Надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Оперативно-розыскная деятельность занимает значимое место в борьбе с преступностью, и её роль в раскрытии и предупреждении преступлений всё более и более возрастает. Вместе с тем, принимая во внимание, с одной стороны, потребность в повышении её эффективности, а с другой - необходимость соблюдения при её осуществлении прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, очевидным представляется и повышение роли прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную работу.
Прокуратура Ленинского административного округа г. Омска систематически осуществляет надзор за исполнением требований Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности". Это направление - одно из приоритетных в надзорной деятельности прокуратуры округа.
Надзор осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", а также приказом прокурора Омской области от 13 апреля 2011 г. N 14 "О порядке исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности".
Проверки соблюдения требований ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в поднадзорных органах осуществляются прокуратурой округа два раза в квартал, а по делам оперативного учёта, заведённым с целью раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против личности, ежемесячно. По результатам проверок проводится анализ результатов оперативно-розыскной деятельности с конкретными выводами по совершенствованию надзорной деятельности и активизации работы органов, осуществляющих ОРД.
В работе прокуратуры округа и поднадзорных правоохранительных органов есть положительные примеры слаженных действий, когда изучение дел оперативного учёта и нераскрытых уголовных дел, а также проведение совместных совещаний привели к раскрытию особо тяжких преступлений прошлых лет - изнасилования 2005 г. и причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, 2007 г. По этим делам состоялись обвинительные приговоры с определением реальной меры наказания.
Перед проведением проверки соблюдения законодательства об оперативно-розыскной деятельности работники прокуратуры округа изучают статистические показатели работы оперативных подразделений, динамику конкретных видов преступлений и проведённых оперативно-розыскных мероприятий, при необходимости предварительно изучают уголовные дела (в том числе прекращённые и приостановленные), возбуждённые по материалам оперативного подразделения по тем направлениям преступной деятельности, которые подлежат проверке.
Время проверки необходимо согласовывать с руководителем оперативного подразделения либо курирующим его начальником. Согласование необходимо потому, что дела оперативного учёта (далее ДОУ) хранятся у оперативных сотрудников в сейфах и по первому требованию не всегда могут быть выданы прокурору в связи с отсутствием сотрудника на рабочем месте. При согласовании также определяются служебное помещение, где будет осуществляться проверка, лица, присутствующие при этом.
Проверки работники прокуратуры округа проводят сплошным методом, в них, как правило, одновременно участвуют 2-3 помощника прокурора, заместитель прокурора, в нередких случаях прокурор, чтобы изучить все дела оперативного учёта, находящиеся в производстве.
Проверку необходимо начинать с ознакомления с учётно-регистрационной документацией (книга учёта сообщений о преступлениях (КУСП), журнал регистрации ДОУ, журнал регистрации сообщений от лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и др.).
Путём сопоставления регистрационных номеров сообщений от лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и дат заведения изучаемых ДОУ, заведённых в анализируемый период, можно выявить нарушение сроков их заведения, а также факты незаконного заведения ДОУ.
Для примера, в одном ДОУ были три сообщения от лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, на основании которых оно было заведено, два из них не имели дат и не были зарегистрированы в установленном порядке. При проверке журнала учёта сообщений от лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и других оперативно-служебных документов установлено, что сообщений вообще не поступало. Таким образом, ДОУ заведено в нарушение действующего законодательства. По указанному ДОУ прокуратурой округа внесён протест на постановление о его заведении, который рассмотрен и удовлетворён.
При проверке своевременности заведения ДОУ работники прокуратуры округа истребуют сведения информационного центра о нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлениях, кроме того, изучают журналы учёта уголовных дел следственных органов с целью установления нераскрытых уголовных дел, по которым заведение ДОУ обязательно.
Путём изучения журнала регистрации ДОУ устанавливаются факты незаведения либо несвоевременного их заведения.
При проверке дел оперативного учёта, находящихся в производстве, особое внимание необходимо обращать на наиболее распространённые нарушения федерального закона, к которым относятся:
- незаконное заведение дел оперативного учёта в целях улучшения статистических показателей (выявляется изучением конкретных дел оперативного учёта, проверкой оснований их заведения);
- незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих или нарушающих конституционные права граждан (отсутствие разрешения суда на проведение ОРМ либо необходимой по закону информации, использование в этих целях возможностей не правоохранительных органов, а, например, частных охранных предприятий и прочее);
- сокрытие заявлений, сообщений о преступлениях в ДОУ (без проверки в порядке ст. 144 УПК);
- приобщение к делам оперативного учёта подлинников протоколов следственных действий по уголовному делу, протоколов об административных правонарушениях;
- волокита при ведении дела оперативного учёта (без продления в установленном порядке срока ведения дела оперативного учёта, несвоевременное прекращение дел, по которым нет результатов оперативно-розыскной деятельности, в целях улучшения статистических показателей);
- необоснованная неполнота выполнения запланированных мероприятий;
- представление результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, прокурору или суду при отсутствии необходимых документов (без постановления о представлении таких материалов, о рассекречивании, отсутствие утверждающей резолюции руководителя);
- невыполнение или некачественное выполнение отдельных поручений следователя по уголовным делам, требований (поручений) прокурора, недостатки оперативного сопровождения по делу;
- незаконное и необоснованное прекращение ДОУ (когда есть основания для продолжения ведения дела).
