Изменения в порядке начисления пособий в связи с материнством и других нормах социального страхования
Порядок начисления и выплат разных видов пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования, меняется часто. Федеральным законом от 29.12.2012 N 276-ФЗ внесены очередные поправки, вступившие в силу с 30.12.2012 (за исключением отдельных положений). Рассмотрим их подробнее.
Заметим, что Федеральным законом N 276-ФЗ внесены изменения напрямую в Федеральный закон N 255-ФЗ*(1) и в ст. 1 Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ (этой статьей были внесены поправки в Федеральный закон N 255-ФЗ, которые должны были начать действовать с 01.01.2013, но, как видим, были изменены, не успев вступить в силу).
Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком
Напомним, что к страховым случаям, наступившим с 01.01.2013, не применяется норма ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ, которая предоставляла застрахованным лицам право выбора порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Как известно, согласно данной норме с 01.01.2011 по 31.12.2012 эти пособия рассчитывались:
- по умолчанию - исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил страховой случай;
- по заявлению застрахованного лица - исходя из среднего заработка за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая.
С 01.01.2013 этот расчет производится только исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил страховой случай (ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). При этом Федеральным законом N 276-ФЗ в данную статью внесены изменения (в ч. 3.1), согласно которым с 01.01.2013 установлен особый порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В частности, средний дневной заработок для исчисления указанных пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ*(2) не начислялись.
При этом ФСС в Письме от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169, разъясняя новые нормы, обращает внимание на то, что дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом не исключаются из расчета среднего дневного заработка для исчисления данных пособий, поскольку эти выплаты облагаются страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ.
Заметим, что в ч. 3.1 в редакции Федерального закона N 21-ФЗ дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом были поименованы в перечне исключающих периодов. Не совсем понятно, почему законодатели передумали и вернулись к своей прежней позиции, поскольку суды, включая Высший арбитражный суд (Постановление от 08.06.2010 N 1798/10), имеют на этот счет совсем другую точку зрения (см., например, постановления ФАС УО от 18.12.2012 N Ф09-12354/12, ФАС СЗО от 10.12.2012 N А05-5260/2012, от 27.11.2012 N А05-5262/2012, ФАС ПО от 12.09.2012 N А57-19322/2011).
Контролирующий орган обосновывает свою точку зрения тем, что Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ с 01.01.2011 в ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).
Судьи же берут во внимание другие положения. В частности, они указывают на п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов. По мнению арбитров, изменения, внесенные в ст. 7 данного закона, не меняют характер данных выплат.
В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Так, арбитры напоминают, что согласно п. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС. Кроме того, в силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств ФСС.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ установлено, что ФСС вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, на выплаты пособий на оплату 4 дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами в соответствии с Федеральным законом N 213-ФЗ, производимых непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании этих, а также других нормативных актов судьи пришли к выводу, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит. Как видим, у работодателя, не желающего подчиняться необоснованным требованиям контролирующего органа, есть весомая поддержка в суде.
Возвращаясь к пособиям по беременности и родам и ежемесячному пособию по уходу за ребенком, отметим, что ФСС в Информации от 17.01.2013, размещенной на сайте http://fss.ru, напоминает, что в 2013 году продолжает действовать норма, позволяющая застрахованным гражданам воспользоваться правом замены годов в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). Иначе говоря, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Напомним, что согласно Федеральному закону N 343-ФЗ данная норма вступила в силу с 01.01.2011. При этом в другом письме (N 15-03-18/12-169) Фонд социального страхования почему-то указал, что положения ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, предоставляющие застрахованным лицам право на замену календарных годов (календарного года) расчетного периода, распространяются на страховые случаи, наступившие с 01.01.2013.
Новшеством является то, что в силу новой ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ (действует с 01.01.2013) среднедневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ на 2 календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска.
На 2011 год база для начисления страховых взносов Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 установлена в сумме, не превышающей 463 000 руб., а на 2012 год в силу Постановления Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 - 512 000 руб.
Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для исчисления пособий по страховым случаям, наступившим в 2013 году, составляет 1 335,62 руб. ((463 000 + 512 000) руб. / 730).
Предельный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2013 году в соответствии с положениями ч. 1 ст. 11.2, ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ составляет 16 241,14 руб. (1 335,62 руб. х 30,4 х 40%).
Фонд социального страхования в Информации от 17.01.2013 также обращает внимание на то, что при определении среднего дневного заработка количество календарных дней расчетного периода должно определяться с учетом особенности високосного года (366 календарных дней). Соответственно, расчетный период может составлять 730 или 731 календарный день (если один год расчетного периода високосный), а в случае замены календарных годов (календарного года), предусмотренных законодательством, на високосный год (високосные годы) - 732 календарных дня.
Справка о заработной плате
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи обязаны выдавать застрахованному лицу (работнику) в день прекращения работы или по письменному заявлению застрахованного лица не позднее 3 рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы (году обращения за справкой), и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы.
Федеральным законом N 276-ФЗ эта норма дополнена обязанностью работодателя включать в данную справку сведения:
- о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
- о периоде освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ не начислялись.
Форма справки о сумме заработка и порядок ее выдачи утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 N 4н. Как мы уже сказали, данные сведения необходимы при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Фонд социального страхования в Письме N 15-03-18/12-169 сообщает, что в действующую форму справки будут внесены соответствующие изменения. До утверждения новой формы справки, согласно разъяснению ФСС, страхователем может быть выдана в произвольной форме справка, содержащая сведения об исключаемых периодах для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Выплата пособия непосредственно из ФСС
Федеральным законом N 276-ФЗ внесены изменения в ч. 4 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ, расширяющие перечень случаев, при которых назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком осуществляются непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования.
Напомним, что ранее страховщик выплачивал пособие сам, если:
- страхователь прекратил деятельность на день обращения застрахованного лица за пособиями;
- либо отсутствовала возможность их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денег на его счете и применением очередности списания денег со счета, предусмотренной Гражданским кодексом.
Теперь к этим двум пунктам добавлен случай, когда отсутствует возможность установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу.
Указанные выше пособия назначаются и выплачиваются территориальным органом страховщика, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ (за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя).
При этом п. 3 ст. 3 Федерального закона N 276-ФЗ установлено, что новые нормы будут распространяться и на неисполненные решения суда, вступившие в силу до дня начала действия указанного закона.
Также в силу новой ч. 2.1 ст. 4.6. Федерального закона N 255-ФЗ, если страховщик выплатил пособия, а страхователь выплатит их еще раз после прекращения обстоятельств, установленных ч. 4 ст. 13 данного закона (возобновит свою деятельность), то сумма страховых взносов, подлежащих уплате таким страхователем в ФСС, не подлежит уменьшению на сумму произведенных страхователем расходов на выплату таких пособий.
Напомним также, что в ряде субъектов РФ, участвующих в пилотном проекте, территориальные органы Фонда социального страхования уплачивают все пособия по социальному страхованию, а не только в случаях, установленных ч. 4 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ. Так, в силу п. 2, 4 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 этот проект действует в Карачаево-Черкесской Республике, Нижегородской, Астраханской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Тамбовской областях и Хабаровском крае.
В.А. Кузнецова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"