Инвентаризация нефинансовых, финансовых активов и обязательств в бюджетных учреждениях нового типа
Прежде чем приступить к составлению годовой отчетности, каждая организация в соответствии с законодательством РФ обязана провести инвентаризацию своего имущества и обязательств.
Общие положения проведения инвентаризации. Инвентаризация - это проверка фактического наличия финансовых и нефинансовых активов учреждений и их обязательств путем сопоставления с данными бухгалтерского учета.
Порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49) и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Инвентаризации подлежат все активы учреждений независимо от их местонахождения и все виды финансовых обязательств. Инвентаризации также подлежат активы, учитываемые на забалансовых счетах, например материальные ценности, принятые на ответственное хранение, материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению, бланки строгой отчетности, арендованные основные средства, переходящие спортивные кубки и др.
Целью инвентаризации в соответствии с законодательством являются обеспечение достоверности показателей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждений.
Инвентаризация позволяет установить реальность всех статей баланса и других форм отчетности учреждений. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем учреждения. Таким образом, в учетной политике необходимо утвердить:
- количество инвентаризаций, проводимых в отчетном году;
- даты проведения инвентаризаций;
- перечень имущества и обязательств, наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации;
- порядок урегулирования выявленных расхождений;
- порядок обязательных инвентаризаций.
В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Приказ N 34н), проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в 3 года, библиотечных фондов - один раз в 5 лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии с Методическими указаниями N 49 для проведения инвентаризации активов и обязательств назначается инвентаризационная комиссия, а в подразделениях могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объеме работ и наличии в учреждении ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель учреждения.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты учреждения.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.
Кроме проверки состояния и наличия активов комиссии имеют право выносить на заседание постоянно действующей инвентаризационной комиссии предложения о списании отдельных объектов (групп) учета, об организации учета того или иного имущества и др.
До начала проверки фактического наличия активов инвентаризационной комиссии надо получить на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в документы данных о фактических остатках основных средств, материальных запасов, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель учреждения должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества.
Проверка фактического наличия имущества выполняется при обязательном участии материально ответственных лиц.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в сейфе (шкафу) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Далее остановимся на проведении инвентаризации отдельных объектов бухгалтерского учета в соответствии с Методическими указаниями N 49.
Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация нефинансовых активов (основных средств, непроизведенных и нематериальных активов). До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
- наличие документов на непроизведенные активы, нематериальные активы, основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду и на хранение.
При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право оперативного управления и нахождение указанных объектов в собственности учреждения. При инвентаризации непроизведенных активов проверяется наличие документов, подтверждающих право оперативного управления и законодательное закрепление за учреждением земли, ресурсов недр и т.п.
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договоры уступки (приобретения) прав, другие охранные документы), а также правильность и своевременность отражения этих активов в балансе.
Инвентаризация основных средств проводится комиссией путем осмотра объектов и записи их наименования, назначения, инвентарного номера, количества. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера или частичная ликвидация строений и сооружений не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести данные о произведенных изменениях в описи.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений учреждения и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Инвентаризация материальных запасов. Материальные запасы заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
При хранении материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в опись данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру после инвентаризации.
Эти материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации материальные запасы могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии (п. 3.19 Методических указаний N 49).
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Предметы мягкого инвентаря, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
Предметы мягкого инвентаря, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Инвентаризация финансовых вложений. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические вложения учреждения в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
- правильность оформления ценных бумаг;
- реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
- сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
- своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.
Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы.
Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии учреждения.
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий - специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета учреждения, с данными выписок этих специальных организаций.
Финансовые вложения в уставные капиталы других юридических лиц при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности. Инвентаризация кассы также проводится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденным положением Банка России от 12.10.2011 N 373-П.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, бланки строгой отчетности (бланки ценных бумаг, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек и вкладыши в них) и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности проводится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных документов на сдачу выручки и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в казначействе (банках) на лицевых счетах, проводится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии учреждения, с данными выписок казначейства (банков).
Инвентаризация расчетов. Инвентаризация расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах расчетов бухгалтерского учета.
Например, проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по материалам, оплаченным, но находящимся в пути, поступившим без документов.
