Оценка вовлеченности персонала как показатель эффективности работы HR-службы
В условиях рыночной экономики подавляющее большинство российских предприятий столкнулось с проблемами функционирования и развития. Обусловлены они были тем, что принятая в прошлом система управления не могла приспособиться к рыночным условиям, а также общим структурным кризисом российской экономики и трудностями перехода от системы централизованного распределения к отношениям здоровой конкуренции. Кроме того, эти трудности были сопряжены с недостаточной вовлеченностью персонала в дела компании. Попробуем разобраться, что это за понятие и в чем заключается его важность.
Вовлеченность персонала (далее - вовлеченность) - комплексный показатель, характеризующий состояние корпоративной культуры компании и потенциал ее развития за счет того, насколько неравнодушно сотрудники относятся к работе и делам организации. Особую роль при этом играет кадровая политика, определяющая систему управления персоналом. Грамотно выстроенная работа в этой области позволяет повысить степень вовлеченности работников в дела организации и эффективность деятельности компании, а также увеличить ее прибыль.
Вовлеченность характеризуется степенью совпадения интересов организации и ее сотрудников. Изучение этого критерия актуально для российских компаний и предприятий, поскольку каждому руководителю необходимо понимать, насколько работники в целом и их отдельные группы заинтересованы в результатах общей деятельности, какие факторы влияют на персонал, и как им следует грамотно управлять. Поэтому сегодня формирование системы управления становится задачей первостепенной важности: от этой системы будет зависеть степень вовлеченности, а следовательно, эффективность деятельности компании и ее прибыль.
На примере Новосибирской дирекции ОАО "***" было проведено исследование, направленное на следующие цели:
- оценку вовлеченности сотрудников;
- определение влияния службы управления персоналом на деятельность компании;
- анализ гендерных особенностей коллектива.
Всего в Новосибирской дирекции работает 495 сотрудников, из них 75% женщин и 25% мужчин.
Вовлеченность представляет собой степень участия сотрудников в жизни и деятельности компании, совпадение интересов организации с интересами работников, позитивное отношение каждого к своей работе, приводящее к повышению производительности труда.
Кадровая политика организации должна обеспечивать вовлеченность персонала: наибольшее влияние на уровень последней оказывают такие ее составляющие, как система подбора кадров и система карьерного продвижения. Грамотно выстроенные системы отбора, адаптации, мотивации, развития и оценки сотрудников, в совокупности представляющие собой систему управления, позволят решать корпоративные задачи, стоящие перед бизнесом, повысят удовлетворенность и инициативность персонала, сократят число нелояльных сотрудников. Все вышеперечисленное и входит в число основных составляющих вовлеченности (рис. 1).
Рисунок 1
Индикаторы вовлеченности персонала
/---------\ /----------\ /-----------\
/ | | - - - | | - - - | | \
| | Говорит | | Остается | | Стремится | |
\ | | - - - | | - - - | | /
\---------/ \----------/ \-----------/
Поведение: Поведение: Поведение:
Вовлеченные Вовлеченные Вовлеченные
сотрудники всегда сотрудники сотрудники
позитивно действительно прикладывают
отзываются хотят быть дополнительные
о компании частью компании усилия, чтобы
потенциальным способствовать
сотрудникам и успеху бизнеса
клиентам
Если система управления отсутствует, показатели вовлеченности будут низкими, так как именно эта система позволяет согласованно решать задачи, стоящие перед организацией в целом и каждым ее сотрудником в отдельности.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
В Новосибирской дирекции сформирована технология подбора и планирования потребности в персонале, существует материальная мотивация сотрудников, разработана программа корпоративного обучения, курс видеолекций для новичков, а также разработана программа стажировок, которая предусматривает введение в должность.
Сотрудники банка знают, в чем состоят их функциональные обязанности, которые к тому же закреплены в должностных инструкциях. Также они понимают, чего ожидает руководство, каким образом оценивается их работа.
Одновременно исследование позволило выявить следующие недостатки.
В организации отсутствует продуманная система управления, что приводит к низкому уровню вовлеченности персонала: выявлены незначительная заинтересованность в работе и невысокий средний индекс вовлеченности сотрудников (34%), что говорит о их равнодушии к конечному результату деятельности и о том, что целенаправленных действий в данном направлении кадровые службы не ведут.
Проблемы в работе службы управления персоналом проявляются в следующих недостатках:
- не разработано Положение о кадровой политике, которое регулировало бы деятельность службы управления в целом и по отдельным направлениям;
- сотрудникам неясны цели организации;
- отсутствуют возможности профессионального развития и обучения, единство с коллегами и руководством при выполнении повседневной работы;
- отсутствует программа закрепления молодежи в компании, не внедрены управленческий учет и планирование кадров.
Для устранения выявленных недостатков была разработана следующая программа повышения вовлеченности персонала.
Этап I. Анализ отчетов (чтение и анализ полученных результатов, выявление тенденций).
Этап II. План действий (определение приоритетов, общение с сотрудниками, разработка инструментария и составление критериев).
Этап III. Разработка программ и тренингов в соответствии с определенными критериями.
Программа повышения вовлеченности персонала включает в себя следующие аспекты.
Вдохновляющее лидерство. Высшие руководители не должны ограничиваться пустыми словами о том, что сотрудники являются самым значимым активом компании - в это необходимо по-настоящему верить и доказывать истинность подобных утверждений реальными делами.
