Информация о товаре: сколько стоит её отсутствие
Правовые основы розничном купли-продажи даны в параграфе 2 главы 30 ГК РФ. В розницу товар приобретается для конечного потребления, то есть покупателем по такому договору выступают физические лица.
Помимо ГК РФ к договору купли-продажи применяется Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - закон о ЗПП), а также иные нормативно-правовые акты.
До того как приобрести товар, покупатель вправе:
- осмотреть товар;
- потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это отвечает характеру товара и не противоречит правилам розничной торговли.
Если же покупателю не предоставлена возможность сразу получить в месте продажи соответствующую информацию о товаре, то он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключён - в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (ч. 4 ст. 445 ГК РФ). Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна также возместить другой стороне причинённые этим убытки.
Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несёт ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
Согласно статье 9 закона о ЗПП изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на своей вывеске. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, то до сведения потребителя должна быть доведена информация:
- о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца);
- о номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации;
- о сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства;
- об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
Эта информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 10 закона о ЗПП). По отдельным же видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются непосредственно Правительством РФ.
Так, Перечень видов товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.09 N 1222.
Согласно Федеральному закону от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.
Согласно Перечню товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 23.04.97 N 481), информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения:
- об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания - сведения о составе, в том числе наименования использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента;
- о пищевой ценности;
- о назначении;
- об условиях применения и хранения продуктов питания;
- о способах изготовления готовых блюд;
- о весе (объёме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания;
- о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.
В зависимости от ситуации информация о товарах (работах, услугах) должна включать в себя также:
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок (если он установлен);
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- информацию об энергетической эффективности товаров (если требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности);
- срок службы или срок годности товаров (работ), а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), если они относятся к таким видам товаров (работ, услуг), для которых указанное соответствие должно наличествовать;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нём, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нём устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Необходимая информация должна быть доведена до сведения потребителей:
- в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам);
- на этикетках;
- путём маркировки;
- иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.08.97 N 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке" информация о непродовольственных товарах с учётом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке:
- наименование товара;
- наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита);
- назначение (область использования), основные свойства и характеристики;
- правила и условия эффективного и безопасного использования;
- иные сведения о товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.
Эта информация должна быть размещена:
- на упаковке;
- на этикетке товара;
- в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару;
- на листках-вкладышах к каждой единице товара;
- иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно (ст. 11 закона о ЗПП). Он доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному. Нарушение такого требования может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 14.8 КоАП РФ.
Под иными правами потребителя подразумеваются права, за нарушение которых ответственность не наступает в соответствии со статьёй 14.7 КоАП РФ и объективная сторона которых не выражена:
- в обмеривании;
- в обвешивании;
- в обсчёте;
- во введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги);
- в ином обмане потребителей (за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ).
Объективная сторона нарушений, перечисленных в статье 14.8 КоАП РФ, выражается, в частности, в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Например, отсутствие на вывеске магазина обязательной и необходимой информации о месте нахождения магазина, юридическом адресе, режиме работы магазина, о государственной регистрации и наименовании регистрировавшего органа свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Субъектами административной ответственности по статье 14.8 КоАП РФ являются должностные и юридические лица. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закреплённых в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 руб.;
- на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
М. Шаповал,
эксперт РЭА "Алиас"
"Практический бухгалтерский учет", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455