По задолженности работникам выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам, невостребованной депонентской задолженности и др.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам на командировочные, хозяйственные расходы, представительские расходы, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
а) правильность расчетов с финансовыми органами, государственными внебюджетными фондами и другими организациями;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Порядок регулирования инвентаризационных разниц. В ходе инвентаризации может сложиться ситуация, когда комиссией будут выявлены либо излишки (превышение фактических данных над данными бухгалтерского учета), либо недостачи (превышение данных бухгалтерского учета над фактическими данными) имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" выявленные расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке (п. 28 Приказа N 34н):
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации. Данная норма содержится также в п. 31 Инструкции N 157н, где говорится, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
В документах, представляемых для оформления списания недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли, должны быть:
- решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц;
- либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на издержки обращения и производства в рамках деятельности, приносящей доход, а в рамках бюджетной (некоммерческой) деятельности - на расходы учреждений.
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю.
Окончательное решение о зачете недостач излишками по пересортице принимает руководитель учреждения (письмо Минфина России от 19.08.2004 N 07-05-14/217).
Оформление результатов инвентаризации. Документы, которые используются для оформления инвентаризации, утверждены приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" и систематизированы в табл. 1.
Таблица 1
Формы регистров бухгалтерского учета
N п/п | Наименование документа | Код формы | Краткая характеристика документа |
1 | Инвентаризационная опись ценных бумаг | Применяется для отражения результатов инвентаризации ценных бумаг, а также финансовых вложений учреждений в ценные бумаги. В описи указываются: - наименование ценной бумаги и ее эмитента; - серия и номер; - стоимость по номиналу единицы ценной бумаги; - код валюты, в которой номинирована ценная бумага; - курс Центрального банка РФ на дату проведения инвентаризации; - количество принадлежащих учреждению ценных бумаг; - номинальная стоимость имеющегося пакета ценных бумаг в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте, рассчитанном по курсу, указанному в описи), в рублях; - первоначальная стоимость ценных бумаг в рублях | |
2 | Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств | Применяется для отражения результатов инвентаризации остатков денежных средств учреждения на счетах в учреждениях Центрального банка РФ, кредитных организациях. В документе указываются: - наименование кредитной организации; - номер ее счета; - код валюты по общероссийскому классификатору валют; - остаток денежных средств на дату инвентаризации в иностранной валюте; - курс Центрального банка РФ на дату инвентаризации; - остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. Кроме того, в описи производится запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками | |
3 | Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) | Применяется для отражения результатов инвентаризации задолженности по кредитам, займам (ссудам), находящимся на учете в учреждении. Заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета. В документе отражаются: - сумма задолженности в рублях и в иностранной валюте (по основному долгу, по начисленным и неуплаченным процентам, по штрафным санкциям за нецелевое использование средств, по штрафам (пеням) за несвоевременный возврат и неуплату процентов); - сумма задолженности, подтвержденная и не подтвержденная дебиторами; - сумма просроченной задолженности (с истекшим сроком исковой давности) | |
4 | Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов | Применяется для отражения результатов инвентаризации бланков строгой отчетности и денежных документов, проведенной в учреждении. В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Инвентаризационная опись составляется комиссией учреждения по видам документов и материально ответственным лицам, с указанием места проведения инвентаризации, распиской материально ответственного лица. В документе отражаются: - наименование и код бланков строгой отчетности; - единица измерения; - сведения о фактическом наличии (цена, количество); - сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма); - сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам - количество и сумма) | |
5 | Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов | Применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации объектов нефинансовых активов. В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам, с указанием места проведения инвентаризации, распиской материально ответственного лица. В документе отражаются: - наименование и код объекта учета; - инвентарный номер; - единица измерения; - сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество); - сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма); - сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам - количество и сумма) | |
6 | Инвентаризационная опись наличных денежных средств | Применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации наличных денежных средств в кассе учреждения. Формируется комиссией учреждения. В документе отражаются: - сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью); - сведения по недостаче и по излишкам, выявленным по результатам инвентаризации; - номера последних приходного и расходного кассовых ордеров | |
7 | Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | Применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, иными дебиторами и кредиторами (за исключением расчетов по долговым обязательствам, по которым составляются отдельные инвентаризационные описи). Формируется комиссией учреждения. В документе отражаются: - сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности; - наименование дебитора (кредитора), в случае отражения расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ; - данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность; - номер счета бухгалтерского учета; - общая сумма задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденная дебиторами (кредиторами), не подтвержденная дебиторами (кредиторами), а также сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности | |
8 | Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям | Применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждений. Формируется комиссией учреждения. В документе отражаются: - сведения по данным бухгалтерского учета; - номер счета бухгалтерского учета; - общая сумма задолженности плательщика (всего), в том числе подтвержденная дебитором, не подтвержденная дебитором, а также сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности | |
9 | Ведомость расхождений по результатам инвентаризации | Применяется для отражения установленных (выявленных) расхождений с данными бухгалтерского учета, а именно: недостач или излишков по нефинансовым и финансовым активам в количественном и стоимостном выражении. Документ является основанием для составления акта о результатах инвентаризации (код формы - 0504835) | |
Все вышеописанные документы подписываются председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение |
Материальная ответственность работника за недостачу, порчу имущества. В соответствии со ст. 238 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб*(1). Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния этого имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества, возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
Может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.
