Правомерно ли наличие в утвержденном главой муниципального образования положении об оплате труда работников муниципальных учреждений нормы о том, что работникам учреждений, расположенных в сельской местности, устанавливается надбавка в размере 30% к должностным окладам, а работникам учреждений, расположенных в городах и поселках городского типа, та же надбавка устанавливается в размере от 15% до 30% в зависимости от стажа работы по специальности?
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (часть десятая ст. 5 ТК РФ). Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, в пределах своей компетенции и с учетом мнения представительного органа работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (часть первая ст. 8, часть четвертая ст. 135 ТК РФ).
На основании требований ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом в соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, однако запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Из данных положений ТК РФ следует, что работодатель вправе определять размер доплат и надбавок конкретному работнику или категории работников, в том числе исходя из их квалификации (например стажа работы).
Статья 2 ТК РФ среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений провозглашает принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, принцип равенства прав и возможностей работников, принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы. Часть вторая ст. 3 ТК РФ устанавливает запрет на ограничение в трудовых правах и свободах или получении каких-либо преимуществ (дискриминацию) независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста и т.д.
По нашему мнению, установление работникам, работающим на одинаковых должностях в разных местностях, надбавок в различном размере (в том числе установление зависимости их размера от стажа работы в одном случае и независимости от стажа в другом) не нарушает названные принципы и не свидетельствует о дискриминации, если работа в конкретной местности характеризуется объективными качественными особенностями, являющимися основанием для установления другого размера надбавки.
Как видно из части второй ст. 262 ТК РФ, п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", п. 1 постановления Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" и ряда других нормативно-правовых актов, законодатель признает работу в сельской местности имеющей определенные особенности, которые дают сотрудникам, выполняющим работу в таких условиях, право на дополнительные гарантии. Поэтому мы полагаем, что установление в муниципальном правовом акте различного размера надбавок в зависимости от того, в какой местности выполняется работа - в сельской или городской, не противоречит закону.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
5 февраля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.