Транспортный налог в вопросах и ответах
Не так много времени осталось до представления в налоговые органы налоговой декларации по транспортному налогу. Несмотря на то, что этот налог учреждения уплачивают не первый год и, вроде бы, с ним все понятно, сложные ситуации при его расчете все же возникают. В этой статье вкратце напомним основные моменты, связанные с определением суммы налога, и разберем неоднозначные ситуации его расчета.
Общие положения
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется нормами гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ и принятыми в соответствии с ней законами субъектов РФ (ст. 356 НК РФ).
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты, предусматривают налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Из пункта 1 этой статьи следует, что объектом обложения транспортным налогом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные за учреждением в установленном законодательством РФ порядке.
В то же время в п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В зависимости от вида транспортного средства налоговой базой для расчета транспортного налога является:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - мощность двигателя, определяемая исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указываемая в регистрационных документах;
- по водным транспортным средствам - мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством;
- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - валовая вместимость в регистровых тоннах;
- в отношении иных водных и воздушных транспортных средств - единица транспортного средства.
При расхождении сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, соответственно, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ. Они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз (п. 2 этой статьи). Допускается также установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ).
Учреждения обязаны исчислять сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.
Пример 1
На балансе образовательного учреждения числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 90 л.с. Налоговая ставка, установленная законом субъекта РФ, где зарегистрирован автомобиль, равна 2,50 руб. за 1 л.с. Законом субъекта РФ не предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу.
Определим сумму транспортного налога за налоговый период. Она равна 225 руб. (90 л.с. х 2,50 руб.).
Если законами субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу, то сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
В свою очередь суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода исчисляются в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Пример 2
Используя условия примера 1, предположим, что законами субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу.
В этом случае сумма авансового платежа составит 56 руб. (90 л.с. х 2,5 руб. х 1/4).
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет в конце года, составит 57 руб. (225 руб. - (56 руб. х 3 кв.)).
Если транспортное средство было зарегистрировано за учреждением не полный налоговый (отчетный) период, то исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) должно производиться с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на учреждении, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Пример 3
Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что автомобиль списан с учета в ГИБДД 26.11.2012.
Рассчитаем коэффициент. Он равен 0,92 (11 мес. / 12 мес.).
Сумма транспортного налога за налоговый период будет равна 207 руб. (90 л.с. х 2,50 руб. х 0,92).
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет в конце года, будет равна 39 руб. (207 руб. - (56 руб. х 3 кв.)).
Ответы на отдельные вопросы по транспортному налогу
Является ли объектом обложения транспортным налогом транспортное средство, зарегистрированное за учреждением, но не используемое в его деятельности? Как было указано выше, объектом обложения транспортным налогом являются транспортные средства, зарегистрированные за учреждением в установленном законодательством РФ порядке.
Таким образом, Налоговый кодекс не ставит в зависимость начисление и уплату транспортного налога от использования транспортного средства в деятельности учреждения (Письмо Минфина РФ от 20.09.2012 N БС-4-11/15686).
Следовательно, неиспользуемое транспортное средство будет являться объектом обложения транспортным налогом до снятия его с регистрации.
Нужно ли рассчитывать транспортный налог на автомобиль, находящийся в розыске в связи с его угоном (кражей)? Исходя из п.п. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом обложения транспортным налогом.
Таким образом, для того чтобы не рассчитывать транспортный налог на автомобиль, находящийся в розыске, этот факт нужно подтвердить документами, выданными органами МВД РФ, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
Этот документ следует представлять в налоговый орган (Приказ МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 14.06.2012 N 03-05-06-04/104.
Учреждение планирует передать транспортное средство обособленному подразделению, находящемуся в другом субъекте РФ. В субъекте РФ, где будет зарегистрировано транспортное средство, действуют налоговые ставки ниже тех, что установлены на территории субъекта РФ, где оно ранее было зарегистрировано. Как в этом случае производить исчисление транспортного налога? Исходя из п. 24.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила), государственная регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится регистрирующими подразделениями Госавтоинспекции по месту нахождения организации либо по месту нахождения ее обособленных подразделений.
При принятии решения о передаче транспортного средства от учреждения обособленному подразделению учреждению нужно зарегистрировать это транспортное средство по месту нахождения обособленного подразделения.
Как было указано выше, в случае регистрации транспортного средства и (или) его снятия с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на учреждении (обособленном подразделении), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ).