Действующим законодательством предусмотрено два вида материальной ответственности (ст. 241 ТК РФ):
1) полная;
2) ограниченная.
Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб, недостачу в полном размере.
Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, т.е. о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество (ст. 244 ТК РФ)*(2).
Ограниченную материальную ответственность несут работники за порчу или уничтожение материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, инструментов, специальной одежды и других предметов по небрежности, выданных в личное пользование, если ущерб причинен в ходе трудового процесса. Данная ответственность не может превышать среднего месячного заработка виновного работника на день выявления ущерба.
Также допускается материальная ответственность свыше среднего месячного заработка в случаях, предусмотренных законодательством. По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.
Материальную ответственность в пределах среднего месячного заработка несут все работники, в том числе и должностные лица, если отсутствуют основания для возложения на них ответственности в более высоком размере.
Порядок исчисления среднего заработка для осуществления различных выплат работнику (отпуска, увольнение и т.п.) установлен ст. 139 ТК РФ, а также постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников.
Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее 1 мес. со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом (ст. 248 ТК РФ).
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки учреждение имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт (ст. 247 ТК РФ).
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суде.
Взыскание работодателем причиненного ущерба осуществляется в судебном порядке:
- если месячный срок истек либо работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб;
- сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок.
Для этого работодателю придется подготовить соответствующий пакет документов, а именно:
- исковое заявление о возмещении суммы причиненного ущерба;
- копию приказа о приеме работника на работу;
- копию трудового договора с работником;
- копию акта о результатах инвентаризации;
- копию договора о полной материальной ответственности (при его наличии);
- должностную инструкцию работника;
- документы, связанные с проведением служебной проверки, и др.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.
Возмещение ущерба, недостачи производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.
Бухгалтерский учет расчетов по недостаче, хищению и прочему ущербу имуществу бюджетного учреждения. Недостачи, хищения, потери от порчи нефинансовых и финансовых активов, выявленные в результате инвентаризации, учитываются в бухгалтерском учете на следующих счетах Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений:
- 20900 "Расчеты по ущербу имуществу";
- 20970 "Расчеты по ущербу нефинансовым активам";
- 20980 "Расчеты по прочему ущербу".
Обратите внимание, что в соответствии с п. 111 приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" недостача (порча) материальных ценностей в пределах норм естественной убыли не учитывается на счете 20900 "Расчеты по ущербу имуществу", а по распоряжению руководителя списывается на расходы учреждения либо себестоимость готовой продукции, работ, услуг.
Для ведения бухгалтерского учета расчетов по ущербу имуществу применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:
- 20971 "Расчеты по ущербу основным средствам";
- 20972 "Расчеты по ущербу нематериальным активам";
- 20973 "Расчеты по ущербу непроизведенным активам";
- 20974 "Расчеты по ущербу материальных запасов";
- 20981 "Расчеты по недостачам денежных средств";
- 20982 "Расчеты по недостачам иных финансовых активов".
Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе виновных лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба, по виду имущества и (или) сумм ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам.
Операции по счету 20900 "Расчеты по ущербу имуществу" оформляются следующими бухгалтерскими записями (табл. 2 и 3).
