Правовой и экономический статус унитарных предприятий
Деятельность в сфере ЖКХ осуществляют управляющие организации, созданные не только в формах ОАО, ЗАО и ООО, но и в форме унитарных предприятий. У них особый правовой и экономический статус, который предопределяет особенности налогообложения и учета совершаемых ими операций. Об этом мы и поговорим в данной статье.
Назначение унитарных предприятий
Согласно п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях*(1) в РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. Это федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов РФ, муниципальные предприятия;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. К ним относятся федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные казенные предприятия.
Конкретные случаи создания унитарных предприятий перечислены в п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях. В частности, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, осуществления деятельности в целях решения социальных задач и т.д.
Если же, к примеру, преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования или существует необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств, как и в ряде других случаев, создается казенное предприятие.
Отсюда следует, пожалуй, наиболее важный вывод: хотя унитарные предприятия и считаются коммерческими организациями, извлечение прибыли не является главной целью их функционирования. Более того, они часто являются заведомо убыточными и дотационными. Нередко унитарные предприятия создаются в тех отраслях, в которых коммерческим организациям других организационно-правовых форм просто неинтересно работать (где низкая рентабельность или вообще невозможно "выйти в плюс").
Впрочем, на сегодняшний день идея унитарных предприятий практически изжила себя. Так, в Концепции развития гражданского законодательства РФ (одобрена Решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) отмечалось, что такая организационно-правовая форма, как унитарное предприятие, бесперспективна. В связи с этим желательна ее постепенная замена другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами с 100%-м или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. А допустимым, исходя из реальных потребностей федерального государства, представляется сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики.
Впрочем, о полном запрете унитарных предприятий речи пока не идет. Поэтому они продолжают функционировать, следовательно, бухгалтерам и руководителям таких предприятий нужно осуществлять управление, вести учет и платить налоги, принимая во внимание правовой статус и специфику, обусловленную особенностями данной организационно-правовой формы.
ГК РФ об унитарных предприятиях
Начать разговор о правовом статусе унитарных предприятий логично с анализа норм главного нормативного документа - Гражданского кодекса. Тем более что в ближайшем будущем ожидаются значительные изменения.
День сегодняшний...
В действующей на момент подготовки данной статьи редакции Гражданский кодекс весьма лаконичен. Унитарным предприятиям в нем посвящены всего три статьи, а именно ст. 113-115. Главная особенность заключается в том, что унитарное предприятие, с одной стороны, считается коммерческой организацией, с другой стороны, оно не наделяется правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Из первого утверждения следует, что по большому счету к унитарным предприятиям должны применяться те же нормы бухгалтерского и налогового законодательства, что и к другим коммерческим организациям. Конечно, своя специфика присутствует, но она есть у всех, в том числе у хозяйственных обществ в зависимости от их вида (ООО, ЗАО, ОАО) и отраслевой принадлежности.
А вот второе утверждение (об отсутствии права собственности на имущество, закрепляемое за организацией) является причиной возникновения нюансов, характерных только для унитарных предприятий. Унитарному предприятию такое имущество может принадлежать либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления (тогда оно называется казенным предприятием).
Если унитарное предприятие основано на праве хозяйственного ведения, то собственник имущества не отвечает по обязательствам данного предприятия (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ). Если же создано казенное предприятие, собственник имущества однозначно несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Отвечать по своим обязательствам унитарное предприятие в любом случае может только принадлежащим ему имуществом. А ответственности по обязательствам своего учредителя унитарное предприятие не несет. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества либо уполномоченным им органом. И, соответственно, он им подотчетен.
Что касается учета и налогообложения в унитарных предприятиях, то в большинстве случаев они осуществляются по общим правилам.