В то же время гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ не предусматривает порядка исчисления сумм транспортного налога с учетом количества дней регистрации транспортного средства на налогоплательщике (в расчете учитывается полный месяц). Поэтому если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, то авансовый платеж за указанный месяц подлежит уплате в бюджет того субъекта РФ, где транспортное средство было зарегистрировано на первое число указанного месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачивать начиная со следующего месяца (письма Минфина РФ от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11, от 27.03.2007 N 03-05-06-04/16).
Налоговая ставка транспортного налога, установленная одним субъектом РФ, и налоговая ставка транспортного налога, установленная другим субъектом РФ, могут отличаться, как и порядок их уплаты.
Таким образом, расчет транспортного налога должен производиться до перерегистрации транспортного средства по налоговым ставкам и в порядке, установленным законом субъекта РФ, в котором он был зарегистрирован до перерегистрации. А после перерегистрации расчет и уплату транспортного налога уже следует производить в соответствии с законом субъекта РФ, в котором транспортное средство зарегистрировано. При этом нужно учитывать вышеприведенные положения.
Не отменяется ли обязанность по исчислению и уплате авансовых платежей по транспортному налогу в связи с отменой обязанности представления налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу? Главой 28 "Транспортный налог" НК РФ не установлено обязанности по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу. В то же время указано, что обязанность по уплате авансовых платежей по транспортному налогу наступает, если их уплата предусмотрена законами субъектов РФ.
Следовательно, Налоговый кодекс не устанавливает зависимости между начислением и уплатой авансовых платежей по транспортному налогу и обязанностью представлять расчеты по авансовым платежам по нему.
Исчисление суммы авансовых платежей по транспортному налогу производится по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).
Однако, если законами субъектов РФ не установлена обязанность по уплате авансовых платежей по транспортному налогу в течение налогового периода (календарного года) и не определен отчетный период, исчисление и уплата авансовых платежей не производятся.
Взыскивается ли штраф и начисляются ли пени за неуплату авансовых платежей по транспортному налогу? Из пункта 1 ст. 122 НК РФ следует, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).
За эти же деяния, совершенные умышленно, взыскание штрафа производится в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).
Однако п. 3 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
На это указал и Президиум ВАС в п. 16 Информационного письма от 17.03.2003 N 71.
Следовательно, в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по транспортному налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.
Однако при неуплате авансовых платежей или уплате их в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Начисление пеней производится за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня его уплаты.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Согласно Указанию Банка России от 13.09.2012 N 2873-У с 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования установлена в размере 8,25%.
Эти положения не учитываются учреждениями, когда законами субъектов РФ не установлена обязанность по уплате авансовых платежей по транспортному налогу в течение налогового периода (календарного года) и не определен отчетный период.
Является ли учреждение плательщиком транспортного налога в отношении транспортного средства, эксплуатируемого только на территории учреждения и не зарегистрированного им в установленном законодательством порядке? В пункте 1 ст. 358 НК РФ перечислены транспортные средства, являющиеся объектом обложения транспортным налогом.
Следуя положениям п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в Государственной инспекции или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
Рассматривая аналогичную ситуацию, Президиум ВАС в Постановлении от 07.06.2012 N 14341/11 отметил, что поскольку транспортные средства организации подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора, то в силу этого обстоятельства они признаются объектами налогообложения по транспортному налогу, а организация - плательщиком транспортного налога. В связи с этим уклонение организации от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает ее от уплаты транспортного налога.
Должен ли начисляться транспортный налог по транспортному средству, находящемуся на ремонте в связи с произошедшим с его участием дорожно-транспортным происшествием? Статьей 358 НК РФ определен перечень транспортных средств, на которые транспортный налог не начисляется. В нем не поименованы транспортные средства, находящиеся на ремонте.
Следовательно, транспортный налог на данное транспортное средство должен быть начислен и уплачен в общеустановленном порядке.
Нужно ли представлять налоговую декларацию по транспортному налогу, если учреждение не имеет на балансе транспортных средств? Из подпункта 4 п. 1 ст. 23 НК РФ следует, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 363.1 НК РФ обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному налогу возложена на налогоплательщиков, которыми в силу ст. 357 НК РФ признаются лица, имеющие зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В Письме Минфина РФ от 04.03.2008 N 03-05-04-02/14 при ответе на аналогичный вопрос разъясняется, что положениями Налогового кодекса не предусмотрена обязанность представления в налоговые органы налоговых деклараций по транспортному налогу учреждениями, не признаваемыми плательщиками этого налога, в том числе учреждениями, на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, не являющиеся в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что если учреждение не имеет на балансе транспортных средств, то есть не является плательщиком транспортного налога, то налоговую декларацию ему представлять не нужно.
И. Зернова,
редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"