5);
- несет ответственность за организацию хранения, использования, выдачи и учета закупленной спортивной экипировки;
- осуществляет оперативный контроль использования закупленной спортивной экипировки спортивными сборными командами, в том числе во время международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов.
Закупки спортивной одежды
При осуществлении закупок спортивной экипировки казенные и бюджетные учреждения обязаны руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), автономные учреждения - Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также положением о закупке, разработанным и утвержденным самим учреждением.
Согласно Закону N 94-ФЗ учреждения в целях приобретения спортивной экипировки вправе размещать заказы без проведения торгов (у единственного поставщика) в случаях:
- если такая экипировка, необходима для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх (пп. 31 п. 2 ст. 55);
- если поставки осуществляются для нужд государственного образовательного учреждения на сумму, не превышающую 400 000 руб. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг образовательные учреждения вправе размещать на указанную сумму в течение квартала (пп. 14.1 п. 2 ст. 55);
- если поставки спортивной экипировки осуществляются на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера (100 000 руб.) расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать на указанную сумму в течение квартала (пп. 14 п. 2 ст. 55).
Бухгалтерский учет спортивной одежды
В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н спортивная одежда и обувь относятся к мягкому инвентарю и учитываются на счете 105 05 "Мягкий инвентарь" по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:
- счет 105 25 000 "Мягкий инвентарь - особо ценное движимое имущество учреждения";
- счет 105 35 000 "Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения".
Спортивная одежда принимается к учету по фактической стоимости (п. 100 Инструкции N 157н).
Предметы спортивной одежды и обуви маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 118 Инструкции N 157н).
К сведению. Для соблюдения требований о маркировке предметов спортивной экипировки рекомендуется использовать современные формы отличия - логотипы учреждений (п. 3.3 Рекомендаций N 190/л).
В соответствии с п. 3.3 Рекомендаций N 190/л решение о выдаче в индивидуальное или коллективное пользование тех или иных предметов спортивной экипировки (в зависимости от фактического наличия предметов) и сроках их возврата принимает руководитель учреждения по представлению ответственных специалистов. Для этого в каждом учреждении должен быть издан приказ с перечислением должностных лиц, которые вправе подавать на склад накладные-требования (ф. 0315006) с указанием предметов спортивной экипировки и резолюцией руководителя учреждения.
Фактическая выдача предметов спортивной экипировки фиксируется в книгах складского учета, где указываются дата выдачи, основание для выдачи, фамилия получателя, ставится роспись в получении. В случае выдачи предметов спортивной экипировки тренеру или другому ответственному лицу для последующей выдачи членам команды составляется ведомость, в которой расписываются лица, получившие имущество в индивидуальное пользование. Аналогичные записи осуществляются при возврате имущества.
Обратите внимание! Операции по выдаче и возврату спортивной экипировки несовершеннолетними спортсменами осуществляются с согласия их родителей или лиц, заменяющих родителей (п. 3.9 Рекомендаций N 190/л).
Лица, получившие спортивную экипировку в пользование, возвращают ее выдавшей организации по истечении сроков эксплуатации, в связи с выбытием из организации или длительными (свыше трех месяцев) перерывами в учебно-тренировочной деятельности.
Сроки эксплуатации спортивной экипировки установлены (в годах) в табеле обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования. Они зависят от режима учебно-тренировочного процесса, уровня подготовки и исчисляются с момента фактической выдачи экипировки в пользование.
Стоит отметить, что установленные сроки эксплуатации могут изменяться в случае непреднамеренного повреждения спортивной экипировки в результате тренировочной или соревновательной деятельности, не позволяющего ее дальнейшую эксплуатацию (п. 3.6 Рекомендаций N 190/л).
В каждом конкретном случае определение степени износа предметов спортивной экипировки, а также подготовка решений об их дальнейшей эксплуатации или списании должны осуществляться постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов, создание и состав которой утверждаются приказом руководителя учреждения.
Согласно п. 3.7, 3.8 Рекомендаций N 190/л выбытие спортивной экипировки происходит по следующим причинам:
- списание по истечении сроков полезной эксплуатации. Допускается списание спортивной экипировки до истечения сроков полезной эксплуатации в случаях перевода спортсменов, групп или команд после получения спортивной экипировки на более высокий этап подготовки, при условии что сроки эксплуатации спортивной экипировки на новом этапе короче, чем на предыдущем;
- реализация, допускаемая только по истечении сроков эксплуатации или изменения условий эксплуатации спортивной экипировки. Реализация спортивной одежды осуществляется по оценочной стоимости;
- передача в собственность лицам, в чьем пользовании они находились в период эксплуатации (спортсменам, тренерам и другим участникам спортивно-образовательного процесса). При этом с оценочной стоимости безвозмездно переданного в собственность имущества должен быть удержан НДФЛ по ставке 13%, как это предусмотрено ст. 211 НК РФ.
Списание спортивной экипировки оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Далее рассмотрим на примере порядок поступления и выбытия спортивной одежды.
Пример
ГБУ "Детско-юношеская спортивная школа" закупила за счет субсидии, поступившей на выполнение государственного задания, 50 купальников для занятий по водному поло на сумму 50 000 руб. (по 1 000 руб. за штуку). Из них 47 шт. выдали лицу, ответственному за учет спортивной одежды, выдаваемой спортсменам в рамках проведения учебно-тренировочного процесса. Срок полезной эксплуатации таких купальников составляет 1 г. Произведено списание 17 компл. спортивной одежды (спортивные майки и шорты, используемые для занятий по волейболу) на сумму 22 100 руб. По решению комиссии указанные комплекты не пригодны к дальнейшей эксплуатации и подлежат уничтожению.
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оприходованы на склад поступившие купальники | 4 105 35 340 (склад) | 4 302 34 730 | 50 000 |
Выданы со склада купальники МОЛ, ответственному за раздачу спортивной одежды спортсменам, на основании накладных-требований (47 шт. x 1 000 руб.) | 4 105 35 340 (МОЛ) | 4 105 35 340 (склад) | 47 000 |
Возвращены спортсменами купальники по истечении срока их полезного использования (по истечении года) | 4 105 35 340 (склад) | 4 105 35 340 (МОЛ) | 47 000 |
Списаны комплекты спортивной одежды, не пригодные для дальнейшей эксплуатации, на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов (по акту списания материальных запасов) | 4 401 20 272 | 4 105 35 440 | 22 100 |
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"