Основным видом деятельности ООО является оказание услуг в сфере газоснабжения. ООО является дочерним обществом газоснабжающей организации, которая, в свою очередь, является дочерним обществом субъекта естественной монополии. В уставном капитале ООО отсутствует прямое участие государства и муниципальных образований. До 1 января 2013 года общество осуществляло закупку товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
ООО не поставляет продукцию и не оказывает услуг своей основной компании и другим дочерним обществам.
Будет ли в дальнейшем распространяться на ООО действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2012 N 324-ФЗ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" распространяется на организацию в полной мере.
Обоснование позиции:
Федеральным законом от 30.12.2012 N 324-ФЗ с января 2013 года статья 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) дополнена частью 2.1, содержащей перечень лиц, на которых действие Закона N 223-ФЗ не распространяется, а именно:
1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если их общая выручка, соответственно, от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена на официальном сайте;
2) дочерние хозяйственные общества указанных выше субъектов, организаций, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена на официальном сайте;
3) дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена на официальном сайте.
Данная норма фактически устанавливает исключение из общего правила, установленного ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, согласно которой этим Законом руководствуются, в частности, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, в том числе в сфере газоснабжения (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), а также их дочерние общества (п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ) и дочерние общества их дочерних обществ (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Это видно и из поправки, внесенной в ч. 7 ст. 8 Закона N 223-ФЗ п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 324-ФЗ.
В рассматриваемой ситуации следует учитывать, что организация является не только дочерним обществом газоснабжающей организации, но и сама осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения. Соответственно, Закон N 223-ФЗ распространяется на нее по общему правилу, установленному п. 1 ч. 2 ст. 1 этого Закона, независимо от того, является ли она дочерним обществом субъекта естественной монополии или дочернего общества такого субъекта (п.п. 2, 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Следовательно, применение исключения из общего правила могло бы быть обусловлено соответствием критериям, установленным п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, но не пунктами 2 и 3 этой части*(1). Но поскольку доля выручки организации от регулируемого вида деятельности превышает 10% общей суммы выручки от всех видов осуществляемой ею деятельности, она не может применять это исключение.
Таким образом, действие Закона N 223-ФЗ распространяется на организацию в полной мере.
Косвенно нашу позицию подтверждают разъяснения представителей Минэкономразвития России (письма от 29.12.2011 N ОГ-Д28-2731 и от 05.12.2011 N Д28-646) по вопросу о сроке применения Закона N 223-ФЗ унитарными предприятиями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. Из этих разъяснений следует, что превышение выручки от регулируемых видов деятельности на 10% от общей выручки является условием применения Закона N 223-ФЗ, исключающим применение норм, позволяющих не применять этот Закон ввиду соответствия иным критериям.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
23 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По смыслу п.п. 2, 3 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ пользоваться предоставляемыми ими освобождением от применения норм этого Закона могут только дочерние хозяйственные общества субъектов, указанных в п. 1 ч. 2.1 данной статьи, при условии, что выручка от приобретаемых у них товаров, работ услуг основными хозяйственными обществами совместно с другими дочерними хозяйственными обществами, не превышает пределов, установленных данными пунктами. Так как п.п. 2 и 3 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ ограничений по минимальной сумме выручки от закупок, осуществляемых основными хозяйственными обществами для дочерних хозяйственных обществ, не установлено, на наш взгляд, пользоваться данной льготой могут и дочерние общества (дочерние общества дочерних обществ), не осуществляющие торговую деятельность с основными хозяйственными обществами. Сказанное подтверждает позиция, изложенная в пояснительной записке к проекту федерального закона N 151498-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", то есть Федерального закона от 30.12.2012 N 324-ФЗ, в которой говорится, что целью этого Закона является вывод из под действия Закона N 223-ФЗ дочерних компаний, поставляющих минимальные объемы в адрес основных (материнских) обществ, так как такие компании не имеют возможности переложить на покупателя своих товаров и услуг рост собственных издержек посредством их учета в регулируемых тарифах, а государственная регламентация проводимых ими закупочных процедур влечет негативные последствия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.