Таблица 2
Бухгалтерский учет излишков, выявленных при инвентаризации*
Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |
Учреждением приняты к бухгалтерскому учету на основании решения инвентаризационной комиссии, утвержденного руководителем бюджетного учреждения, излишки нефинансовых активов, выявленные при инвентаризации в оценке по рыночной стоимости на дату утверждения результатов инвентаризации в установленном порядке: | 40110180 | |
- основных средств | 10110310 | |
- нематериальных активов | 10120310, 10130310, 10210330, 10220320 | |
- непроизведенных активов | 10230320, 10311330, 10312330, 10313330 | |
- материальных запасов | 10520340, 10530340 | |
* Коды счетов бухгалтерского учета недостачи приводятся, начиная с 19-го разряда. Для бюджетных учреждений в разрядах 24, 25, 26 отражаются Коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации. |
Таблица 3
Бухгалтерский учет операций по выявленным недостачам и ущербу нефинансовых и финансовых активов
N п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
1 | Учреждением сформирована дебиторская задолженность на суммы недостач, хищений, потерь имущества, являющегося нефинансовыми активами (основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, материальных запасов) | 20971560-20974560 | 40110172 |
Одновременно с бухгалтерского учета списывается сумма накопленной амортизации по амортизируемым объектам на уменьшение их первоначальной стоимости: | |||
- основных средств | 10400410 | 10100410 | |
- нематериальных активов | 10409420 | 10201420 | |
Списывается с бухгалтерского учета остаточная стоимость недостающих объектов: | 40110172 | ||
- основных средств | 10100410 | ||
- нематериальных активов | 10201420 | ||
Списывается с бухгалтерского учета балансовая стоимость объектов непроизведенных активов | 40110172 | 10310430 | |
Списывается с бухгалтерского учета балансовая (фактическая) стоимость материальных запасов | 40110172 | 10500440 | |
2 | Учреждением сформирована дебиторская задолженность на недостачу, хищения финансовых активов: | 20981560 | |
- наличных денежных средств в кассе учреждения | 20134610 | ||
- денежных средств в иностранной валюте на счете в кредитной организации при наличии решения суда о признании кредитной организации банкротом | 20127610 | ||
3 | Учреждением сформирована дебиторская задолженность на суммы выявленных недостач, хищений денежных документов, финансовых вложений и иных финансовых активов, за исключением денежных средств | 20982560 | 40110172 |
Одновременно с бухгалтерского учета списывается балансовая стоимость: | 40110172 | ||
- денежных документов | 20135610 | ||
- финансовых вложений | 20431530, 20434530-20453550 | ||
4 | Погашена виновным лицом недостача нефинансовых и финансовых активов наличными денежными средствами в кассу учреждения | 20134510 | 20970660, 20980660 |
5 | Погашена виновным лицом недостача нефинансовых и финансовых активов в безналичном порядке | 20111510 | 20970660, 20980660 |
6 | Учтено возмещение ущерба виновными лицами из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ | 30403830 | 20970660, 20980660 |
7 | Учреждением отражено в бухгалтерском учете возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме: | 40110172 | |
- основных средств | 20971660 | ||
- нематериальных активов | 20972660 | ||
- материальных запасов | 20974660 | ||
- денежных документов и финансовых вложений | 20982660 | ||
Одновременно активы, поступившие в учреждение, принимаются к бухгалтерскому учету (см. операции 3, 4, 5, 6) | |||
8 | Приняты к бухгалтерскому учету объекты основных средств, поступившие в натуральной форме, в порядке возмещения ущерба, причиненного виновным лицом | 10110310, 10120310, 10130310 | 40110172 |
9 | Приняты к бухгалтерскому учету объекты нематериальных активов, поступившие в натуральной форме, в порядке возмещения ущерба, причиненного виновным лицом* | 10210320, 10220320, 10230320 | 40110172 |
10 | Приняты к бухгалтерскому учету объекты материальных запасов, поступившие в натуральной форме, в порядке возмещения ущерба, причиненного виновным лицом | 10520340, 10530340 | 40110172 |
11 | Приняты к бухгалтерскому учету денежные документы, поступившие в натуральной форме, в порядке возмещения ущерба, причиненного виновным лицом | 20135510 | 40110172 |
12 | Учреждением списана с бухгалтерского учета сумма недостачи, хищений нефинансовых и финансовых активов при отсутствии конкретных виновников, а также при отказе во взыскании судом | 40110172 | 20970660, 20980660 |
13 | Учреждением списана с бухгалтерского учета сумма недостачи, хищений нефинансовых и финансовых активов в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным. Одновременно дебиторская задолженность принимается на забалансовый учет: Дебет счета 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" | 40110173 | 20970660, 20980660 |
14 | Учреждением учтены суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее списанных с балансового учета. Дебиторская задолженность одновременно списывается с забалансового учета: Кредит счета 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов". Далее сумма недостачи может быть возмещена наличными денежными средствами, в безналичном порядке, а также в натуральной форме | 20970560, 20980560 | 40110173 |
* Одним из признаков принятия к бухгалтерскому учету актива в качестве нематериального является отсутствие материально-вещественной формы, тем не менее данная проводка приводится в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н. |
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
3. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
4. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
5. Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.2011 N 373-П).
Т.С. Маслова,
кандидат экономических наук,
доцент Нижегородский государственный
университет имени Н.И. Лобачевского
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 2, 3, январь, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
*(2) См. также Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, и Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, утвержденные постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).