Материалы, имеющиеся в ДОУ, оцениваются с учётом своевременности проведения ОРМ, соблюдения условий, предусмотренных ст. 8 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", а также установленного порядка проведения и документирования. Проверяются своевременность и объективность принятых решений (или обстоятельства, требующие принятия решений) о дальнейшем направлении ОРД, о реализации собранных материалов, об использовании результатов ОРД, в том числе о передаче их следователю; о прекращении ДОУ, а также состояние ведомственного контроля и исполнение указаний руководства, требований прокурора и поручений следователя.
При изучении ДОУ необходимо обращать внимание на своевременность предоставления следователю информации о лицах и фактах, имеющих значение для раскрытия преступлений. Этот вид проверки должен осуществляться постоянно, в план работы прокуратуры не включается, так как является текущей надзорной работой.
Выявленные нарушения закона рекомендуется анализировать и обсуждать на оперативных и координационных совещаниях с участием руководителей оперативных подразделений.
В целях проверки законности прекращения дел оперативного учёта прокуратурой округа ежеквартально осуществляются выездные проверки в архив информационного центра, где хранятся прекращённые (реализованные) ДОУ. По результатам изучения ДОУ можно выявить факты их незаконного прекращения. Незаконные постановления о прекращении подлежат опротестованию.
Так, по результатам изучения дел за 2010 г. прокуратурой выявлено 10 случаев незаконного прекращения дел оперативного учёта (или 10% от общего числа прекращённых), за 2011 г. - 9 (или 7%). Здесь также можно выявить факты фальсификации оперативно-служебных документов с целью улучшения статистических показателей оперативной работы.
Например, в 2010 г. прокуратурой в ходе надзорной деятельности вскрыты факты необоснованного введения в оперативную разработку лиц, которые уже привлекались к уголовной ответственности, с целью дальнейшей реализации ДОУ в связи с привлечением этих лиц к уголовной ответственности и улучшения статистических показателей работы в этом направлении.
С учётом актуальности проблемы достоверности статистической отчётности прокуратура округа особое внимание уделяет результатам оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Так, прокуратура округа в 2012 г. проверила достоверность статистической отчётности о результатах оперативно-розыскной деятельности.
В целях проверки достоверности статистической отчётности истребованы сведения из отделов полиции о количестве и основаниях прекращения ДОУ, истребованы сведения информационного центра с указанием номера ДОУ, его условного наименования, основания и даты прекращения, проанализированы ответы на протесты, вносимые прокуратурой округа на постановления о прекращении ДОУ.
В ходе проверки установлены факты нарушения достоверности отчётности об оперативной работе.
В частности, сотрудники полиции на протесты прокуратуры округа давали ответ о том, что в статотчётность внесены корректировки и дело прекращено в связи с неподтверждением данных, на основании которых начата оперативная разработка, фактически корректировки не вносились. По указанным фактам внесено представление об устранении нарушений закона, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, установлено, что по некоторым делам данные по ним требования и протесты не приобщались, мероприятия во исполнение требований не исполнялись, в прокуратуру округа сотрудниками органов внутренних дел давались формальные ответы о том, что требования и протесты удовлетворены и нарушения устранены, а фактически нарушения не устранялись.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой округа внесено представление, по результатам которого виновные сотрудники органов внутренних дел привлечены к дисциплинарной ответственности.
Прокуратура округа систематически осуществляет контроль за рассмотрением актов прокурорского реагирования - требований, протестов, представлений. При проведении проверок изучаются ДОУ, по которым прокурором вносились требования и протесты, оценивается полнота проведённых мероприятий.
Вопросы состояния законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности необходимо систематически рассматривать на координационных, оперативных совещаниях с участием сотрудников органов внутренних дел.
Так, по результатам проведённого совещания прокуратурой округа выработаны конкретные предложения и требования по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности, в том числе особое внимание уделено соблюдению достоверности отчётности о результатах оперативно-розыскной деятельности, контролю за исполнением актов прокурорского реагирования.
С учётом актуальности этого направления надзора представляется возможным внесение изменений в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", позволяющих прокурору отменять незаконные постановления органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о заведении и прекращении ДОУ, что позволит более оперативно устранять нарушения закона.
В. Бондаренко,
прокурор Ленинского административного округа
г. Омска
"Законность", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.