Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 20.09.2012 N 02-06-10/3831
В комментируемом письме *(1) Минфин отвечает на вопрос о применении бюджетными учреждениями Письма Минфина РФ от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, разъясняющего порядок отражения в бухгалтерском учете операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по гражданско-правовому договору, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнению указанных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о государственных закупках*(2) государственные (муниципальные) контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд. Принимая во внимание положения ст. 125, 126 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам размещения заказа, являются бюджетные учреждения. Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ*(3)).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственного (муниципального) контракта, исполнение указанным должником возникших обязательств должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором.
Согласно ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке в обязательном порядке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ).
Согласно ч. 11 ст. 9 Закона о государственных закупках неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Напомним, что согласно ст. 191 ГК РФ течение срока начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало.
Минимальный размер неустойки, который должен быть определен в государственном или муниципальном контракте, устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ (по состоянию на 14.09.2012 он составляет 8,25%*(4)). Таким образом, в договоре можно установить любой размер неустойки, лишь бы он превышал минимальный размер.
Бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с положениями ч. 15 и 16 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не являются получателями бюджетных средств. Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ*(5));
Согласно п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие данным целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Напомним, что учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) учреждения (ч. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Необходимо отметить, что в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и не являющихся таковыми видов деятельности), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности.
Бюджетное учреждение при оплате договора вправе руководствоваться положениями ст. 410 ГК РФ, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, оформленного надлежащим образом в рамках обычаев делового оборота.
Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Согласно п. 4 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований" для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.
При этом бюджетное учреждение вправе произвести перечисление денежных средств в оплату обязательств в сумме, уменьшенной в размере неустойки (пеней, штрафов), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора.
В соответствии с Письмом Минфина РФ от 18.09.2012 N 02-06-10/3788 отражение операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по гражданско-правовому договору, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнению указанных требований осуществляется в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями.
Наименование операции | Дебет | Кредит |
Принятие обязательств в сумме заключенных гражданско-правовых договоров (в части текущего финансового года) | 0 501 13 ххх | 0 502 11 ххх |
Формирование вложений (финансового результата, себестоимости) в сумме произведенных работ, услуг (принятых денежных обязательств) | 0 106 хх ххх 0 401 20 ххх 0 109 хх ххх | 0 302 хх 730 |
Принято денежное обязательство в сумме расчетов согласно гражданско-правовому договору и объему выполненных работ | 0 502 11 ххх | 0 502 12 ххх |
Предъявлена неустойка (пеня, штраф) по условиям гражданско-правового договора | 2 205 41 560 | 2 401 10 140 |
Перечислено исполнителю согласно заключенному гражданско-правовому договору (с учетом встречного требования) с одновременным отражением по соответствующему КОСГУ | 0 302 хх 830 | 0 201 11 610 |
Прекращение встречных требований зачетом (согласно акту, иному документу) по договорам, заключенным в рамках приносящей доход деятельности | 2 302 хх 830 | 2 205 41 660 |
Прекращение встречных требований зачетом (согласно акту, иному документу) по договорам, заключенным в рамках иной приносящей доход деятельности | 2 304 06 830 0 302 хх 830 | 2 205 41 660 0 304 06 730 |
Кроме того, Минфин отмечает, что согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н, при заполнении формы 0503737 "О порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" отражение операций по исполнению предъявленных требований по уплате санкций (неустойки, пеней, штрафов, возмещения ущерба) с одновременным исполнением обязательств бюджетного учреждения по договору без движения денежных средств следует отразить в графе 8 некассовых операций в разделах "Доходы учреждения", "Расходы учреждения".
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Минфина РФ от 20.09.2012 N 02-06-10/3831.
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(3) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(4) Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России".
*(5) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"