Страховые взносы: грядут масштабные изменения
Стало уже традицией, что в конце года законодатели вносят поправки во многие федеральные законы. 2012 год не стал исключением. В обзоре новостей в последнем номере журнала за прошедший год мы упоминали о самых интересных из них*(1). В данной статье расскажем о том, что нового нас ожидает при исчислении страховых взносов.
Основные изменения, вступившие в силу с 01.01.2013
Информация для организаций
Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ) внесено множество изменений в Закон о страховых взносах*(2), Закон об обязательном пенсионном страховании в РФ*(3) и другие федеральные законы. Большинство поправок вступят в силу лишь год спустя - с 01.01.2014. В данной статье подробно расскажем о том, что поменялось уже сегодня (поправки, вступившие в силу 01.01.2013), и немного введем в курс дела о том, что ожидает нас в будущем.
Начнем с того, что тарифы страховых взносов, установленные ст. 12 Закона о страховых взносах (в ПФР - 26%, ФСС - 2,9%, ФФОМС - 5,1%) для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в 2013, а также 2014 и 2015 годах применяться не будут. В указанный период времени будут действовать тарифы, установленные ст. 58.2 "Тарифы страховых взносов в 2012-2015 годах" (ранее - в 2012-2013 годах), то есть в том же размере, что и в прошедшем 2012 году.
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса, %* | ||
Пенсионный фонд | ФСС | Федеральный фонд ОМС | |
В пределах установленной предельной величины базы** для начисления страховых взносов | 22 | 2,9 | 5,1 |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10 | 0 | 0 |
* Если на предприятии есть льготники, для которых ст. 58 Закона о страховых взносах, пп. 1-13 п. 4 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ установлены пониженные тарифы страховых взносов, применяться должны именно они. Состав льготников и размер установленных льгот в 2013 году не меняется. ** Изменилась лишь предельная величина базы для начисления страховых взносов. В 2013 года она составит 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276). |
Основное нововведение 2013 года - установление дополнительных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (Закон о страховых взносах дополнен ст. 58.3). Организаций торговли данная поправка вряд ли коснется, но все же хочется о ней сказать. В частности, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, будут применять дополнительный тариф страхового взноса в размере:
Период | Дополнительный тариф страхового взноса* |
2013 год | 4% |
2014 год | 6% |
2015 год и последующие годы | 9% |
* Виды работ, в отношении которых подлежит применению указанная поправка, перечислены в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в РФ*(4). |
Названные дополнительные тарифы будут являться солидарной частью тарифа страховых взносов, которые пойдут на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 11 ст. 3 Федерального закона N 243-ФЗ).
Кроме того, дополнительные тарифы страховых взносов будут применяться в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых видами работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в РФ, а именно мужчин и женщин, работающих:
- на работах с тяжелыми условиями труда;
- рабочими локомотивных бригад, а также непосредственно организовывающими перевозки и обеспечивающими безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; водителями грузовых автомобилей на шахтах, в рудниках на вывозе угля, сланца, руды, породы;
- на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
- на лесозаготовках и лесосплаве;
- механизаторами комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах; в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
- водителями автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
- на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников;
- на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
- в летном составе гражданской авиации; на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации; в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
- спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам ГО и ЧС;
- также мужчин, работающих с осужденными; на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО и ЧС и женщин, работающих трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин; в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.
Размеры дополнительного тарифа страховых взносов для указанных лиц приведены в таблице.
Период | Дополнительный тариф страхового взноса |
2013 год | 2% |
2014 год | 4% |
2015 год и последующие годы | 6% |
Так же как и в предыдущем случае, названные дополнительные тарифы будут являться солидарной частью тарифа страховых взносов, который пойдет на финансирование страховой части трудовой пенсии. При этом при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам не подлежат применению п. 4 и 5 ст. 9 Закона о страховых взносах, которыми устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов. То есть страховые взносы в указанном размере будут начисляться на все выплаты, являющиеся объектом обложения страховыми взносами (в том числе свыше установленной предельной величины), произведенные в пользу работников с течение календарного года (п. 3 ст. 6 Закона N 243-ФЗ).
Информация для индивидуальных предпринимателей
Важные нововведения касаются также индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам. В 2012 году указанные лица рассчитывали суммы страховых взносов исходя из стоимости страхового года. Напомним, что согласно федеральному законодательству, действующему в 2012 году, под стоимостью страхового года понимались суммы денежных средств, которые должны были поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения. С 2013 года понятие "стоимость страхового года" будет применяться совсем в другом контексте, а к расчету сумм страховых взносов индивидуальными предпринимателями и вовсе не будет иметь никакого отношения. В частности, ст. 13 "Стоимость страхового года" Закона о страховых взносах с 01.01.2013 утратила силу. Вместо этого введено новое понятие "фиксированный размер страхового взноса", исходя из которого индивидуальные предприниматели и будут рассчитывать суммы взносов.
Примечание. Согласно абз. 8 ст. 3 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ в новой редакции стоимость страхового года - это утверждаемая Правительством РФ сумма денежных средств, исходя из которой определяется объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР на возмещение расходов ПФР по выплате трудовых пенсий.