К примеру, унитарное предприятие вполне может применять УСНО, как и любая другая коммерческая организация, при условии исполнения требований гл. 26.2 НК РФ. При этом вопрос о доле участия в уставном капитале юридических лиц, которая согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не должна превышать 25%, в отношении унитарного предприятия вообще не встает. Ведь, как уже отмечалось, имущество унитарного предприятия неделимо, а учредитель унитарного предприятия (собственник имущества), в роли которого выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, не может быть организацией. На это обращалось внимание, в частности, в Письме Минфина РФ от 09.04.2012 N 03-11-06/2/54.
А, скажем, в абз. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ оговорено, что амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от его собственника (неважно, в оперативное управление или хозяйственное ведение), подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в общем порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Главное, чтобы полученное имущество было надлежащим образом оформлено в оперативное управление или хозяйственное ведение, как подчеркивается в Письме Минфина РФ от 17.10.2012 N 03-03-06/4/103.
...и грядущий
Согласно законопроекту N 47538-6/2 о внесении изменений в ГК РФ, который в феврале 2013 года планируется рассмотреть во втором чтении, государственным и муниципальным унитарным предприятиям будут посвящены те же три статьи.
Принципиальное изменение в содержании этих статей только одно: предлагается полностью исключить возможность наделения предприятия имуществом на праве хозяйственного ведения.
Государственными и муниципальными унитарными предприятиями официально будут считаться те предприятия, имущество которых находится в государственной и муниципальной собственности соответственно и принадлежит таким предприятиям на праве оперативного управления. Казенное предприятие (как вид унитарного предприятия) можно будет создавать на базе государственного имущества только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Законопроект содержит отсылки к закону об унитарных предприятиях. Очевидно, он тоже должен будет претерпеть изменения, чтобы соответствовать нормам новой редакции ГК РФ. Создаваться унитарные предприятия будут от имени публично-правового образования, как и сейчас, решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Сферы ответственности унитарных предприятий и собственников имущества не изменятся.
Главной новеллой законопроекта (если, конечно, к этому моменту текст его заключительной статьи не изменится) является то, что со дня его официального опубликования в качестве закона будет прекращено создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, исключение составят только казенные предприятия. Унитарные предприятия, созданные до этого момента, будут продолжать действовать. Речи об их ликвидации или обязательной реорганизации не идет. Правда, нужно будет менять принадлежность имущества - с права хозяйственного ведения на право оперативного управления, а новые правила о принадлежности имущества будут введены в действие лишь с момента вступления в силу разд. II "Вещное право" ГК РФ. Такое положение вещей вполне соответствует заданному курсу на "вытеснение" унитарных предприятий как бесперспективных.
И, наконец, еще один важный нюанс. Законопроект "реклассифицирует" некоммерческие организации и делит их на две группы:
- некоммерческие корпоративные организации;
- некоммерческие унитарные организации.
Таким образом, помимо унитарных предприятий, которые считаются коммерческими организациями, после вступления в силу новой редакции ГК РФ появятся и некоммерческие унитарные организации, к числу которых будут отнесены:
- фонд - не имеющая членства унитарная некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели;
- учреждение - унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, в том числе государственные и муниципальные учреждения (казенные, бюджетные, автономные), частные учреждения;
- автономная некоммерческая организация - не имеющая членства унитарная некоммерческая организация, созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности;
- религиозная организация.
Подробности - в специальном законе
И в действующей, и в будущей редакции ГК РФ содержатся ссылки на закон, посвященный унитарным предприятиям. Как уже отмечалось, он тоже будет модифицирован, но пока Закон об унитарных предприятиях действует в сегодняшней редакции и определяет сферу правоспособности унитарного предприятия.
Так, унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Оно вправе открывать банковские счета как на территории РФ, так и за ее пределами в общеустановленном порядке. По согласованию с собственником оно может создавать филиалы и открывать представительства. Также унитарное предприятие вполне может быть участником (членом) другой коммерческой организации или некоммерческой организации (если в ней допускается участие юридических лиц), однако решение о таком участии может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия и распоряжаться соответствующими вкладами, долями или акциями можно будет тоже только с согласия собственника.