Сильная корпоративная культура. Творческий потенциал корпоративной культуры определяет возможности раскрытия индивидуальных талантов каждого сотрудника, простор для нестандартного подхода к выполнению профессиональных обязанностей.
Фокусировка на вопросах развития талантов. Система развития талантов должна быть интегрирована в HR-технологии. В качестве показателя данного уровня вовлеченности можно использовать процент персонала, участвующего во внедрении инноваций.
Сильное чувство ответственности. Сотрудники должны чувствовать свой личный вклад в общее дело, осознавать свою ответственность за достижение не только личного успеха, но и процветания компании в целом.
Наличие и исполнение HR-политик и процедур, соответствующих целям компании.
По результатам исследования разработаны:
- проект "Положения о кадровой политики", направленный на формирование активной кадровой политики,
- "Программа повышения вовлеченности персонала",
- "Модель вовлеченности персонала банка" (рис. 2).
Рисунок 2
Модель вовлеченности персонала
/----------------------\ /-------------------\
| Каскадное обучение |------\ /-------| Активные методы |
\----------------------/ | | \-------------------/
/--------------------\ /-------------------\ /-------------------\
| Работа в команде |------| Вовлеченность |---| Ответственность |
\--------------------/ \-------------------/ | персонала |
| | \-------------------/
/------------------\ | | /--------------------------\
| Карьерный рост |------/ \-| Корпоративная культура |
\------------------/ \--------------------------/
Предложен комплекс мероприятий, направленный на повышение вовлеченности персонала как в решение корпоративных задач (стратегическое планирование), так и непосредственно в рабочий процесс, что повысит клиентоориентированность сотрудников, их инициативность, удовлетворенность своей работой и лояльность к организации.
Мнение эксперта
Руслан Мансуров, кандидат экономических наук, Директор Зеленодольского филиала Института экономики, управления и права (Казань)
Оценка вовлеченности персонала в деятельность компании - исключительно важное направление работы HR-службы. Ведь именно персонал, понимающий задачи и проблемы организации, начинает работать не "из-под палки", а творчески и "с огоньком", с заботой о судьбе всего общего дела. Однако практическое исполнение этой задачи сопряжено с большими сложностями, потому что нет единых, разработанных методик такой оценки. Более того - нет и единого понятийного аппарата. Так, например, автор данной статьи понимает понятие вовлеченность персонала, как комплексный показатель, характеризующий состояние корпоративной культуры компании и потенциал ее развития. В тоже время другие авторы, например, В.Н. Голубкин в учебном пособие "Человеческие аспекты управления знаниями и инновациями", дает несколько более широкое понимание данной категории. Он говорит о том, что вовлечение работников в управление организацией - это процесс, который не только помогает подключиться к идеям, ноу-хау и накопленному опыту работников, но и способствует мотивации к действиям и принятию организационных изменений. В той же книге приводится также очень хорошая модель, характеризующая процесс вовлечения персонала (рис. 3).
Рисунок 3
Лестница вовлечения персонала в деятельность компании и расширения полномочий
/----------------------\
|Расширение полномочий |
/---------------------------------------|
|Полуавтономные рабочие группы |
/------------------------------------------------|
|Переговоры/партнерство |
/-----------------------------------------------------------|
|Консультации |
/-----------------------------------------------------------------------|
|Информирование |
\-----------------------------------------------------------------------/
Если данная модель используется не как абстрактная теория, а как конкретное руководство к действию, в организации могут формироваться "высокорезультативные команды" вовлеченного персонала, способные решать важные оперативные и/или стратегические вопросы.
Роль службы управления персоналом в рассматриваемом вопросе крайне важна, но в тоже время ее нельзя и переоценивать. Едва ли можно проследить прямую зависимость между низкой вовлеченностью и эффективностью системы управления кадрами. Дело в том, что вовлечение, прежде всего, характеризуется соучастием, состраданием, если хотите, к проблемам организации, готовностью что-то сделать для организации просто так. А такие чувства не могут вызываться наличием или отсутствием "Положения о кадровой политике".
Возвращаясь к обсуждению роли кадровой службы в повышении вовлеченности работников следует отметить, что "персональщики" могут организовать данную работу, но только в тесной связке с руководителями структурных подразделений. Ничего не получится, если, например, HR-служба взывает к высокой корпоративной культуре и в тоже время "на местах" идет некорректное распределение фонда оплаты труда.
Следует также отметить, что добиться вовлеченности всего персонала в проблемы и управление организацией невозможно и главное - это ненужно. Практика четко показывает, что оптимальнее и эффективнее всего - создать "высокорезультативные команды" из наиболее подготовленных работников. Данные команды формируются по уже обсуждавшейся модели.
Процесс начинается с информирования персонала и заканчивается расширением полномочий членов созданной команды. При этом на каждом этапе проходит отсев так называемой "нецелевой аудитории".
В целом, практических исследований в области вовлечения персонала, основанных на опыте реальных компании в настоящее время мало и с этих позиций данная статья представляет безусловный интерес.
Ю. Акулова,
Новосибирск
"Кадровик.ру", N 12, декабрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик.ру"
Издатель: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Институт профессионального развития Национального союза кадровиков"