Итак, ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, будут уплачивать соответствующие страховые взносы в ПФР, ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых следующим образом:
- фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда *(5) и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах (напомним, что эта величина равна 26%), увеличенное в 12 раз;
- фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в ФФОМС (5,1%), увеличенное в 12 раз.
То есть, если в 2012 году страховые взносы для индивидуальных предпринимателей составляли 17 208,25 руб., из которых: взносы в ПФР - 14 386,32 руб. (4 611 руб. х 12 мес. х 26%), взносы в ФФОМС - 2 821,93 руб. (4 611 руб. х 12 мес. х 5,1%), то в 2013 году эта сумма увеличится в 2 раза и составит 35 664,66 руб., из них: взносы в ПФР - 32 479,20 руб. (5 205 руб. х 2 х 12 х 26%), взносы в ФФОМС - 3 185,46 руб. (5 205 руб. х 12 х 5,1%).
Страховые взносы на ОПС и ОМС за указанные периоды не исчисляются и не уплачиваются в случаях, если названными лицами не осуществлялась предпринимательская деятельность по причине:
- прохождения военной службы;
- ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, а также в представительства государственных учреждений РФ за границей и международные организации, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.11.2008 N 885, но не более пяти лет в общей сложности.
Если работник - иностранец
Внесены изменения в ст. 7 "Застрахованные лица" Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ. Теперь к таковым будут причисляться также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (ранее - заключившие срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев). То есть если иностранное лицо в течение календарного года заключило, скажем, два срочных трудовых договора сроком по три месяца каждый, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиком страховых взносов в пользу указанного лица, будут признаваться объектом обложения страховыми взносами в ПФР (так же, как и прежде, страховые взносы будут уплачиваться по тарифу, установленному Законом об обязательном пенсионном страховании в РФ для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц).
Основные изменения, которые вступят в силу с 01.01.2014
Как уже указывалось, в 2014 и 2015 годах будут применяться тарифы страховых взносов в том же размере, что и сейчас, однако поменяется их структура: в частности, изменения коснутся выплат в отношении лиц 1967 года рождения и моложе. В случае если застрахованное лицо никак не распорядится своими пенсионными накоплениями, будут применяться следующие тарифы страховых взносов (ст. 33.1 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ):
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса, % | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На формирование накопительной части трудовой пенсии | |
для лиц 1966 года рождения и старше | для лиц 1967 года рождения и моложе | для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22 | 22%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 20%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 14% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10 | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% |
В случае если застрахованные лица 1967 года рождения и моложе до 31.12.2013 обратятся с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо выберут инвестиционный портфель управляющей компании, расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, в 2014-2015 году будут применяться следующие тарифы страховых взносов:
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса, % | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии* |
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22 | 16%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10 | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% |
* Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 года обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, при выборе начиная с 1 января 2014 года и позднее формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд, в случае выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании дополнительно вправе одновременно осуществить и выбор варианта своего пенсионного обеспечения, а именно направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6,0% либо 2,0% индивидуальной части тарифа страхового взноса (ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" дополнена п. 1.1 (ст. 5 Закона N 243-ФЗ)). |
Множество поправок внесено в части установления тарифов страховых взносов в отношении льготных категорий граждан. Не будем перечислять их все, так как они имеют небольшое отношение к предприятиям торговли, остановимся лишь на одном. В частности, для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений в 2014 году в зависимости от того, распорядились ли названные застрахованные лица своими пенсионными накоплениями, будут применяться следующие тарифы страховых взносов в ПФР (п. 3 ст. 33.3, п. 5 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ):
Основание | Тариф страхового взноса, % | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
Застрахованное лицо никак не распорядилось своими пенсионными накоплениями | 21 | 19%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 14% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Застрахованное лицо написало заявление о переходе в негосударственный пенсионный фонд и т.п. | 21 | 15%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Страховые взносы для указанных лиц в 2013 и 2014 году в другие фонды, как и предполагалось, составят: в ФСС - 2,4%, в ФФОМС - 3,7% (п. 2 ст. 58 Закона о страховых взносах).
* * *
В СМИ много говорят о необходимости проведения пенсионной реформы. В частности, чтобы сократить дефицит пенсионного бюджета, предлагаются такие непопулярные меры, как повышение пенсионного возраста. К счастью, пока эти разговоры остаются на стадии "проектов". В то же время уже в 2013 году последствия реформы многие работодатели ощутят на себе. Например, сокращение дефицита бюджета станет возможным благодаря изменению подхода к досрочным пенсиям. В правительстве считают, что расходы за досрочный выход на пенсию сотрудников должны нести компании. Об этом и других нововведениях, установленных Законом N 243-ФЗ, мы рассказали в статье.
С.В. Манохова,
редактор журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Изменения в части порядка исчисления амортизационной премии, установление льготной ставки НДС, применяемой при реализации отдельных видов товаров (Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ), изменения в части исчисления налога на имущество (Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ).
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(3) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
*(5) С 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) установлен в сумме 5 205 руб. в месяц (Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ). Напомним, что с 1 июня 2011 года МРОТ был определен в размере 4 611 руб. в месяц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"