Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
Конституция Российской Федерации (ст. 37) признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры. Это право может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Законодательное определение в ст. 398 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) понятия коллективного трудового спора позволяет выделить его отличительные признаки:
- сторонами спора являются работники (их представители) и работодатели (их представители);
- стороны не смогли сами урегулировать возникших между ними разногласий без применения специальных (примирительных) процедур;
- предмет спора - установление и изменение условий труда (включая заработную плату), заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений, а также отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов;
- работники (их представители) должны заявить о своих требованиях либо провести коллективные переговоры.
При этом наличие разногласий еще не свидетельствует о возникновении коллективного трудового спора. Такой спор может возникнуть, если разногласий не удалось урегулировать.
Не является коллективным трудовым спором несогласие одной из сторон (работодателя или работников) с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении минимума необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве), в которой проводится забастовка. Нельзя отнести к коллективным спорам и дело о признании забастовки незаконной.
Днем начала коллективного трудового спора является день сообщения или несообщения в соответствии со ст. 400 ТК РФ работодателем (его представителем) решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей).
Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
Она рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Примирительная комиссия в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, ТК РФ, другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и коллективных трудовых споров.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Она создается на период рассмотрения коллективного трудового спора и является, по сути, первым и обязательным этапом его урегулирования.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Срок формирования комиссии зависит от уровня социального партнерства. Если коллективный трудовой спор возникает между конкретным работодателем и работниками (локальный уровень социального партнерства), то примирительная комиссия создается в срок до 2 рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
Если же спор выходит за рамки локального (возникает на иных уровнях социального партнерства), то срок создания примирительной комиссии продлевается до 3 дней со дня начала коллективного трудового спора.
Моментом начала коллективного трудового спора считается:
- на уровне организации - день письменного сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) по истечении 3 рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора;
- на уровне выше организации - день письменного сообщения решения представителей работодателей (объединений работодателей) об отклонении всех или части требований профессиональных союзов (их объединений) или несообщение представителями работодателей (объединений работодателей) по истечении 1 мес. со дня получения требований от профессиональных союзов (их объединений) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения.
Дата вручения требований работодателю (представителям работодателей) должна быть зафиксирована в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.
При этом работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения требования работников.
Важно отметить, что интересы работников организации при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Представителем работодателя при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами организации и локальными нормативными правовыми актами. При этом интересы работодателей при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие объединения работодателей.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.
Решение сторон об образовании примирительной комиссии после согласования ее количественного состава оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон.
При этом регламент работы примирительной комиссии устанавливается самой комиссией. В ходе рассмотрения коллективного трудового спора стороны представляют членам примирительной комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора. Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом заседания примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора с участием представителей сторон и подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии.
В протоколе, имеющем обязательную силу для сторон коллективного трудового спора, фиксируются конкретные договоренности, указывается, что спор считается урегулированным. Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания примирительной комиссии и представителей сторон, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например приглашение посредника или создание трудового арбитража).
Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 мес. в течение 1 года. Отдельные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению споров в составе примирительных комиссий. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не должна превышать 3 мес. в году.
Члены примирительной комиссии имеют право:
- запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
- при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон в период рассмотрения спора;
- предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;
- подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.
Срок рассмотрения примирительной комиссией коллективного спора зависит от уровня социального партнерства.
При локальном коллективном трудовом споре примирительная комиссия обязана рассмотреть его в течение 3 рабочих дней со дня создания комиссии.
Иные уровни социального партнерства обязывают примирительную комиссию рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней.
В силу ст. 401 ТК РФ ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Также стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Кроме того, работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии:
- предоставить помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехника);
- информационное обеспечение, необходимое для рассмотрения выдвинутых работниками требований;
- гарантии членам примирительной комиссии не ниже тех, что предусмотрены законом.
В статье 416 ТК РФ сказано, что представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещений для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению, могут быть привлечены к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 5.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.
Потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже представительный орган работников может только при уклонении работодателя от переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.
Список литературы
1.Об утверждении Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией: постановление Минтруда России от 14.08.2002 N 57.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 03.12.2012).
В.В. Семенихин,
руководитель "Экспертбюро Семенихина"
"Бухгалтер и закон", N 2, март-апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер и закон"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017217
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru