Частно-публично правовой взгляд на семью
В науке семейного права отсутствуют работы, посвященные проблематике взаимодействия частноправовых и публично-правовых начал в механизме семейно-правового регулирования, в связи с чем возникает ряд проблем, связанных с отнесением семейного права к системе частного либо публичного права, с изучением форм и возможных пределов вмешательства государства в семейные отношения, что позволит определить новые тенденции развития семейного права.
В частноправовых отношениях стороны выступают как равноправные субъекты, лица свободны в решении вопросов. В публично-правовых отношениях - неравноправные стороны, одной из которых является государство (его орган, должностные лица и пр.).
Для семейного права характерно сочетание частных и публичных элементов, что в свою очередь определяет сочетание частноправовых и публично-правовых норм при регулировании данных отношений.
Присутствие публично-правового начала не одинаково в различных институтах семейного права. В семейных правоотношениях все публичные начала представлены как непосредственно государственные интересы; интересы семьи как социальной группы.
Представляется невозможным полное совпадение государственных и общественных интересов по отношению к семье. Основы государственного интереса в регулировании семейных отношений определяются, прежде всего, нормами Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ "в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства..."; в ст. 38 Конституции РФ закреплено, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства".
При помощи правовых норм государство устанавливает одобряемую им модель поведения участников семейных отношений и меры ответственности, которые применяются к данным лицам за нарушение соответствующих правил. Это может быть ограничение родительских прав, лишение родительских прав; признание брака недействительным как мера семейно-правовой ответственности; меры уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов; меры административной ответственности на ненадлежащее осуществление родителями обязанностей по воспитанию детей и т.д. При наличии ситуаций, когда государственная польза и польза отдельных членов семьи непосредственно противостоят друг другу, решение выносится судом или, в ряде случаев, независимым международным органом.
Семья не рассматривается в Семейном кодексе РФ как субъект права, как единое целое. Следует признать, что вопросы, связанные с, например, заключением, расторжением брака рассматриваются исключительно с позиции прав и обязанностей членов семьи. С данным подходом не представляется возможным согласиться, потому что при этом семья рассматривается не сама по себе, а как нечто, выполняющее некоторые рабочие функции для государства и общества при соблюдении прав каждого члена семьи как прав человека. Права человека не должны быть ни противопоставляемы правам семьи, ни заменяющими семью. Права человека должны быть вынесены за скобки коллективных прав семьи*(1). Недопустимо игнорировать факт наличия отдельной категории - семьи, являющейся самостоятельной ценностью, которая со времен римского права рассматривалась как частный вопрос.
Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой - обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Согласно ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации: "Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства".
Однако, ни в одном из нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, не дается правового понятия семьи во всем разнообразии ее форм. Семья - одно из общественных образований, которое сфокусировало в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности. Этим объясняется неуклонный интерес к семье различных специалистов: социологов, юристов, психологов.
В социологическом смысле под семьей понимается "основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью"*(2) или "группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе"*(3).
Ряд социологов определяют семью как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Предполагается, что для общего определения семьи не следует стремиться к его полной конкретизации и пытаться дать исчерпывающий перечень ее функций и признаков, следует ограничиться лишь общими стабильными чертами. В юридической литературе существует две противоположные позиции в отношении вопроса о необходимости данного определения. Приверженцы первой теории считают необходимым законодательное определение семьи. Но поскольку различные отрасли права регулируют разные по содержанию отношения с участием членов семьи, возникают трудности в выработке универсального понятия семьи, приемлемого для всех отраслей права. По их мнению, необходимо выработать и закрепить в законе определение семьи для каждой отрасли права, субъектами которой являются члены семьи.
Предлагаемые в научной литературе определения семьи не всегда однозначны. Так В.А. Рясенцев дает два понятия семьи: социологическое и юридическое. В социологическим понимании семья - это "союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы".
В юридическом смысле семья определяется как "круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений"*(4).
Г.К. Матвеев рассматривал семью как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением или воспитанием потомства, ведением общего хозяйства*(5).
П.И. Седугин давал понятие семьи как определенной совокупности (общности, группы) людей, по общему правилу родственников, основанной на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующей естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода*(6). Он же полагал, что назрела настоятельная необходимость законодательного закрепления понятия "семья", которое имело бы общеотраслевое значение.
