Бюджетным учреждением приобретены материалы для сборки щита учета уличного освещения. Надо ли создавать основное средство, какими документами и проводками оформляется эта операция?
Порядок принятия к учету таких объектов учреждение должно закрепить в учетной политике.
Согласно Указаниям N 180н расходы по приобретению приборов учета, в зависимости от того, к какому виду нефинансовых активов относятся такие объекты, следует относить либо на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, либо на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
При соблюдении определенных условий приборы учета уличного освещения могут учитываться в составе основных средств. В соответствии с пунктом 41 Инструкции N 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (в данном случае учет уличного освещения). Также признаком объекта основных средств является, независимо от стоимости, срок полезного использования. Он должен быть более 12 месяцев. Еще одним аргументом является Постановление N 359, в котором приборам учета электричества присвоены коды ОКОФ.
В то же время пунктом 99 Инструкции N 157н предусмотрено, что к материальным запасам относится, в частности, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ. То есть на основании вышеуказанного пункта Инструкции приборы учета (измерительные приборы) можно отнести и к материальным запасам.
Таким образом, согласно решению учреждения, принятому и закрепленному в учетной политике, приборы учета могут относиться как к основным средствам, так и к материальным запасам.
Порядок принятия к учету счетчиков, в соответствии с приведенными выше критериями, должен быть отражен в учетной политике учреждения. Решение о постановке на учет основного средства согласно Инструкции N 157н принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, в учете следует произвести следующие записи.
Если принято решение о создании объекта основных средств:
Дебет 0 106 31 310
"Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
Кредит 0 105 34 440
"Уменьшение стоимости строительных материалов - иного движимого имущества"
- отражены вложения в объект основных средств;
Дебет 0 101 34 310
"Увеличение стоимости машин и оборудования - иного движимого имущества учреждения"
Кредит 0 106 31 310
"Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
- принят к учету объект основных средств по первоначальной стоимости.
Если принято решение об учете счетчика в качестве материальных запасов:
Дебет 0 106 34 340
"Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения"
Кредит 0 105 34 440
"Уменьшение стоимости строительных материалов - иного движимого имущества"
- отражены вложения в объект материальных запасов;
Дебет 0 105 36 340
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения"
Кредит 0 106 34 340
"Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения"
- принят к учету объект материальных запасов по первоначальной стоимости.
Поступление и внутреннее перемещение материальных запасов оформляются следующими первичными документами:
Товарно-сопроводительными документами поставщика (продавца), иным документом, подтверждающим получение бюджетным учреждением (отгрузку, передачу) материальных ценностей, оформленным в рамках обычая делового оборота, содержащим обязательные реквизиты первичного учетного документа;
Актом о приемке материалов (ф. 0315004);
Требованием-накладной (ф. 0315006);
Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
иным первичным учетным документом, подтверждающим движение (внутреннее перемещение) готовой продукции, товаров при осуществлении деятельности бюджетным учреждением.
Ю.Л. Анохина,
консультант
1 января 2013 г.
"Бюджетный учет", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100