Комментарий к письму Минфина РФ от 15 ноября 2012 г. N 03-02-08/99 и письму Федеральной налоговой службы от 21 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/19597
В опубликованных письмах финансового и налогового ведомств приводятся разъяснения относительно лиц, уполномоченных представлять интересы индивидуального предпринимателя.
Письмо Министерства финансов РФ от 15.11.2012 N 03-02-08/99 посвящено порядку оформления доверенности представителю при рассмотрении акта налоговой проверки. В письме ФНС России от 21.11.2012 N ЕД-4-3/19597 говорится о выдаче индивидуальным предпринимателем доверенности на представительство его интересов в налоговых органах без печати.
Представители налогоплательщика - физического лица
Как правило, налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Полномочия последнего должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами (п. 1 и 3 ст. 26 НК РФ).
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 2 ст. 27 НК РФ).
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, наделенное налогоплательщиком полномочиями представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (п. 1 ст. 29 НК РФ).
Основание для осуществления полномочий
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а именно - статьей 185 Гражданского кодекса РФ. Это установлено абзацем 2 пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса РФ.
Мнение финансового министерства
По мнению Минфина России в письме от 15.11.2012 N 03-02-08/99, указанное выше положение применяется и в отношении уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя. Поэтому представлять интересы индивидуального предпринимателя в отношениях с налоговыми органами возможно только при наличии нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к таковой.
Другая точка зрения
Несколько иной точки зрения на этот счет придерживается налоговое ведомство. Подтверждает это письмо ФНС России от 21.11.2012 N ЕД-4-3/19597. В нем говорится, что нотариальному заверению должны подлежать те доверенности, которые индивидуальный предприниматель выдает уполномоченному представителю без своей печати по причине ее отсутствия. Дело в том, что оформление индивидуальным предпринимателем доверенности в простой письменной форме на право представления отчетности и иных сведений в налоговый орган без заверения ее печатью противоречит нормам гражданского законодательства, которое в правах приравнивает индивидуального предпринимателя к юридическому лицу.
Аналогичное мнение приведено в письме ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627. Здесь налоговое ведомство указало, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей российского законодательства, используемые в Налоговом кодексе РФ, обычно применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ). Пунктом 2 упомянутой статьи кодекса определены понятия юридического лица, физического лица и индивидуального предпринимателя, используемые в этом кодексе. Причем индивидуальные предприниматели отнесены законодателем для целей налогообложения к отдельной категории налогоплательщиков, не относящихся ни к юридическим лицам, ни к физическим лицам.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила Гражданского кодекса РФ (ст. 23 ГК РФ). Они регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, гражданское законодательство индивидуального предпринимателя приравняло в правах к юридическому лицу.
Институт доверенности регламентируется гражданским законодательством.
Пунктами 1 и 2 статьи 185 Гражданского кодекса РФ определено, что доверенность - это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть подано представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского кодекса РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, и в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Так как законом не предусмотрена нотариальная форма доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами, отсутствуют основания для предъявления указанных требований к индивидуальным предпринимателям.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Таким образом, уполномоченный представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя осуществляет свои полномочия по представлению отчетности и иных сведений в налоговый орган на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 185 Гражданского кодекса РФ. То есть в ней должна стоять подпись и печать индивидуального предпринимателя.
А.Ф. Клюев,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.