Комментарий к федеральному закону от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования"*(1)
С 01.01.2012 вступает в силу Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ, которым вносятся изменения в следующие законодательные акты, в частности:
- в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ);
- в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ);
- в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и др.
Основные тарифы страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Законом N 212-ФЗ, не изменились, и их действие продлено до 2015 год включительно (ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ). Таким образом, до 2016 года тариф страховых взносов, уплачиваемый в ПФР в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, составит 22%, свыше указанной величины - 10%. Тарифы страховых взносов, уплачиваемых в ФСС и ФФОМС, не изменились: 2,9% и 5,1% соответственно. Начиная с 2016 года лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, упомянутые в пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, будут применять тарифы страховых взносов, установленные в ст. 12 Закона N 212-ФЗ (ПФР - 26%, ФСС - 2,9%, ФФОМС - 5,1% без применения регрессивной шкалы тарифа страховых взносов).
К сведению. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г." предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренная п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, в отношении каждого физического лица с 01.01.2013 установлена в размере, не превышающем 568 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Стоит отметить, что тарифы страховых взносов, установленные на 2013 год для организаций, применяющих УСНО и осуществляющих виды экономической деятельности, поименованные в пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, в том числе строительство, также установлены на уровне 2012 года. Согласно п. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в 2013 году организации, применяющие УСНО и осуществляющие вышеуказанные виды деятельности, уплачивают страховые взносы по следующим тарифам: в ПФР - 20%, в ФСС - 0%, в ФФОМС - 0%. Положениями Закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ с 2014 года действие льготных тарифов страховых взносов, предусмотренных для "упрощенцев", не предусмотрено. Также отметим, что Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ не внесено каких-либо уточнений в условия применения льготных тарифов, установленных пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, в 2013 году п. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ действует в прежней редакции.
Также обращаем ваше внимание на то, что в силу п. 3.5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ для организаций, упомянутых в п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ*(2), продолжают действовать тарифы, установленные на 2012 год (в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1% без применения регрессивной шкалы тарифа страховых взносов) при выполнении указанными плательщиками страховых взносов условий, установленных п. 5.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Как мы уже отметили, что основной тариф страховых взносов в ПФР в размере 22% сохраняется на этом же уровне до 2015 года включительно. Следует отметить, что с 01.01.2014 застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе будет предоставлено право выбора варианта формирования накопительной части трудовой пенсии. Если по состоянию на 31.12.2013 такие лица заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании (далее - ГУК) или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг ГУК, в порядке, предусмотренном федеральными законами от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", то в соответствии со ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ с 2014 года страхователи, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ (лица, производящие выплаты физическим лицам), в отношении вышеупомянутых застрахованных лиц будут производить уплату накопительной части трудовой пенсии по прежнему тарифу 6%. В отношении остальных застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе, так называемых "молчунов", на накопительную часть трудовой деятельности страхователи смогут направить лишь 2%, а оставшиеся 4% будут перераспределены на финансирование страховой части трудовой пенсии.
С учетом вышесказанного, на страхователей будут возложены дополнительные обязанности по учету застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе. Несомненно, финансовая грамотность работников растет, но для правильного применения тарифа страховых взносов бухгалтер по состоянию на дату расчета заработной платы за январь 2014 года должен иметь корректную информацию о выбранном варианте формирования накопительной части трудовой пенсии каждого застрахованного лица 1967 года рождения и моложе.
Следует отметить еще одно важное новшество, которое действует с 01.01.2013. В Закон N 167-ФЗ введена ст. 33.2, устанавливающая дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР для отдельных категорий страхователей, производящих выплаты физическим лицам, имеющим право на досрочную пенсию. Для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, занятым на работах, виды которых поименованы в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"*(3) (далее - Закон N 173-ФЗ), солидарная часть тарифа страховых взносов увеличивается в 2013 году на 4%, в 2014 году - на 6%, в 2015 году и в последующие годы - на 9%. Для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, занятых на видах работ, поименованных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ*(4), солидарная часть тарифа страховых взносов увеличивается в 2013 году - на 2%, в 2014 году - на 4%, в 2015 году и в последующие годы - на 6%. При этом дополнительные тарифы, установленные п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ, применяются ко всей базе страховых взносов, то есть предельное ограничение базы страховых взносов, предусмотренное положениями п. 4 и 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, в данном случае не применяется (п. 3 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ).
Увеличение тарифов страховых взносов для страхователей, не стремящихся к улучшению условий труда на производстве, станет серьезной налоговой нагрузкой и подтолкнет их изыскивать средства для улучшения условий труда работников.
Пунктом 4 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ предусматривается, что страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, установленным п. 1 и 2 указанной статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Напомним, что оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов проводится путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Указанный порядок вызывает много нареканий у работодателей, что, скорее всего, приведет к пересмотру его отдельных положений. В целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда может проводиться государственная экспертиза условий труда, которую осуществляет Роструд*(5), но она проводится, в частности, по запросам:
- органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
- судебных органов;
- органов управления охраной труда;
- работодателей, объединений работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов и других случаях.
Таким образом, в целях вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ потребуется разработка и утверждение соответствующих подзаконных актов.
О.В. Носова,
эксперт журнала "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст закона в журнале не публикуется.
*(2) Организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
*(3) Лица, работающие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
*(4) Лица, работающие на работах с тяжелыми условиями труда, и др.
*(5) В соответствии с п. 5.5.14 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, осуществляет государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством РФ. На текущую дату указанный порядок установлен в Положении о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"