Вместе с тем существует мнение, согласно которому не стоит на законодательном уровне давать определение семьи. Обосновывается это многообразием критериев, характеризующих семью. К тому же авторы этого мнения полагают, что семья - это явление не правовое, а социологическое. Так, например, И.М. Кузнецов отмечает, что отсутствие в Семейном кодексе России общего определения семьи не случайность. В правовых актах понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав, и он определяется по-разному в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права.
В качестве отправной точки для дальнейшего исследования можно взять понятие семьи, изложенное Ивановым В.И., согласно которому семья - это община, основанная на браке, рождении ребенка (детей), усыновлении и воспитании детей*(7).
Семью можно определить как круг лиц (община, союз), связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления и иных форм принятия детей на воспитание. При этом полагаем, что данное определение нуждается в дальнейшем совершенстве.
Практически отсутствуют нормы, определяющие взаимодействие института семьи и государства, не определены права семьи, социальные гарантии, обеспечивающие ее самостоятельное существование и функционирование. Деятельность государства функционально ориентирована на индивидуума. В связи с не разработанностью предмета, принципов и понятия семьи и семейной политики, позволяющих отделить их от других юридических понятий, формирование основ законодательства о семейной политики, где семья была бы субъектом права, представляется сложным.
Семья как целое, как субъект права нашла отражение в Конституции РФ: ст. 7 обеспечивает государственную поддержку семьи; статья 23 провозглашает право каждого на семейную тайну; согласно ст. 38 семья находится под защитой государства. В международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г. закреплено следующее: "...семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании" (ст. 10). Согласно Конвенции о правах ребенка "семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества...".
В Европейской социальной хартии (ст. 16) говорится: "Для обеспечения необходимых условий полного развития семьи - основной ячейки общества, стороны обязуются содействовать экономической, юридической и социальной защите семейной жизни путем выплаты семейных пособий, налоговых льгот, строительства семейного жилья, пособий для новобрачных и иных подходящих мер". В соответствии со ст. 23 Международного Пакта о гражданских и политических правах "семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства"*(8). Естественно, что реализация этих положений вновь поднимает вопрос о семье как субъекте права.
Необходимо отметить и то, что самостоятельное понятие "семья" встречается в тексте ряда статей Семейного кодекса РФ: согласно ст. 1 семья находится под защитой государства; в соответствии со ст. 22 расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны; ст. 27 закрепляет, что фиктивным является брак, заключенный без намерения создать семью; ст. 31 устанавливает обязанность супругов содействовать благополучию и укреплению семьи; 39 статья использует понятие "интересы семьи"; 42 - выделяет семейные расходы; ст. 54 закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье и пр.
Исходя из вышеизложенного, семью можно определить как общину, основанную на браке, рождении ребенка (детей), усыновлении и воспитании детей, в которой реализуются как потребности общества (публично-правовые), так и потребности индивида (частно-правовые). Кроме того, представляется целесообразным рассматривать семью в трех качествах: в социологическом смысле, а также в юридическом: в качестве субъекта частно-правовых отношений и объекта публично-правовых отношений.
Библиографический список:
1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М., 1997. С. 1082.
2. Иванов В.И. Семья как община // Право и жизнь. 1995. N 7. С. 145-157.
3. Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М., 1997. С. 2.
4. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989. С. 301.
5. Матвеев Г.К. Советское семейное право. М., 1985. С. 46-48.
6. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12.1994.
7. Словарь русского языка / Под ред. A.П. Евгеньевой. М., 1985. Т. 4. С. 76.
8. Советское семейное право / Под ред. B.А. Рясенцева. М., 1982. С. 42-43.
Н.И. Беседкина,
кандидат юридических наук, доцент,
заместитель заведующего кафедрой
"Гражданское право" Финансового
университета при Правительстве Российской Федерации
"Образование и право", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. подр. Иванов В.И. Семья как община // Право и жизнь. 1995. N 7. С. 145-157.
*(2) Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М., 199 7. С. 1082; Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989. С. 301.
*(3) Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1985. Т. 4. С. 76.
*(4) Советское семейное право / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 42-43.
*(5) Матвеев Г.К. Советское семейное право. М., 1985. С. 46-48.
*(6) Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. П.В Крашенинникова и П.И. Седугина. М., 1997. С. 2.
*(7) Иванов В.И. Семья как община // Право и жизнь. 1995. N 7. С. 145-157.
*(8) Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12. 1994.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.