Особенности муниципальной службы: оплата труда, гарантии, пенсионное обеспечение
Основным нормативным актом, регулирующим правовые основы муниципальной службы, является Закон N 25-ФЗ*(1). В статье 22 данного закона сказано, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. При этом размер и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительными органами муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В статье рассмотрим составляющие заработной платы муниципального служащего, а также гарантии и пенсионное обеспечение.
Вначале отметим, что муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (п. 1 ст. 10 Закона N 25-ФЗ).
Оплата труда муниципального служащего
Статьей 11 Закона N 25-ФЗ установлены основные права муниципального служащего. В частности, он имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Из данной статьи следует, что на муниципальных служащих распространяются положения трудового законодательства.
Трудовое законодательство. В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, сказано, что Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются муниципальными учреждениями за счет средств местных бюджетов.
Отметим, что заработная плата работников муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Положения Закона N 25-ФЗ. В статье 22 данного закона приведены общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ.
При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п. 2 ст. 22 Закона N 25-ФЗ).
Как правило, денежное содержание муниципального служащего состоит:
- из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью, оклада за классный чин;
- из ежемесячной надбавки за выслугу лет;
- из ежемесячной надбавки за особые условия работы;
- из ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- из ежемесячного денежного поощрения;
- из премий и иных дополнительных выплат.
Должностной оклад. Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда) работника - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, который осуществляет профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
К сведению. С 01.01.2012 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 205 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Может ли быть установлен базовый оклад муниципальному служащему ниже МРОТ? Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата сотрудника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В Определении ВС РФ от 29.07.2011 N 56-В11-10 сказано, что установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату труда равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой им работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130), повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду), но в различных условиях.
Из совокупности приведенных норм трудового законодательства допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что их заработная плата без включения в нее районного коэффициента будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ.
Таким образом, муниципальное образование вправе установить для муниципальных служащих должностные оклады в размерах ниже МРОТ при условии, что с учетом дополнительных выплат заработная плата муниципальных служащих будет превышать МРОТ.
Аналогичные разъяснения представлены в определениях ВС РФ от 29.07.2011 N 56-В11-10, от 24.06.2011 N 52-В11-1, 3-В11-16.
Надбавки за выслугу лет и особые условия работы. Данные надбавки устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Что касается надбавки за выслугу лет, то ее размер зависит от стажа муниципальной службы (от года до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 15% и т.д.). Надбавка за особые условия работы, как правило, устанавливается в зависимости от группы должностей (высшие должности - до 200%, главные должности - до 150% и т.д.).
Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Она определяется региональным законодательством в соответствии с законодательством РФ. Процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлена Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны". Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями:
а) имеющими степень секретности "особой важности" - 50-75%;
б) имеющими степень секретности "совершенно секретно" - 3-50%;
в) имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска:
- с проведением проверочных мероприятий - 10-15%;
- без проведения таких мероприятий - 5-10%.
При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитываются объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) составляет:
- при стаже работы от года до 5 лет - 10%;
- от 5 до 10 лет - 15%;
- от 10 лет и выше - 20%.
В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иных премий устанавливаются для муниципального служащего представителем нанимателя (работодателем).
Размер ежемесячного денежного поощрения, а также размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иных премий, материальная помощь устанавливаются представителем нанимателя (работодателем) на основании муниципального правового акта, принятого представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством.
Ежемесячное денежное поощрение. В статье 191 ТК РФ отмечено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему
Основные гарантии для муниципальных служащих установлены ст. 23 Закона N 25-ФЗ. Напомним положения данной статьи. Итак, муниципальному служащему гарантируются:
- условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;
- право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
- медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;
- пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
Кроме того, при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата (п. 2 ст. 23 Закона N 25-ФЗ).
Напомним, согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Помимо этого, муниципальным служащим законами субъектов РФ и уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные гарантии. К ним относятся различные единовременные выплаты (к отпуску, в связи с выходом на пенсию), выплаты на лечение и отдых, материальная помощь, оплата расходов на ритуальные услуги и т.д.
Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи
В соответствии со ст. 24 Закона N 25-ФЗ на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ в области пенсионного обеспечения. При этом размер государственной пенсии муниципального служащего определяется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.
В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после его увольнения с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральными законами (п. 3 ст. 24 Закона N 25-ФЗ).
К сведению. Пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, регулируются законами N 166-ФЗ *(2) и 173-ФЗ *(3).
На практике достаточно часто возникает вопрос, связанный с обложением НДФЛ доплат к трудовым пенсиям бывших муниципальных служащих. В Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2012 года был рассмотрен вопрос, связанный с обложением НДФЛ ежемесячных доплат за выслугу лет к трудовым пенсиям муниципальным служащим.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона N 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, в законе сказано, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ (ч. 1 ст. 24).
При вынесении решения ВС РФ отметил: ст. 5 Закона N 25-ФЗ и ст. 7 Закона N 79-ФЗ*(4) установлена взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы. Такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу. При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ (ч. 2 ст. 24).
Таким образом, несмотря на то что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин "пенсия за выслугу лет", а в отношении муниципальных служащих - термин "пенсионное обеспечение за выслугу лет", юридическая природа таких выплат одинакова. Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства:
- пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением;
- при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии;
- лицам обеих категорий пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа;
- в стаж федеральной государственной гражданской службы и стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе соответственно.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Закона N 166-ФЗ), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона N 25-ФЗ), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона N 25-ФЗ) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.
Несмотря на то что ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, не относятся к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ*(5) на основании требований п. 3, 4 ст. 4 Закона N 134-ФЗ*(6), они являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Таким образом, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
Стаж муниципальной службы
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 25-ФЗ в стаж муниципальной службы включаются периоды работы:
- на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
- на муниципальных должностях;
- на государственных должностях РФ и субъектов РФ;
- на должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
- на иных должностях в соответствии с законом субъекта РФ.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности устанавливается законом субъекта РФ.
Е.А. Соболева,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
*(5) Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
*(6) Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"