Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Вопрос: Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, занимается производственной деятельностью. Имеет ли организация право вести учет затрат основного производства и общехозяйственных расходов на счете 20 "Основное производство", не используя счет 26 "Общехозяйственные расходы"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2013 г.)

Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, занимается производственной деятельностью.

Имеет ли организация право вести учет затрат основного производства и общехозяйственных расходов на счете 20 "Основное производство", не используя счет 26 "Общехозяйственные расходы"?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, имеет право вести учет затрат основного производства и общехозяйственных расходов на счете 20 "Основное производство", не используя счет 26 "Общехозяйственные расходы".


Обоснование вывода:

Критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого предпринимательства содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ может предусматриваться упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства.

1 января 2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Согласно части 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет, если иное не установлено Законом N 402-ФЗ.

В статье 20 Закона N 402-ФЗ указано, что регулирование бухгалтерского учета осуществляется, в частности, в соответствии с принципом упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.

В свою очередь, документом, устанавливающим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства, является соответствующий федеральный стандарт (п. 1 части 1, п. 10 части 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). На сегодняшний день такой стандарт не утвержден.

Частью 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Существуют Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для малых предприятий, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н (далее - Типовые рекомендации). Отметим, что Типовые рекомендации были разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", утратившим силу с 1 января 2008 года. Однако Минфин России считает возможным применение их отдельных положений (смотрите информацию Минфина России от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация Минфина России)).

Учетная политика организации должна обеспечивать, в том числе, рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности) (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации).

Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (п. 8 Типовых рекомендаций, п. 3 Информации Минфина России).

Субъект малого предпринимательства может открыть для обобщения информации о затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), счет 20 "Основное производство" (вместо счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"), 44 "Расходы на продажу" (п. 13 Типовых рекомендаций, п. 3.1 Информации Минфина России).

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется малым предприятием в разрезе видов затрат (на оплату труда, материалы, амортизация и др.) по объектам учета, которыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства продукции (работ, услуг), лицам, ответственным за производство, и т.п. В случае наличия условно-постоянных расходов малое предприятие общехозяйственные (накладные) расходы списывает ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ, услуг).

Учитывая изложенное, все затраты, связанные с производством продукции, (включая общехозяйственные расходы), субъекты малого предпринимательства вправе учитывать на счете 20 "Основное производство" и не применять, в том числе, счет 26 "Общехозяйственные расходы". Указанное решение следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета и учесть его при формировании рабочего плана счетов бухгалтерского учета.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Овчинникова Светлана


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий


14 января 2013 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.