Имущество унитарного предприятия согласно ст. 11 Закона об унитарных предприятиях формируется за счет:
- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
Минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия составляет 500 000 руб., а муниципального предприятия - 100 000 руб. Формироваться он может за счет денег, а также за счет ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. А вот в казенном предприятии уставный фонд вообще не формируется.
Уставный фонд может увеличиваться и уменьшаться по решению собственника. Кроме того, унитарные предприятия создают резервный фонд за счет остающейся в их распоряжении чистой прибыли в порядке, предусмотренном уставом, который предназначен для покрытия убытков, а также имеют право создавать иные фонды, определенные уставом.
Собственник имущества унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Поэтому государственное или муниципальное предприятие должно ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Государственным и муниципальным предприятиям предоставлено право самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим им на праве хозяйственного ведения. Но есть и исключения. А вот недвижимое имущество нельзя ни продать, ни сдать в аренду, ни отдать в залог, ни передать в качестве вклада в уставный капитал другой организации, ни распорядиться им иным способом без согласия собственника имущества. В любом случае распоряжаться как движимым, так и недвижимым имуществом можно только в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять ту деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия. Если же это требование нарушено, совершенная предприятием сделка считается ничтожной.
Также без согласия собственника нельзя совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества и другие сделки, если их виды или размеры предусмотрены уставом предприятия. Однако все это возможно, если согласие собственника получено. Например, унитарное предприятие может осуществлять заимствования:
- в форме кредитов по договорам с кредитными организациями;
- в форме бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ;
- путем размещения облигаций или выдачи векселей.
Главное - согласовать с собственником объем и направления использования привлекаемых средств и придерживаться установленного порядка, определенного Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Если государственное или муниципальное предприятие выступает в роли арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оно не вправе (за исключением отдельных случаев):
- сдавать такой земельный участок в субаренду;
- передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (в перенаем);
- отдавать арендные права в залог;
- вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
Вообще, правомочия собственника имущества унитарного предприятия весьма широки. В частности, он:
- не только назначает на должность руководителя предприятия (заключает, изменяет и прекращает с ним трудовой договор), но и согласовывает прием на работу главного бухгалтера;
- утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
- утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
- дает согласие на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (в случаях, предусмотренных законодательством);
- принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг и т.д.
Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) как единоличный исполнительный орган предприятия подотчетен собственнику имущества предприятия и организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия. При этом он не вправе:
- быть учредителем (участником) юридического лица;
- занимать должности и осуществлять другую оплачиваемую деятельность в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
- вести предпринимательскую деятельность;
- быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;
- принимать участие в забастовках.
Но главное - это то, что руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Ведь он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. А потому собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к его руководителю.
Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляет не только тот орган, который осуществляет полномочия собственника, но и другие уполномоченные органы. Его бухгалтерская отчетность в случаях, определенных собственником имущества, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. По окончании отчетного периода унитарное предприятие должно представлять бухгалтерскую отчетность и другие требуемые документы в соответствующие уполномоченные органы государственной власти РФ, субъекта РФ или органы местного самоуправления. Кроме того, на унитарное предприятие может быть возложена обязанность публиковать отчетность о своей деятельности.
* * *
Данная статья является вводным материалом к целому циклу публикаций об унитарных предприятиях. Законодатель явно дал понять, что планирует расстаться с такой организационно-правовой формой, как унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Однако пока это намерение существует только на стадии законопроекта, а таковые, как известно, в зависимости от ситуации принимаются или стремительно, или с ощутимыми отлагательствами. Что ждет интересующий нас документ, определить сложно. Мы будем пристально следить за его судьбой, одновременно разбирая учетные и налоговые нюансы, свойственные унитарным предприятиям, чтобы впоследствии руководители и бухгалтеры таких предприятий смогли быстрее адаптироваться к новым правилам игры и свести все возможные риски к минимуму.
Н.Н. Шишкоедова,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"