ЖКХ: двойное управление
Переход к системе саморегулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства "озвучен" и анонсирован. Главный вопрос: не будут ли мешать друг другу две системы управления?
Основной камень преткновения между сторонниками и противниками СРО в ЖКХ - обязательность вступления в СРО не только управляющих компаний, но также и товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов. Действительно, введение обязательного членства товариществ и жилкооперативов в СРО автоматически повлечет за собой уплату членских взносов и взносов в компенсационный фонд СРО. Для большинства ТСЖ это значительная финансовая нагрузка. И чтобы покрыть ее, других источников доходов (кроме платежей жильцов) как у управляющих организаций, так и у ТСЖ просто нет.
"Сейчас к введению саморегулирования много вопросов: прежде всего, настораживает тот факт, что обязательное введение института саморегулирования в ЖКХ противоречит законодательству, - замечает руководитель отдела проектов Национального центра "Специальный ресурс" Игорь Немчиков. - Как известно, жильцы не обязаны нанимать управляющую компанию или создавать ТСЖ, они вправе заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями самостоятельно. Кто в таком случае должен вступить в СРО в ЖКХ? И это только одна из коллизий, которых на самом деле появится великое множество".
Действительно, предлагаемые поправки расходятся с самой концепцией Жилищного Кодекса РФ. Нельзя с одинаковой меркой подходить к наемной организации и к организации добровольной, создаваемой гражданами. Даже в самом "Законе "О саморегулируемых организациях" N 315-Ф3 сказано только об организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью. Ни ТСЖ, ни ЖСК к ним отношения не имеют. Это некоммерческие структуры.
Сторонники перехода к саморегулированию в ЖКХ приводят свои аргументы. Один из ключевых - существование "фиктивных" ТСЖ. В таких "образованиях" собрания не проводится, голоса жильцов собираются заочно. Зачастую, формально объединяются несколько многоквартирных домов или даже целые микрорайоны. Конечно же, в таких случаях принять консолидированное решение в интересах всех жильцов совершенно невозможно.
По мнению экспертов, принятие поправок в законодательство поможет в ликвидации подобных сомнительных структур, обеспечив законную и качественную деятельность ТСЖ (а ТСЖ, в общем и целом, на сегодняшний день является самым эффективным способом управления домами). Это, кроме того, и достаточно прозрачная система сбора платежей и расходования средств. Законодательные изменения должны предоставить возможность добросовестным ТСЖ работать в благоприятных условиях, учитывая интересы собственников жилья.
Саморегулирование или монополизация?
Специалисты усматривают в грядущем "принудительном" саморегулировании и перспективы монополизации, появления в отрасли "картелей". А это свою очередь, неизбежно будет сопровождаться ростом цен на услуги ЖКХ. "Конечно же, введение института саморегулирования в сфере ЖКХ приведет к повышению тарифов, - считает Игорь Немчиков. - другой вопрос - станут ли СРО в ЖКХ бороться за снижение стоимости коммунальных услуг и усиление конкуренции. Если это произойдет, то конечный потребитель будет в выигрыше".
Какие бы меры государство ни предпринимало по минимизации тенденции к монополизации, этого процесса не избежать, считает генеральный директор компании "Невтранском" Максим Тендер: "По законам рыночной экономики, любая структура стремится обеспечить себе наиболее выгодные условия существования. Только реальная практика саморегулирования в ЖКХ позволит выработать антимонопольные принципы работы".
"Не получится ли так, что при введении СРО для ухода от административного контроля и бюрократии в целях оптимизации процессов управления многоквартирным домом, на практике мы получим бюрократию в бизнес-сообществе со своими административными барьерами, что не только не будет способствовать развитию конкуренции, но и создаст новые статьи расходов?" - задает вопрос Игорь Немчиков.
Есть и противоположные точки зрения. "Раздвоение" сферы управления ЖКХ, то есть государственное регулирование и переход к системе СРО - это и есть конкуренция, тогда как при исключительно государственном "подходе" опасность монополизации куда больше.
Заметим: цены на жилищные услуги определяют собственники на своих собраниях, а тенденция развития управления домами должна основываться на индивидуальном подходе. То есть во главе угла должно стоять не использование единых унифицированных тарифов, а адресный подход к каждому жилищу. Ведь у каждого дома свои проблемы. Соответственно, и средства на ремонт и содержание нужны разные. Кроме того, регулирование тарифов и нормативов на коммунальные услуги входит в компетенцию местных и региональных властей.
Защитный фильтр
По мнению заместителя председателя комитета Государственной думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александра Сидякина, создание СРО в сфере управления многоквартирными домами станет защитным фильтром от недобросовестных управляющих компаний, а также повысит качество предоставляемых ими услуг и проводимых работ.
"Одного только госрегулирования в сфере управления многоквартирными домами недостаточно. Нужно обратиться к самим участникам рынка, чтобы они могли заниматься саморегулированием, следить за добросовестной конкуренцией, качеством работ и услуг. Все вместе это должно привести к наведению порядка в отрасли и выработке условий допуска на рынок", - отметил Александр Сидякин.
По его же мысли, СРО помогут госорганам отслеживать злоупотребления и пресекать нарушения управляющими компаниями, наладить взаимодействие государства, субъектов рынка и граждан, для которых создание саморегулируемых организаций не станет дополнительной финансовой нагрузкой. "Чтобы такие объединяющие организации, как СРО, могли быть "защитным фильтром", они должны обладать не только обязанностями, но полномочиями, которые будут давать реальную возможность воздействовать на деятельность УК и ТСЖ", - полагает Игорь Немчиков.
С другой стороны, деятельность СРО будет эффективна только в том случае, если она будет обладать определенными полномочиями в отношении деятельности УК и ТСЖ. При этом категорически необходимо разработать механизм реального представления интересов жильцов через реализацию данных полномочий СРО - например, через участие жильцов в управлении СРО, публичности и отчетности всех действия СРО и другие. То есть во главе угла должны стать не формальные требования о вхождении в СРО как обязательное условия работы на рынке ЖКХ, а имущественная ответственность с эффективными рычагами к исполнению, а возможно, и личная ответственность руководителей СРО и членов СРО - руководителей УК и ТСЖ.
В противном случае мы получим всего лишь очередную систему по отъему денег у конечного потребителя - и еще один повод для "протестных настроений".
В. Семенов
"Саморегулирование & Бизнес", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.